Интервью

16 апреля 2015 года
Советник губернатора Сахалинской области Игорь БЫСТРОВ

Нужен механизм совместной работы малых, средних и крупных предприятий

Игорь БЫСТРОВ, Советник губернатора Сахалинской области

Новое руководство Сахалинской области намерено плотно заняться вопросами, которые вот уже не первый год стоят перед островным рыбохозяйственным комплексом. Задача непростая, учитывая ту пеструю картину, которую представляет собой рыбный бизнес региона: множество предприятий с разной спецификой, разными объемами производства. О поручениях, отданных в этой связи главой региона, и работе, направленной на их реализацию в интервью Fishnews рассказал советник губернатора Сахалинской области Игорь Быстров.

– Глава Сахалинской области Олег Кожемяко уже поставил ряд задач, которые требуется решить для развития рыбохозяйственной отрасли, играющей особую роль для социально-экономического положения региона. Игорь Михайлович, какие это поручения и чем они продиктованы?

– В ходе совещания с участием рыбаков Олег Николаевич поставил ряд задач региональному агентству по рыболовству. Во-первых, организовать обеспечение свежей и охлажденной рыбой населения области. Во-вторых, продумать и согласовать с представителями малого бизнеса меры поддержки малых предприятий. В-третьих, подготовить предложение по увеличению количества хозяйствующих субъектов, участвующих в промысле кеты.

Поручения главы региона отражают направления, по которым необходимо работать для решения проблемных вопросов. За последние несколько лет значительная часть населения области переехала в Южно-Сахалинск, покинув другие муниципальные образования региона. Произошел отток ресурсов, в том числе налоговых, в областной центр – в районах жизнь идет с большим трудом, серьезно пострадала их экономика. Напомню, что один из основных источников собственных доходов муниципальных образований – НДФЛ. В том числе от рыбохозяйственной деятельности. Это очень важный момент. К сожалению, сегодня в правовой базе есть положения, которые не дают сохранить ресурсы за районами.

К примеру, одним из критериев, в соответствии с которыми определяется победитель конкурса по распределению рыбопромысловых участков, является близость рыбоперерабатывающего завода претендента к РПУ. Так предусмотрено в законодательстве. Но это критерий только на момент торгов. Что получается? Конкурс проходит – компания на законном основании (в правовой базе нет ограничений) переходит в Южно-Сахалинск. В итоге промысел осуществляется в муниципальном образовании, а налоги и прочие профиты достаются областному центру. И это проблема для наших территорий. Один из путей ее решения – поддержка малого и среднего бизнеса.

– На этой теме хотелось бы остановиться подробнее. Врио губернатора поручил в ближайшее время представить новый порядок поддержки малых и средних рыбопромышленных предприятий в Сахалинской области, с понятными и прозрачными механизмами. Какая работа сейчас ведется в этом направлении?

– Хотелось бы отметить, что в нынешних условиях развитие малого и среднего предпринимательства заявлено как приоритет на уровне руководства страны. Недавно эта тема рассматривалась на заседании Госсовета, которое проводил президент РФ Владимир Путин. Таким образом, стимулирование малого и среднего бизнеса – реализация поручений главы государства.

Кроме того, как я уже сказал, через развитие таких форм предпринимательства предполагается решать проблему перетока финансовых средств, в том числе налоговых, из мест производства в крупные центры.

Для развития малого и среднего бизнеса необходимо, чтобы все его предложения, мнения доводились до структур, принимающих решения. Нужно, чтобы малый и средний бизнес были услышаны. А для этого необходимо выстраивать вертикаль. И это касается в том числе общественных объединений.

Поддержку малого и среднего предпринимательства мы предлагаем организовать таким образом, чтобы бюджетные средства, по которым главным распорядителем является областное агентство по рыболовству, проводились бы через муниципальные образования. И первым условием оказания помощи будет регистрация хозяйствующего субъекта в районе. Помните, какое-то время назад ВНИРО разработал проект Концепции развития рыболовства в прибрежных регионах Российской Федерации?

– Да, но потом почему-то разговоры об этом документе затихли.

– Олег Николаевич посоветовал обратить внимание на содержание концепции, и при обсуждении с рыбаками мы нашли в этом документе достаточно много интересных вещей.

Для нас развитие малого бизнеса имеет два направления – это развитие территорий, на которых предприниматели работают, и возможность задействовать своеобразие малого бизнеса. Крупные предприятия – это большие объемы. У малого и среднего предпринимательства своя специфика, своя ниша. И мы можем гармонично развивать отрасль, реализуя программы для крупного бизнеса и программы для малого бизнеса.

На сегодняшний день уловы традиционных объектов промысла стабилизировались на определенном уровне, и колебание объемов в основном определяется состоянием популяций. Но у нас есть и недоиспользуемые объекты, есть возможности по производству технической продукции из ВБР. Сейчас этот раздел у нас практически выпал. Именно небольшие, маневренные, гибкие предприятия способны сформировать условия для прорыва в сфере производства технической продукции. Причем уйти от лозунга – «Давайте утилизировать отходы» – к реальному делу: к производству продукции с активизацией промысла недоиспользуемых объектов.

– Вы отметили, что у малого и среднего бизнеса своя ниша. В последние годы в Сахалинской области очень активно поднималась тема противостояния крупного и малого предпринимательства в рыбной отрасли. По вашему мнению, можно наладить работу таким образом, что каждый будет себя комфортно чувствовать в своей нише и такие масштабы столкновение не будет приобретать?

– Противоречия в основном возникли по одной причине. Мы сейчас сосредоточились на двух объектах: 75-78% вылова Сахалинской области (в зависимости от года процент варьируется) – это минтай и лососевые. Для увеличения доли уловов других видов водных биоресурсов не хватает инструментов регулирования и ввода в промысел. Не говоря уже о механизмах стимулирования. Созданы условия для использования ресурсов по минтаю. А как же условия по использованию гребешка, наваги, корюшки, непищевых объектов в акватории нашего региона?

Почему глава области и поставил задачу действовать через муниципальные образования – это своеобразная вертикаль проектов. От субъекта Федерации через муниципальные образования до производственных мощностей, которые развивает бизнес на конкретных территориях. Своеобразие условий нельзя увидеть из Южно-Сахалинска, а тем более из Москвы. Следующий этап – выход на федеральные программы.

– Бизнес, по вашему мнению, заинтересуется предлагаемой поддержкой?

– Сегодня, когда уже предметно подошли к реализации поручения главы региона – к встречам, консультациям с представителями малого, среднего и крупного предпринимательства, к сбору их предложений и пожеланий, мы не обнаружили неразрешимых противоречий. Всех волнуют, в общем-то, одни и те же проблемы. Первое – прозрачность и стабильность доступа к ресурсам. Второе – все серьезно обеспокоены браконьерством. Ведь как рассуждает предприниматель, который ведет свой бизнес в рамках правового поля? «Я работаю легально, а браконьер демпингует, я ему не конкурент». Затраты законопослушного бизнеса намного выше, чем у того, кто действует по серым схемам.

Поэтому да, есть свои противоречия во взаимоотношениях предпринимателей, но мы не нашли вопросов, которые нельзя было бы урегулировать. И Олег Николаевич поставил задачу довести эту работу до конца.

– Вы упомянули среди поручений врио губернатора организацию промысла кеты. Вокруг вопросов регулирования добычи лососевых в Сахалинской области ежегодно разгораются споры, их отголоски доходят и до Москвы. Рассматривались ли уже возможные меры организации предстоящей путины с представителями бизнеса?

– Это тема обсуждалась и с малым, и с крупным бизнесом. Хотелось бы отметить, что никто не просит, чтобы были предприняты такие шаги, которые подорвут ресурс. Все сегодня свои позиции формируют как долгосрочные – чтобы обеспечить возможности работы на перспективу.

Задача формулируется со всех сторон единым образом: мы должны увеличить количество предприятий, которые участвуют в промысле кеты – причем малого, среднего, крупного бизнеса. Это не только потребность экономическая – это реально и с точки зрения биологии запаса. А вот сколько неводов можно будет поставить, зависит от того, насколько в конкретном месте есть рыба. Чтобы у недобросовестных участников рынка не было возможности легализовать незаконные уловы. Борьба с браконьерством – одно из основных направлений работы.

Я проводил обсуждение с бизнесом по вопросам регулирования промысла кеты, организованы определенные согласительные процедуры. Сложно не согласиться к примеру, с предложением о том, что поддерживать необходимо не только искусственное воспроизводство, но и повышение нерестового потенциала диких рек и восстановление диких популяций. С предложениями о космическом мониторинге морских неводов и искоренении нелегального дрифтерного промысла на траверзе реки Найба. Да и задача-то ведь не в том, чтобы сделать всех согласными. Задача – организовать конструктивную работу.

Вообще нельзя замалчивать разногласия, не давать высказаться оппоненту. Необходимо услышать все стороны, и решения должны приниматься на законных основаниях. Выстраивание такой системы – сейчас главная задача. Нужен механизм совместной деятельности малых, средних и крупных предприятий.

– А есть ли уже какие-либо наметки по реализации поручения об обеспечении населения свежей и охлажденной рыбой?

– Решение этого вопроса включает различные аспекты, это многокомпонентный вопрос. Прежде всего, мы рассмотрим источники поставки рыбопродукции. Нужно учитывать, что в цепочке доставки рыбы до потребителя – несколько звеньев. У рыбаков свои задачи, у ретейла, торговли – свои.

Мы живем на берегу моря, прибрежные воды богаты ресурсами, но почему свежей и доступной для основной части населения Сахалина рыбопродукции нет на прилавках? Решать эту проблему, на наш взгляд, нужно в нескольких направлениях. Во-первых, обеспечивать рыбными товарами ветеранов, пенсионеров, инвалидов. Такая социально направленная деятельность в регионе уже налажена. На сегодняшний день рыбаки подтвердили, что нет необходимости менять выбранную схему, издержки они готовы взять на себя – по промыслу, производству продукции, доставке ее до определенной точки. Механизм распределения между потребителями – это уже другой вопрос, мы его будем обсуждать отдельно.

Второе направление – это продажа продукции из водных биоресурсов по доступным ценам. Перед рыбаками, торговлей, Роспотребнадзором, Россельхознадзором, региональной ветеринарной службой стоит задача обеспечить население рыбными товарами по разумным ценам и достойного качества. Качество рыбы на наших островах должно быть выше по определению – за счет более быстрых сроков доставки продукции до потребителя. На сегодняшний день практически по всем муниципальным образованиям, даже там, где рыбу не промышляют, концептуально вопросы решены.

Но есть еще один блок вопросов – самый сложный. У нас сегодня есть чистая «браконьерка», а есть серая зона, когда рыбаки-любители сдают уловы скупщикам. Это процесс практически неконтролируемый. Мы изучили тему и пришли к выводу о том, что откладывать решение этого вопроса дальше нельзя. Объем вылова в этом секторе по многим объектам, к примеру корюшкам, пиленгасу, прибрежным видам окуней, кратно превышает выделенные для промышленного и прибрежного рыболовства. Решать проблему возможно разными путями: от прямых запретов на оборот уловов некоммерческих видов рыболовства до нормирования вылова. Выбор вариантов определяется возможностями контроля. Вместе с тем в последние годы для многих населенных пунктов Сахалинской области рыбалка стала основой жизнедеятельности. Образовались устойчивые сообщества. По предыдущему опыту, запреты только криминализуют этот сектор. Аналогичная ситуация складывается и с рыболовством КМНС. Поэтому изучается вопрос о возможных механизма вывода из тени этих объемов. Главное здесь – озаботиться, чтобы не было возможности в таком случае сбывать браконьерскую продукцию.

– Игорь Михайлович, вы сейчас озвучили основные направления для работы. Когда будут рассматриваться первые результаты?

– Реализацию поручений главы региона планируется обсудить в апреле на заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета. Сейчас задача – устранить те препятствия, которые считались непреодолимыми, создать возможности для совместной работы и двигаться дальше.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Апрель 2015 г.