Приватизация науки

27 сентября 2013 года
Вячеслав ЗИЛАНОВ

В случае приватизации наука повторит судьбу промразведки

Вести устойчивое рыболовство возможно только при полноценной работе научно-исследовательских институтов. Не выделяя науке достаточный объем средств, государство рискует лишиться водных биоресурсов, считает почетный работник рыбного хозяйства Вячеслав Зиланов.

Суть задач, целей и принципов работы рыбного хозяйства страны изложена в целом ряде документов государственного уровня: законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ» и Конвенции ООН по морскому праву. Конвенция обязывает все государства, подписавшие ее, вести промысел на устойчивом уровне, то есть эффективно эксплуатировать ресурсы и обеспечивать их сохранность. В нашей стране работы по организации рационального ведения промысла выполняют несколько государственных структур, среди которых важную роль играют научно-исследовательские институты системы Росрыболовства, отметил председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна, заслуженный работник рыбного хозяйства РоссииВячеслав Зиланов.

Зона ответственности этих институтов – вся исключительная экономзона РФ, колоссальная ресурсная база. И последствия от недофинансирования или, тем более, приватизации отраслевых НИИ могут быть негативными.

– Плохо придется, конечно, самой науке, – оставшись без государственного финансирования, она не сможет полноценно работать, – поделился мнением в интервью Fishnews представитель рыбной отрасли. – Но хуже всего будет самому государству: если наука не сможет обеспечить промысел необходимой информацией, то у нас очень быстро упадет вылов. А если Россия не сможет осваивать ресурсы своей экономзоны, то неизбежно вмешаются международные организации и отберут их у нас. И тогда многие наши известные и уважаемые во всем мире ученые просто уедут работать за рубеж.

По мнению Вячеслава Зиланова, подобный опыт у нашей страны уже есть – это судьба промысловой разведки. «Все рыбохозяйственные бассейны: Северный, Дальневосточный, Азово-Черноморский, Западный и даже Каспий находились под контролем отделений промразведки. Она занималась обеспечением флота сырьевой базой в традиционных районах лова, по сути, наводила флот на рыбу, и также вела работу по открытию новых перспективных объектов как в терводах, так и в открытой части Мирового океана. Вся эта работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами», – напомнил собеседник Fishnews. По его словам, неожиданное решение Правительства во главе с Борисом Ельциным о приватизации промразведки вызвало возражения руководства и представителей отрасли. Однако руководство страны стояло на своем, и приватизация была проведена.

– И где сейчас промысловая разведка? Флот распродан, кадры разбежались, и сырьевая база толком не осваивается. Кто-то может возразить, что добыча все равно продолжается, однако объемы стали несопоставимыми. В той же российской исключительной экономзоне, согласно оценкам ученых, можно добывать не менее 6 млн. тонн в год. Сейчас же средний годовой вылов почти на 2 млн. тонн меньше, – комментирует эксперт. – Кто-то также может возразить, что добывать некоторые объекты экономически невыгодно. Это не совсем правда, потому что невыгодным это становится только из-за того, что промразведкой (поиском и освоением новых районов) занимаются сами рыбаки. А это, конечно, повышает их материальные расходы, и начинаются разговоры о том, что ловить те или иные объекты невыгодно, – анализирует председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна.

Вячеслав Зиланов согласен с тем, что финансирование науки пора «реформировать». «Во времена работы в ПИНРО и в международных организациях я постоянно занимался открытием новых районов и объектов промысла, а также совершенствованием системы прогнозирования и управления запасами биоресурсов. И конечно, могу подтвердить, что научные исследования и получение достоверных результатов – это хотя и затратный механизм, но окупаемый. И также могу с уверенностью сказать, что в последние годы наука явно недофинансируется», – заявил представитель отрасли.

По словам Вячеслава Зиланова, с ним солидарны и другие руководители отраслевых и научных организаций. Согласно данным, которые приводил профессор Лев Бочаров на III Всероссийском съезде рыбаков, вместо необходимых 6-7 млрд. рублей наука получает от силы 3-3,5 млрд. Кроме этого, если отраслевым НИИ нельзя распоряжаться «научными» уловами, то государство должно компенсировать эти потери, и тем более расходы на уничтожение ВБР. Также государство должно обеспечить науку современным рыбопромысловым флотом, – этого просто требует и время, и цели. «Сейчас наука каждый год списывает свои суда, потому что они катастрофически устаревают, – напомнил о тревожной тенденции собеседник Fishnews. – Научно-исследовательский флот отстает от мирового уровня на два-три порядка».

C учетом этого, председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна считает, что идеи глобальных реформ как отраслевой науки, так и рыбного хозяйства страны в целом должны более серьезно обсуждаться с представителями научного сообщества и рыбной промышленности.

– Руководство страны должно быть с рыбаками в постоянном контакте, все решения должны приниматься сообща, а не так, как это делается сейчас. Практика, при которой оформление протоколов рабочих встреч и совещаний происходит без учета предложений рыбопромышленников, отражается на качестве управленческих решений и на реальной экономике, – резюмировал Вячеслав Зиланов.

Текст полностью читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.