Газета «Рыбак Камчатки»

Сомнения рассеяны?

19 декабря в большом зале на расширенном заседании комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике краевого Заксобрания обсуждались вопросы готовности к реализации на Камчатке постановления правительства № 184, которое с 1 января следующего года обязывает рыбопромышленные предприятия поставлять продукцию из водных биоресурсов на таможенную территорию России.

Ещё в середине ноября камчатские рыбопромышленники выражали сомнение в том, что расположенные на территории полуострова контролирующие органы и портовые службы готовы к оформлению такого потока судов и рыбы, который обрушится на них, начиная с первых дней нового года. Но краевое правительство не сидело сложа руки.

Министр рыбного хозяйства В.М. Галицын рассказал рыбопромышленникам о том, что удалось добиться за это время.

Заходы рыболовецких судов в порт увеличатся во много раз, поэтому было проведено совещание с участием пограничников, таможни, Россельхознадзора, Роспотребнадзора и капитана Петропавловского порта. На нём обсуждалось, как не допустить задержек с оформлением судов и рыбопродукции и укладываться в отведённый для этого 3-часовой временной отрезок. Пограничникам и таможенникам было предложено внести в технологическую схему оформления судов рыбопромыслового флота такие изменения, чтобы режим их работы стал круглосуточным (а не как сейчас, с 9 до 20 часов). По словам министра, пограничники и таможенники готовы перейти на такой режим работы уже с 1 января.

Масса претензий у рыбопромышленников была и по времени оформления ветеринарных сопроводительных документов. И здесь, по уверению В.М. Галицына, тоже была проделана серьёзная работа. Теперь предприятия, вошедшие в перечень аттестованных, и доставляющие выловленные в экономзоне водные биоресурсы на таможенную территорию, смогут получать необходимые ветеринарные сертификаты на рыбу и рыбопродукцию в течение тех же 3-х часов, во время которых в порту оформляется привезшее их судно. И при этом предприятию не придётся отправлять свою продукцию на лабораторные исследования, поскольку всё будет зависеть от того, насколько своевременно ветеринарные службы будут уведомлены о грузе, который предприятие планирует вывезти за пределы России.

Реальным препятствием для реализации правительственного постановления могла бы стать непростая ситуация с недоведенным до конца объединением рыбного и торгового портов, которое может привести к срыву сроков оформления судов. Но краевому минрыбхозу удалось добиться, что соответствующие документы будут своевременно подготовлены, и к 1 января на Камчатке наконец появится объединённый морской порт.

К сожалению, этот порт, похоже, ещё на долгое время так и останется единственным пунктом пропуска через границу. В отличие от Приморья, где таких пунктов 9, а на Сахалине и вовсе 13. Поэтому вся нагрузка ляжет на Петропавловский порт, куда, по прогнозам минрыбхоза края, в год будет заходить (без учёта траулеров, приписанных в других субъектах РФ) до 550 судов, занимающихся добычей рыбы в ИЭЗ. В Петропавловск придётся гонять работающие в Охотоморской минтаевой экспедиции суда – для этого они вынуждены будут делать значительный крюк. Чтобы этого не происходило, правительство края начало работу по включению в границы Петропавловского порта (на полуострове только он открыт для международного сообщения) акватории ещё 9 портпунктов на западном и восточном побережьях Камчатки. Правда, это дело весьма далёкой перспективы. Даже если удастся отстоять камчатские предложения, то на открытие портпункта обычно уходит от одного до 3-х лет. Плюс к этому надо добиться ещё и выделения из федерального бюджета на каждый портпункт по 500 млн. руб. в год, необходимых на его обустройство, содержание штата, предоставление работникам квартир и тому подобное. Решение Москвы мы узнаем ближе к лету, но особого оптимизма в словах министра рыбаки не услышали: дай бог, чтобы из дополнительных 9 портпунктов у нас появились хотя бы 2.

Но есть и хорошая новость – на Камчатке откроется представительство Росграницы, что позволит оперативно решать вопросы по организации и работе пунктов пропуска.

Максим ТРУШ