Гамбит Артемьева
Герман ЗВЕРЕВ, Президент Ассоциации добытчиков минтая9 ноября президент Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета, рассмотревшего 19 октября состояние рыбохозяйственного комплекса страны. Всего пятнадцать поручений. Документ прорабатывался и весьма тщательно. В результате предложены решения для многих острых проблем.
Конечно, самое главное – увеличение срока закрепления квот с десяти до пятнадцати лет и использование определенного процента квот для строительства рыбопромыслового флота.
Следующее по важности – отмена налоговых льгот для большинства рыбопромышленных предприятий. Однако драматического увеличения налоговой нагрузки на отрасль не произойдет. С учетом прогнозируемой по итогам года отраслевой выручки в 145 – 155 млрд. рублей и поэтапного снижения экспортных пошлин налоговая нагрузка на рыбную отрасль, по оценке аудиторско-консалтинговой компании ФБК Grant Thornton, составит менее 10% (при среднероссийском уровне – 14%).
Весьма категорично сформулирована задача по ветеринарному оформлению – осуществлять соответствующий надзор только в районах промысла. Конечно, и здесь есть развилка, но вряд ли получится у Россельхознадзора сильно отклониться от заданного президентом вектора, хотя попытки такого рода происходят. Рыбопромышленным предприятиям предлагают подписать какое-то соглашение об электронной сертификации. Соглашение, которое еще год назад пытались навязать нашим коллегам из молочной отрасли и розничной торговли. Не получилось. Сейчас сказку про белого бычка пытаются рассказывать рыбопромышленным предприятиям.
Президент очень жестко и конкретно поставил задачу по прекращению права на промысел для тех предприятий, которые в нарушение закона находятся под контролем иностранных инвесторов.
Напомню, что 19 октября на заседании президиума Госсовета руководитель ФАС Игорь Артемьев привлек внимание президента резкими и эмоциональными высказываниями на этот счет. По словам главы ФАС, в рыбной отрасли сохраняется значительное присутствие предприятий, незаконно контролируемых иностранными инвесторами. Игорь Юрьевич разыграл классический гамбит, цель которого заключалась в одном – показать выдающуюся и незаменимую роль ФАС, намекнув на нерасторопность отраслевого регулятора и неосведомленность основного докладчика на заседании. И руководитель рабочей группы, и руководитель редакционной группы оказались в тени громких заявлений Артемьева.
Гамби́т (от итальянского gambetto – подножка) – общее название шахматных дебютов, в которых одна из сторон резко обостряет начало игры в целях ее быстрейшего развития. В нашем случае руководитель одного из ведомств мастерски поставил подножку своим коллегам. Почему у меня есть основания для такого вывода? Поясню.
При подготовке доклада «О состоянии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» рабочая группа по подготовке заседания уже через несколько дней после своего создания направила в ФАС запрос, с просьбой оценить масштаб присутствия иностранных компаний в рыбной отрасли и назвать соответствующие факты. Предполагалось на основании материалов ФАС подготовить соответствующий раздел в докладе.
24 июня 2015 года был получен ответ №КА/32036/15, в котором было сказано четко и ясно: «В настоящее время ФАС не имеет актуальных сведений о предприятиях рыбохозяйственного комплекса, осуществляющих добычи (вылов) водных биологических ресурсов и находящихся под контролем иностранных компаний».
Проект доклада дважды рассматривался на заседаниях рабочей группы по подготовке заседания президиума Госсовета и несколько раз рассылался в ведомства «на почитать». ФАС трижды (в июне, июле и сентябре) направляла свои замечания к проекту доклада, но в замечаниях (а они многостраничные) не было информации о контролируемых иностранцами компаниях. Теперь понятно, что это было сделано специально. Это была подготовка к гамбиту, который Игорь Артемьев разыграл на заседании президиума Госсовета.
Как результат, из пятнадцати президентских поручений по четырем головным исполнителем определена ФАС. Вот этого и добивался руководитель антимонопольной службы – перехватить аппаратное лидерство у отраслевого регулятора и получить полномочия по регулированию в рыбной отрасли.
И добился.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев
Fishnews
Ноябрь 2015 г.