Газета «Рыбак Приморья»
В поисках плавсостава

В поисках плавсостава

Владивостокский морской рыбопромышленный колледж посетила делегация ассоциаций рыбодобывающих компаний региона. Собравшись по инициативе РИА Fishnews.ru за одним столом, представители бизнеса и отраслевого образования попытались найти пути решения «кадрового голода» на флоте.

АУ, МЫ ИЩЕМ МОРЯКОВ!

Нехватка кадров для рыбопромыслового флота сегодня налицо. Раньше всех забили тревогу те, кто непосредственно эти кадры готовит – высшие и средние учебные заведения. Но рыбакам, обремененным в то время главной заботой – как выжить, было просто не до этого. В самом деле, стоит ли волноваться по поводу того, кто будет работать у тебя через несколько лет, если не известно, переживет ли этот срок твоя компания?

Сейчас, когда положение рыбной отрасли несмотря на все кризисы и шатания стало более определенным, пришла пора пожинать плоды, а вернее их отсутствие. Рыбохозяйственный комплекс только в Приморье ежемесячно создает десятки и сотни вакансий. Флоту отчаянно не хватает людей, причем наблюдается дефицит специалистов всех уровней: как командного состава, так и рядовых матросов. Конкуренция на рынке труда велика, но не среди соискателей, а среди работодателей. Кадровые службы рыбодобывающих компаний, набирая людей на очередную путину, все чаще готовы закрыть глаза на их реальную квалификацию – как говорится, тут уж не до жиру.

Между тем важность человеческого фактора в обеспечении безопасности мореплавания никто не отменял. Участившиеся случаи мелких и крупных аварий на судах в какой-то мере вызваны старением флота, но в остальном спровоцированы элементарными ошибками, совершенными по невнимательности, небрежности или незнанию. Последнее – самое опасное, поскольку дисциплину на судне подтянуть легко, а вот вложить в головы экипажа тот уровень знаний и навыков, который у них должен быть еще до отправления в рейс, гораздо сложнее. Люди пришли на судно работать, значит они должны иметь представление о своих профессиональных обязанностях.

Катастрофы в море, слава богу, случаются не каждый день. Зато ошибки, нарушения технологических требований, брак – как раз часть ежедневной рутины на промысле. Кто будет спорить, что производительность труда у квалифицированного персонала гораздо выше, нежели у работничков «с улицы»? Большие объемы, лучшее качество, меньшие потери времени – все это непосредственным образом сказывается на прибыли компании-судовладельца. Хорошо обученный специалист – и судно не простаивает в разгар путины, оборудование не выходит из строя вследствие неправильной эксплуатации, нет травм на рабочем месте из-за несоблюдения техники безопасности, нет жалоб, безответственного поведения и пьянства на борту – ведь человек знает, зачем идет в море и готов к постоянной тяжелой работе.

МАТРОС НА ЗАКАЗ

Почему рыбопромышленники заинтересованы в развитии контактов с Владморрыбколледжем, догадаться несложно. ВМРК на протяжении десятилетий остается базовой организацией по подготовке специалистов среднего и низшего звена для рыбопромыслового флота. Его выпускников можно встретить практически на каждом судне Дальневосточного бассейна. В отличие от рыбохозяйственных вузов колледж готовит те самые «рабочие руки»: механиков и рефмехаников, судовых электриков, машинистов, судоводителей и т.д. Проблем с трудоустройством его выпускники не испытывают – их профессии востребованы от Приморья до Камчатки.

В прошлом году колледж совместно с рыбопромышленными предприятиями разработал программу подготовки специалистов начального уровня. Сначала по заявке компании-работодателя подбираются кандидаты на обучение, теоретическая подготовка проходит на базе колледжа, практика – на предприятии, куда впоследствии и приходит человек. Главное отличие программы – краткосрочность, срок обучения рабочим специальностям – от 2 до 4 месяцев. Колледж оформляет для слушателей курсов все документы и гарантирует им трудоустройство. А компании, чье руководство заглядывает в будущее, получают через несколько месяцев специалиста «под ключ».

В рамках программы начальник ВМРК Евгений Дубовик сумел наладить активную работу со службами занятости муниципальных образований, в том числе заключен договор с краевой службой занятости. Для привлечения населения к получению морских профессий и переподготовки кадров на базе колледжа действует Центр трудоустройства и профессиональной подготовки.

- Заказывайте – научим, – предложил на встрече представителям компаний Евгений Дубовик. – Если потребуется, мы подберем и выучим даже 2-3 специалистов. Просто говорите, кто именно вам нужен и мы их подготовим. Обучение проводится бесплатно, за счет бюджетных средств, выделяемых на программы занятости населения. На сегодняшний день на краткосрочных курсах можно готовить боцманов, донкерманов, обработчиков, мотористов, в том числе рефрижераторных установок, матросов, судовых электриков, машинистов рыбопромысловых машин и установок, машинистов котельных установок, тальманов, поваров, рыбаков прибрежного лова. Колледж имеет право учить даже на рыбоводов, если они понадобятся тем же теруправлениям Росрыболовства.

Потенциальные работодатели в лице президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова и члена Совета Ассоциации добытчиков минтая Александра Попова с немалым интересом ознакомились с перечнем специальностей колледжа и сразу задали конкретные вопросы. Например, смогут ли в этих стенах подготовить машинистов рыбомучной установки или электрогазосварщиков для работы в порту? Короткая экскурсия по учебным корпусам ВМРК убедила – смогут, ведь учат здесь отнюдь не «на пальцах». Предмет особой гордости колледжа – тренажерные классы. Серьезные бизнесмены и руководители компаний, не скрывая восторга, становились за штурвал на «штурманском мостике», вслушивались в гул двигателей в «машинном отделении», «отслеживали» положение судна и разбирались в оборудовании для связи с берегом.

– Рыбопромышленникам напрямую достаточно сложно выйти на контакт с учебными заведениями. Поэтому инициатива РИА Fishnews.ru усадить за один стол работодателей и руководство колледжа понравилась всем участникам. Опыт нужно признать успешным, – отметил глава медиа-холдинга «Fishnews – Новости рыболовства», член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов. – Полезными, на мой взгляд, могут оказаться и выездные совещания, проводимые на базе крупных рыбодобывающих компаний.

Схожей точки зрения придерживается и член Совета Ассоциации добытчиков минтая, генеральный директор компании «Дальвест» Александр Попов:

– Несмотря на то что наша компания не испытывает острый кадровый голод, временами как и у многих предприятий, занимающихся промышленным рыболовством, у нас возникают проблемы с подбором плавсостава. Мы думаем о будущем, ведь часть узкопрофильных специалистов, работающих на наших судах, уже находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте, а молодую смену им по некоторым специальностям в стране вообще не готовят. В докризисный период многим профессионалам было выгоднее работать на берегу, сейчас же ситуация в стране изменилась, работники и рады бы вернуться в море, но прошло время, изменились требования к уровню квалификации и знаниям. Поэтому инициативы руководства ВМРК по подготовке и переподготовке специалистов рыбной отрасли, выглядят очень своевременными и важными для отрасли и государства в целом.

В МОРЕ ИЗ СИБИРИ

Как ни странно, многие слушатели курсов и будущие рыбаки родом из совсем не морских регионов. Люди приезжают как с севера Приморья, так и из Хабаровского края, ЕАО, Амурской области, даже Красноярского края. На местах, в глубинке не было работы и раньше, а после кризиса пошли сокращения в химической, горнорудной, лесной промышленности, на железной дороге. Переучиваться во Владморрыбколледж приходят и вчерашние мальчишки, только-только из армии, и мужчины со средним, а то и высшим образованием за плечами, рассказывают в отделе дополнительного образования ВМРК. В отличие от горожан они не избалованы легкими деньгами и готовы вкалывать за 30 тысяч в месяц. Как показывает практика, основная часть все же закрепляется на рыбопромысловых судах. В рамках программы переподготовку уже прошло почти 110 человек. Подавляющее большинство из них – 80 человек – сейчас работает в море.

Главная проблема, с которой сталкивается Владморрыбколледж, готовя рядовой плавсостав, – это прохождение практики. Наблюдается странная картина, когда одни и те же компании готовы строиться в очередь за готовыми специалистами, но как только речь заходит о том, чтобы принять несколько курсантов на практику, стремительно теряют интерес к теме. Но хороший матрос или механик не свалится с неба. В колледже он получит теоретические знания и начальные практические навыки, но хотя бы пару месяцев он должен поработать на реальном предприятии. Практика нужна в первую очередь, чтобы быстро оформить все необходимые документы. Без этого дорога в море ему закрыта. Конечно, можно поступить проще и купить весь пакет документов за определенную сумму – объявлений о подобных услугах в газетах десятки, – но, пустив на борт такого моряка с липовыми бумажками, судовладелец каждый раз играет в лотерею: повезет – не повезет.

– Содействовать в прохождении практики – в интересах рыбопромышленников, – отметил начальник ВМРК. – Выгода тут очевидна: для компании это возможность присмотреться к кандидатам, кого-то сразу забраковать, а кого-то взять на заметку. Наиболее толковым парням можно заранее сделать заманчивое предложение, опередив конкурентов. И по окончании курсов на предприятие придет человек уже знакомый со спецификой работы именно на этом судне, на этом оборудовании, с этой командой.

Анна ЛИМ

  • В поисках плавсостава
  • В поисках плавсостава