События

Заседание президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Астрахань, август, 2007 г. Часть 1.

Заседание президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Астрахань, август, 2007 г. Часть 1.

31 августа в Астрахани Президент РФ Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам эффективного управления рыбохозяйственным комплексом страны.

Fishnews.ru публикует полный стенографический отчет о заседании.

Владимир ПУТИН, Президент Российской Федерации: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Отмечу, что к этим вопросам мы за последние несколько лет обращались не один раз. Именно здесь, в Астрахани, состоялось одно из первых региональных совещаний по этому вопросу. А совсем недавно в рамках нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса» подробно анализировалась ситуация с аквакультурой.

В Послании этого года поставлены новые задачи, связанные с развитием всей рыбной отрасли и получением здесь максимальной выгоды. Это приоритетная поддержка переработчиков рыбы внутри страны и пресечение незаконной ловли и контрабанды. Это сбережение водных биологических ресурсов и их развитие в интересах будущих поколений.

Между тем изменения в отрасли пока идут медленно. А ее конкурентоспособность абсолютно не соответствует богатейшему потенциалу отечественных рыбных ресурсов. Кардинальных позитивных перемен как в добыче, так и в переработке рыбы не произошло. Мы по-прежнему продаем сырье, причем достаточно дешево, и потом переплачиваем, покупая импортную морепродукцию. А на нее, мы с вами это хорошо знаем, есть высокий спрос у наших российских потребителей, и возможности у российских потребителей выросли и продолжают расти в последнее время.

Считаю, что надо еще раз тщательно и подробно проанализировать причины сложившегося положения дел, но главное – наметить действенные меры по скорейшему изменению ситуации. Рабочая группа Госсовета подготовила предложения, которые нам предстоит обсудить. Предлагаю прежде всего остановиться на главных системообразующих вопросах. Первое – это порядок определения объема уловов и их квотирования. Сейчас такие объемы законодательно установлены для всех 250 добываемых водных биоресурсов. Однако действительно высокий уровень освоения имеют не более 50 объектов рыболовства. Причем только официальный недолов сегодня составляет около полутора миллионов тонн. Ситуацию серьезно осложняет несовершенство механизма закрепления доли на вылов рыбы за приморскими регионами. А вы знаете, что их экономика традиционно опирается на рыбную промышленность. Некоторые населенные пункты исключительно занимаются только этим видом производства, и, соответственно, люди зависят от него. Существующая сейчас процедура ограничивает возможности оперативного регулирования промысла, этим самым порождает незаконный вылов и коррупцию. В итоге экономика страны теряет и сырьевую базу, и налоговые платежи.

Одним из самых проблемных вопросов остается рыбный промысел в экономической зоне России за пределами 12-мильной таможенной зоны. Зачем нам такая экономическая зона? Мы объявили, что это наша экономическая зона. Она вообще наша или чья? Она для кого создана? Мы не имеем там никаких механизмов учета и контроля за объемами вылова и экспорта рыбных ресурсов. Сам экспорт не проходит таможенного оформления. Мы не имеем и международных соглашений с большинством стран, потребляющих данную продукцию. Отсутствуют правовые механизмы космического мониторинга за передвижением судов и в сфере информационного обмена. В целом промысел в российской морской экономической зоне является источником крупнейших нелегальных финансовых потоков. И от Правительства требуется незамедлительное принятие необходимых мер по наведению порядка.

Отмечу также, что борьба с браконьерством ведется у нас преимущественно силовыми методами. Эти усилия, безусловно, надо наращивать. Но бороться с преступностью надо, одновременно создавая такие экономические условия, которые стимулировали бы легальный промысел и переработку биоресурсов внутри нашей страны.

Сдерживает развитие рыбохозяйственного комплекса и неудовлетворительное состояние рыбного флота и соответствующих портов. Причем пополнение рыбного флота продолжает идти за счет устаревших иностранных судов, устаревших и физически, и морально. И, наконец, по-прежнему не созданы экономические стимулы для эффективного обслуживания рыбодобывающих судов в наших российских портах. В результате рыба продолжает ввозиться на рынки других стран.

Все сказанное – это наглядная картина, сложившаяся в нашем рыбном хозяйстве в сырьевой тенденции, и развернуть ее в другую сторону можно лишь при серьезной модернизации рыбных портов, а также за счет активного строительства судов на отечественных верфях. Чтобы решить эти проблемы, потребуется не только поддержка государства, но и широкое привлечение частных инвестиций. Хотел бы сегодня подробно обсудить механизмы их стимулирования, включая возможные формы частно-государственного партнерства. Рассчитываю очень на заинтересованный разговор в этой части.

Без преувеличения определяющее значение для отрасли имеет сегодня развитие аквакультуры. Известно, что в последнее десятилетие годовой объем мирового вылова биоресурсов четко стабилизировался на уровне примерно 95 миллионов тонн, и большинство экспертов считает, что будущее за искусственным воспроизводством рыб, других водных животных и растений. Отмечу также, что в целом ряде стран рост производства в этой сфере уже сейчас составляет семь–десять процентов в год. Вот только что мы были на одном предприятии – «Биос». Вот там тоже специалисты говорили как раз об этом. Аквакультуре у нас уделяется ничтожное внимание, сейчас она развивается медленно, не соответствуя современным требованиям. Нам нужно не просто наверстывать упущенное, а внедрять самые современные способы разведения и передовые технологии. И в первую очередь следует укрепить законодательную базу. Отсутствие законодательства об аквакультуре, других нормативных актов серьезно тормозит активность бизнеса и привлечение в эту сферу инвестиций, препятствует внедрению новых форм хозяйствования. Просил бы присутствующих остановиться на этом вопросе отдельно. Тот же руководитель предприятия «Биос», где мы были, обращал на это внимание. Лежит проект закона в Государственной Думе уже несколько лет. Почему-то Правительство не продвигает этого. Нет заинтересованности?

Я затронул лишь самые принципиальные задачи, от которых зависит подъем рыбохозяйственного комплекса страны. Рассчитываю, что при обсуждении мы уделим внимание и другим проблемам, в том числе состоянию научно-технического и кадрового потенциала отрасли.

Передаю слово Алексею Васильевичу Гордееву – Министру сельского хозяйства.

Алексей ГОРДЕЕВ, Министр сельского хозяйства: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Президиума Госсовета, участники заседания.

Рыбохозяйственный комплекс всегда имел важное значение для продовольственного обеспечения нашей страны. Наивысшие объемы уловов были достигнуты в середине 80-х годов прошлого века, тогда они достигали в РСФСР, это именно цифра по России, около 8 миллионов тонн, а потребление рыбопродукции на душу населения составляло 22 килограмма, что примерно соответствовало научно обоснованным нормам.

Нынешняя ситуация в рыбохозяйственном комплексе членам Госсовета в целом известна. Рабочей группой был подготовлен хороший подробный материал, поэтому остановлюсь в докладе на главных выводах и предложениях. Я бы обратил внимание участников заседания, что доклад сопровождается слайдами, чтобы легче воспринимать цифры. Прошу обратить на это внимание.

За последние 15 лет вылов водных биоресурсов сократился в два с половиной раза, что связано с резким сокращением экспедиционного промысла, значительно сократилось потребление рыбопродукции населением страны. Однако последние три года в отрасли наметились все же положительные сдвиги – общий вылов биоресурсов в 2006 году вырос на 2,5% и составил 3 миллиона 300 тысяч тонн, а выпуск товарно-пищевой продукции, включая консервы, увеличился примерно на 1,5%. Позитивная динамика сохраняется и в нынешнем году.

Россия продолжает играть заметную роль в международной торговле рыбными товарами. Россия сегодня занимает 6-7 место среди стран, добывающих и перерабатывающих рыбную продукцию. Экспорт рыбопродукции в 2006 году составил 1 миллион 300 тонн, в том числе, Владимир Владимирович, Вы эту проблему подчеркнули, только 300 тысяч тонн в виде экспортных поставок с таможенным оформлением. Объем импорта оценивается в 900 тысяч тонн.

Увеличились налоговые поступления в бюджет и уплаты сборов за пользование водными биоресурсами, общие поступления в бюджет в прошлом году составили 21 миллиард 600 миллионов рублей.

В последние годы вырос и объем потребления рыбы и морепродуктов на душу населения. Он достиг 17 килограмм в год, хотя это далеко от рекомендуемой Институтом питания нормы в 23,7 кг.

В число главных факторов, повлиявших на позитивное развитие рыбной отрасли в последние годы отнес бы принятие Закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ряда правительственных и ведомственных нормативных актов, которые позволяют рыбакам своевременно, без срывов, выходить в море на промысел. Это происходит, к сожалению, только в последние три года.

Важную роль также сыграло долгосрочное закрепление квот за пользователями на вылов ресурсов, что исключило влияние чиновников на распределение квот и позволило компаниям планировать свою деятельность на перспективу. Вместе с тем резервы развития рыбохозяйственного комплекса имеются, и немалые. Потенциальные возможности сырьевой базы исключительной экономической зоны, конвенционных районов Мирового океана, доступных для наших компаний, а также внутренних водоемов страны оцениваются в объеме более 5 миллиона тонн, то есть в полтора раза больше, чем мы добываем сегодня.

При этом надо признать, что действующая система государственного управления рыбохозяйственным комплексом не является эффективной и оптимальной, о чем сказал Президент Российской Федерации.

Проанализировав ситуацию в отрасли, рабочая группа предлагает Президиуму Госсовета рассмотреть комплексную систему мер, направленную на развитие рыболовства и переработку биоресурсов. Определяя цели государственного управления рыбохозяйственным комплексом, необходимо отметить, что есть две главных взаимосвязанных составляющих – это природная и экономическая.

На наш взгляд, главными целями являются: сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания, долгосрочное и эффективное освоение водных биоресурсов во всех доступных районах промысла для удовлетворения потребности внутреннего рынка в качественной продукции и получения максимальной выгоды от ее реализации на экспорт. И, конечно, устойчивое социально-экономическое развитие приморских регионов Российской Федерации.

Выделил бы три важнейших целевых показателя: долгосрочное устойчивое сохранение доступной сырьевой базы – это стабильный объем общих допустимых уловов, обеспечение возрастающих потребностей экономики и населения страны продуктами переработки, здесь объем выпускаемой продукции и ее душевое потребление. И третье – повышение экономической эффективности рыбохозяйственного комплекса путем увеличения степени переработки ресурсов, в том числе реализуемой на экспорт, рентабельность производства, создание дополнительных рабочих мест, поступление налогов в местные и региональные бюджеты, – могут являться целевыми конкретными показателями.

Накопившиеся масштабные проблемы в отрасли требуют определения приоритетных задач государственного управления. К их числу мы относим семь таких задач.

- комплексное изучение водных биоресурсов;

- установление правил доступа российских пользователей к изъятию биоресурсов;

- формирование и осуществление международной политики в области рыболовства;

- воспроизводство водных биологических ресурсов;

- учет использования ресурсов;

- охрана ресурсов, контроль и надзор в области рыболовства;

- развитие аквакультуры.

Остановлюсь подробнее на самых важных. И, говоря о первой задаче, следует отметить, что комплексное изучение биологических ресурсов с целью достоверной оценки их запасов, является исключительной компетенцией государства.

В настоящее время ресурсные исследования осуществляются рыбохозяйственными НИИ не во всех районах и не в полном объеме. Районы исследований сократились примерно в 10 раз по сравнению с советскими плановыми годами. В большинстве внутренних водоемов прогноз вылова основывается на экспертных оценках.

Существующая организационно-прововая форма научных организаций – а это федеральные государственные унитарные предприятия, их недостаточное материально-техническое обеспечение, морально и физически устаревший научно-исследовательский флот, а также финансирование, я бы обратил на это особое внимание, исследований за счет так называемых «научных» квот предопределил приоритет коммерческих интересов этих организаций в ущерб достижению научного результата в интересах государства.

Принимая во внимание, что ресурсы находятся в федеральной собственности, организация и проведение исследований, а также формирование и поддержание исторических баз данных должны, на наш взгляд, осуществляться государственными некоммерческими организациями, то есть научными учреждениями и, соответственно, финансироваться из федерального бюджета в полном объеме.

Вторая задача. Установление правил доступа российских пользователей к изъятию биоресурсов. И здесь у нас наибольшее число предложений.

В соответствии с действующим законодательством, определение и утверждение объема ОДУ и их последующее квотирование для всех объектов промысла осуществляется на федеральном уровне.

Данная система показала свою эффективность в отношении отдельных видов биоресурсов, пользующихся у промышленности повышенным спросом. Вместе с тем такой универсальный подход сдерживает развитие промыслового потенциала тихоокеанских лососей, а также низкорентабельных объектов промысла и объектов неизбежного прилова. Сегодня запасы отдельных видов биоресурсов такие, как сайра, сайка, кальмар и ряд других в исключительной экономической зоне России существенно недоосваивается. Всего таких видов, где идет недоосвоение, порядка 200. Нормально осваивается всего 25-30 видов ресурсов.

С учетом данного факта, а также анализа существующего в мировой практике, представляется возможным сократить перечень видов биоресурсов, для которых необходимо устанавливать ОДУ, а также перейти на оперативное регулирование промысла тихоокеанских лососей.

Ярким примером необходимости оперативного регулирования промысла лосося является путина текущего года. Накануне землетрясения на юге Сахалина горбуша изменила традиционные пути миграции и появилась в тех районах, где промысел не осуществлялся около 30 лет. Законодательно установленный порядок утверждения ОДУ по каждому району промысла исключает возможность принятия оперативных решений по эффективному использованию сырьевой базы. Минсельхоз, Росрыболовство и Росприроднадзор в пожарном порядке, с трудом урегулировали эту проблему в текущем году.

В отношении объектов промысла, для которых будут устанавливаться ОДУ, целесообразно сохранить законодательно установленный принцип долевого распределения квот между пользователями на долгосрочной основе, например, на 15 лет. Это позволит стимулировать укрупнение компаний, обновление флота и развитие береговой переработки.

Для справки, Владимир Владимирович, сегодня на одну компанию приходится в среднем всего лишь два судна. Вот масштаб российских компаний.

Следует отметить, что в настоящее время добывающий флот находится в критическом состоянии. Его физический износ составляет около 80%, да и морально большинство судов устарели.

Считаем необходимым до конца текущего года принять Федеральную целевую программу по поддержке строительства гражданского флота на отечественных судоверфях, в которой предусмотреть специальный раздел по строительству рыбопромысловых судов, в том числе с использованием лизинговых схем.

Для биоресурсов, по которым ОДУ устанавливаться не будет, предлагается законодательно закрепить систему заявительного доступа к ним российских пользователей и использовать другие меры регулирования. Например, определение сроков промысла, количество судов, установления норм вылова и так далее, которые можно установить Правилами рыболовства.

С целью сбалансированности биоресурсов и мощностей добывающих судов, а здесь у нас явный дисбаланс, предлагается в дальнейшем закреплять квоты за пользователями с последующим распределением между рыболовными судами, которые в обязательном порядке должны находиться в собственности пользователя.

Представляется целесообразным законодательно закрепить, чтобы промысел осуществлялся только судами, находящимися в собственности российских юридических лиц, и это указано в Послании Президента. Это позволит исключить риск утраты Россией биоресурсного суверенитета.

Важной мерой сохранения и учета ресурсов будет являться введение законодательной нормы, устанавливающей обязательную доставку уловов на территорию Российской Федерации. Этот тезис поддерживает абсолютное большинство губернаторов России. Принятие данной меры должно сопровождаться экономическим стимулированием пользователей, например, снижением в этом случае ставок сбора за пользование биоресурсами и упрощение процедуры контрольно-надзорных функций при оформлении судов в российских портах.

Необходимо также решить вопрос об освобождении от таможенных пошлин и налогов российских рыбопромысловых судов, временно вывезенных для ремонта, технической модернизации и переоборудования за рубежом. Может быть, сделать для таких судов разовую налоговую и таможенную амнистию, я думаю, губернатор Юрий Алексеевич Евдокимов может эту тему более подробно рассказать.

Что касается распределения квот прибрежного рыболовства, с учетом особенностей каждого конкретного региона, данная функция должна быть передана субъектам Российской Федерации, включая и полномочия по проведению конкурсов по распределению рыбопромысловых участков и заключению договоров на эти участки.

На наш взгляд, передача этих функций в регионы позволит полностью загрузить производственные мощности и успешнее решать социальные и экономические проблемы населения прибрежных поселков.

Также предлагается изменить нормативы распределения доходов Федерального бюджета по сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации.

Третья задача. В условиях усиления роли международных организаций в управлении биоресурсами Мирового океана, формирование и осуществление международной политики в области рыболовства является важнейшей задачей государства.

К сожалению, за годы реформ районы промысла российских рыбаков за пределами исключительной экономической зоны России сократились в несколько раз. Считаем целесообразным сохранить и расширить ресурсные исследования в открытых районах Мирового океана и районах промысла, регулируемых международными договорами. А также активизировать участие России в действующих и создаваемых международных рыболовных организациях.

Особое значение имеет обеспечение неукоснительного соблюдения Россией положений международных соглашений в области сохранения биоресурсов и пресечение незаконного промысла.

Конвенциями по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике, Северо-Западной Атлантике, участником которой является Россия, сегодня предприняты, обращаю внимание, беспрецедентные меры по борьбе с незаконным промыслом. Странами-участницами Конвенции приняты международные схемы портового контроля законности прохождения выгружаемой продукции, которая уже эффективно работает в Европе.

Мы должны занять наступательную позицию в борьбе с незаконным промыслом при сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – Япония, Южная Корея, Китай, – которые сегодня являются основными импортерами рыбной продукции российского происхождения.

Предлагаем провести переговоры с этими странами по созданию единой международной информационной базы учета происхождения и оборота этой продукции и заключить соответствующие соглашения.

Как я уже сказал, со странами Евросоюза эта задача с текущего года уже решена.

Четвертая задача. Развитие рыболовства и других видов хозяйственной деятельности человека снижает потенциал естественного воспроизводства биоресурсов. В связи с этим особое значение имеет восстановление и сохранение оптимальных условий естественного воспроизводства и развитие искусственного воспроизводства. К сожалению, эта работа сегодня осуществляется инерционно, в соответствии с принципами, заложенными еще в советское время.

Предлагаем определить долгосрочную стратегию развития и воспроизводства ресурсов, определить степень участия государства, проработать механизмы привлечения в эту сферу частного бизнеса. Например, было бы эффективно передать лососевые реки и рыбоводные заводы Дальнего Востока в концессию пользователям на долгосрочной основе.

Пятая задача. Для осуществления эффективного государственного управления отраслью необходимо создать систему достоверного документированного учета. Сегодня, надо признать, и Президент сказал об этом, что у нас никакого сквозного и комплексного учета нет.

Речь идет о системе оперативного ежедневного учета вылова по районам и объектам промысла от каждого судна и каждого пользователя с использованием информационных технологий контроля географического положения судов и создании единой государственной системы сбора, учета и анализа информации о вылове, производстве, транспортировке и реализации рыбопродукции, включая информацию о работе контрольно-надзорных органов.

Эти работы нами уже ведутся, создан макет системы, обеспечивающей формирование и сбор документированной информации с использованием российской навигационной системы ГЛОНАСС и электронной цифровой подписи. В настоящее время завершается испытание макета.

При этом важно законодательно закрепить ответственность пользователя биоресурсами за фальсификацию предоставляемой информации вплоть до лишения прав на рыболовство.

Шестая задача. Достижение стратегической цели государственного управления рыбохозяйственным комплексом невозможно без эффективного функционирования системы охраны водных ресурсов, а также контроля и надзора в области рыболовства.

Приведу положительный пример в этом деле при всех имеющихся недостатках. Так, благодаря поручению Президента Российской Федерации, в апреле этого года были наконец-то внесены поправки в законы о животном мире и рыболовстве, которые установили необходимость уничтожения незаконно добытых осетровых и лососевых рыб, крабов и продукции из них. С 1 июня порядок уничтожения утвержден постановлением Правительства. Уже наметились первые результаты. За два месяца было изъято из нелегального оборота около двух тонн черной икры, и в результате черная икра практически исчезла из незаконной, подчеркиваю, незаконной продажи на рынках Москвы. Думаю, что, Владимир Владимирович, можно здесь пойти и дальше – все-таки ввести монополию на экспорт черной икры и принять нормы запрета продажи черной икры на рынках Москвы и других точках розничной торговли, которые не являются цивилизованными и не имеют соответствующих условий для хранения и учета.

Масштабы незаконного промысла и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж предопределяют необходимость совершенствования системы охраны и консолидации усилий соответствующих органов федеральной исполнительной власти.

Предлагается обеспечить четкое распределение функций охраны ресурсов, контроля и надзора в этой области между соответствующими органами исполнительной власти и жестко регламентировать взаимодействие между ними. Предусмотреть постоянное присутствие инспекторских судов в районах промысла и регулярно проводить совместные мероприятия по проверкам рыбопромысловых судов.

И седьмая, последняя задача, но не по своему значению, – это развитие аквакультуры. Уже прозвучали данные, что в последнее десятилетие мировая добыча рыбы и других гидробионтов стабилизировалась на уровне 95 миллионов тонн, и по прогнозам ФАО, имеет тенденцию к снижению. В то же время доля рыбопродукции, выращиваемая в аквакультуре, или так называемое «товарное рыбоводство», ежегодно увеличивается и составляет на сегодня уже 55 миллионов тонн.

Современное состояние аквакультуры в Российской Федерации не соответствует потенциальным природным возможностям, и объемы товарного выращивания рыбы и морепродуктов составили в текущем году всего лишь 110 тысяч тонн. Я напомню, что Россия по водному фонду занимает второе место в мире.

В 2007 году аквакультура включена в Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». За счет субсидирования кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий аквакультуры, закупки племенного материала и рыбоводной техники в текущем году уже привлечено 1 миллиард 200 миллионов рублей частных инвестиций. И мы прогнозируем, что будет обеспечен рост на 5%. Данное направление государственной поддержки необходимо сохранить и развивать, что по нашим расчетам позволит к 2012 году двое увеличить производство товарной рыбы.

Предлагаем также принять Закон «Об аквакультуре», в котором законодательно решить вопросы долгосрочного закрепления водоемов за пользователями, установление прав собственности на выращенные биоресурсы, стандартизации продукции, полученной в результате работы в аквакультуре.

В заключение хотел бы отметить, что реализация высказанных в докладе предложений позволит создать эффективную систему государственного управления отраслью как на федеральном, так и на региональном уровне. Будут решены задачи по удовлетворению потребности внутреннего рынка качественной рыбопродукцией, дополнительный мощный импульс к развитию получит рыбохозяйственный комплекс страны.

Благодарю за внимание.

В. ПУТИН: Спасибо. Вот вы про флот говорили. Разобрались, на каких условиях наш флот сдается в аренду?

А. ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, можно руководитель Агентства на этот вопрос ответит, больше их компетенция.

В. ПУТИН: Знает уже, успел там посмотреть?

Андрей КРАЙНИЙ, руководитель Росрыболовства: Владимир Владимирович, я руковожу три месяца, а работаю я в отрасли десять лет. Не наш флот в аренду сдается, это мы берем флот в аренду на условиях бербоут-чартера по морскому, а по русски – это аренда без экипажа. У нас 86 судов из 3200 находится в бербоут-чартере. Мы будем предлагать бербоут-чартер, вообще иностранцев убирать из нашей зоны, исключительной экономической и неисключительно экономической. Нечего им здесь делать, если своими словами говорить.

В. ПУТИН: И наши суда тоже в аренду сдаются.

А. КРАЙНИЙ: У нас не могут просто купить, не хватает ресурсов доступных, у компаний нет. Алексей Васильевич про это говорил. У нас в Советском Союзе были объединения крупнейшие, скажем, как Запрыба в Калининградской области – 124 парохода. А в результате приватизации из 10-12 компаний создалось 220. Ресурсов нет доступных, активов нет, кредиты брать не подо что. А флот – штука дорогая, современный корабль от 15 до 30 миллионов долларов стоит. Вот и получается, что донашиваем то, что отцы построили.

Сергей ИВАНОВ, Первый Вице-премьер: Не отвечает запросам.

В. ПУТИН: Не отвечает. Считалось, что новый порядок распределения квот поможет предприятиям создать такие условия, при которых финансовые учреждения будут выдавать им долгосрочные кредиты, поскольку за ними будут закреплены квоты на длительный период времени и, соответственно, для банков это будет как гарантия того, что они кредитоспособны будут.

А. КРАЙНИЙ: У нас сейчас квоты на пять лет закреплены, 31 декабря 2008 года заканчиваются, мы будет предлагать на более длительный срок, скажем, 10 лет, чтобы окупилось судно. Но вот эти процессы консолидации отрасли только-только сейчас начинаются, и наши банки, к сожалению, очень неохотно идут. Ведь что такое квота? Это право на вылов в воде, это фьючерс. И наши банки, к сожалению, очень неохотно идут. Единственный банк, с которым мы готовим Соглашение, это Россельхозбанк готов выделить 50 миллиардов рублей, в том числе и на постройку флота.

В. ПУТИН: То есть, нельзя сказать, что эта мера сыграла ту роль, на которую мы рассчитывали?

А. КРАЙНИЙ: Вы знаете, пока нет. Дело в том, что у нас очень много компаний – «рантье», так называемых «рыбаков на диване» – флота уже не осталось, квотами торгуют. И получается, что на более длительный период мы им квоты даем, тем лучше они себя чувствуют. И торгуют они квотами таким образом: условно говоря, 50 рублей показывают по Соглашению о совместной деятельности, а 500 рублей – дают счет, куда переводить деньги.

В. ПУТИН: Понятно. И они никакого флота не заказывают.

А. КРАЙНИЙ: И они никакого флота, естественно, не заказывают. И мы пока эту грядку не проредим, пока эту сурепку не повыдергиваем, чем на более длительный период будем давать квоты, тем лучше им будет.

В. ПУТИН: Но Вы-то сейчас говорите – на 10 будем предлагать…

А. КРАЙНИЙ: А мы предлагаем сначала квоты изъять у компаний-рантье…

А. ГОРДЕЕВ: То, что на пять лет закрепили квоты, сыграло очень большую роль. Но это был первый шаг и, к сожалению, недостаточный, о чем говорит Андрей Анатольевич. Мы не сделали так, что компания должна обязательно иметь не просто судно, а иметь его в собственности – это судно. И дальше надо перейти, я в докладе говорил, не просто на юрлицо давать квоту, а все-таки, как в ближайших странах, еще и квотировать судно, чтобы у нас мощности были сбалансированы с биоресурсами, потому что у нас сейчас происходит по дефицитным биоресурсам, высокорентабельным, мощности превышают в 10 раз, в 15. Они просто получают разрешение в море, явно нерентабельное, но выходят и потом работают почему-то прибыльно и понятно, почему.

В. ПУТИН: Все понятно, но в то же время получают квоты те, у которых никакого флота нет, а потом они перепродают эти квоты и все. А те мужики, которые реально работают – ни фига не имеют!

А. КРАЙНИЙ: Они квоты покупают у компаний-рантье.

В. ПУТИН: А почему вы даете?

А. КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, понимаете, какая штука…

А. ГОРДЕЕВ: Исторический принцип.

А. КРАЙНИЙ: Исторический принцип – это одно…

В. ПУТИН: Какой исторический принцип, ну что вы!

А. ГОРДЕЕВ: Когда мы закрепляли квоты, мы отдали квоты тем, исторически, кто на аукционах покупал эти квоты…

В. ПУТИН: Алексей Васильевич, ну слушайте, если мы все время будем к истории обращаться, что это за принцип – «исторический»? Если жулики были жуликами…

А. ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, мы не говорим, что это правильно.

В. ПУТИН: Мы, опираясь на этот исторический принцип, это жульничество будем сохранять вечно тогда! Ну и что?

А. ГОРДЕЕВ: К сожалению, либеральный подход такой был высказан.

В. ПУТИН: Да ладно Вам!

А. КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, дело в том, что у нас, к сожалению, нет механизма изъятия квот. У нас до смешного: все что угодно – смерть физического лица, банкротство юридического лица, а за браконьерство – изъять квоты не можем. У компании, у которой флота нет – изъять квоты не можем. И поправку принять не можем!

В. ПУТИН: Вы знаете, у нас все то же самое было в период приватизации с объектами недвижимости – что-то приватизировано на условиях того, что будет инвестировано или сохранится вид деятельности за тем или иным предприятием… В конечном итоге стало ясно, что это тоже путь такой скользкий, поскольку эти инвестусловия не соблюдались сплошь и рядом. Забывались, за взятки чиновникам, и все. В конечном итоге все-таки мы начали поправлять ситуацию за последние лет пять, но почему в этой сфере нельзя сделать? И здесь нужно делать то же самое.

А. ГОРДЕЕВ: Мы предлагаем сейчас. Владимир Владимирович, к этому нужно было нам подойти в понимании того, что отрасль специфическая, и нельзя общие меры либеральных подходов на нее так шаблоном.

Конец 1-й части.
Часть 2-я доступна по гиперссылке.

Fishnews.ru