Газета «Рыбак Камчатки»

Неправильные «правила»

19 августа вступила в силу новая редакция «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна». Можно было ожидать, что в них появятся изменения, которые были после всестороннего обсуждения приняты рыбацкой общественностью и региональными органами власти, и способные облегчить работу рыбопромышленных предприятий. Так ли это? На вопросы редакции отвечает министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын.

- Правила рыболовства, которые вступили в силу на прошлой неделе, должны были собрать в себе все изменения, которые в свое время вносились в действовавший до сих пор нормативный правовой акт. Предполагалось также, что в итоговый документ войдут и предложения, которые в установленном порядке прошли обсуждение на Дальневосточных научно-промысловых советах. То есть, новые Правила должны были стать единой редакцией всех изменений и дополнений для облегчения восприятия их рыбаками.

Но, к сожалению, в Правила были внесены изменения, которые не были поддержаны на ДВНПС а порой даже и не обсуждались широкой рыбацкой общественностью. К примеру, пункт 11.1 (а), запрещающий спецпромысел минтая снюрреводом в режиме прибрежного рыболовства в некоторых районах Камчатско-Курильской подзоны в итоговых Правилах оказался в редакции, против которой на прошлогоднем осеннем заседании проголосовало большинство членов ДВНПС.
Также в принятой редакции Правила теперь не допускают прилова тихоокеанских лососей при промысле в территориальном море, на континентальном шельфе и исключительной экономзоне. Но, например, на западной Камчатке промысел основного объекта – горбуши невозможен без прилова кеты и нерки, подобная ситуация существует и по другим видам лосося. Поэтому ранее и были внесены изменения в Правила, допускавшие при промысле неодуемых лососей прилов (с первоначальных двух) до 49 % от улова в весовом выражении. И тогда рыбаки без проблем показывали реальный прилов. Теперь же, чтобы соблюсти законность, рыбаку в начале промысла надо вписывать в разрешительные документы конкретный объем того вида лосося, в отношении которого предполагается прилов. Это, конечно, усложняет и заорганизовывает работу рыбопромышленных предприятий, дает лишний повод для дополнительных претензий со стороны контролирующих органов.

Есть в новой редакции Правил и другие пункты, которые необходимо изменить. Справедливости ради хотелось бы отметить, что проект Правил был размещен на сайте для широкого обсуждения в течение полутора месяцев. К сожалению, камчатские рыбопромышленники стали присылать свои замечания и предложения очень поздно, когда проект был уже зарегистрирован минюстом и практически вступил в силу.

- Получается, над Правилами, которые должны были облегчить жизнь рыбакам, нужно еще работать и работать?

- Как говориться хотели как лучше, а получилось как всегда. В краевом министерстве рыбного хозяйства проанализировали эти Правила. Часть самых актуальных предложений мы оформили в виде совместного обращения министерства и Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, и направили в Федеральное агентство по рыболовству с просьбой принять меры к незамедлительному исправлению ситуации, недопущению ухудшения условий работы камчатских рыбопромышленных предприятий на промысле.

- В начале сентября во Владивостоке состоится очередной Дальневосточный научно-промысловый совет. Будет ли на нем подниматься этот вопрос?

- Изменения в Правилах – одна из тем, которую мы предложили для обсуждения на ДВНПС, и я обязательно выступлю по этому вопросу. Правила необходимо дорабатывать и как минимум вернуть все ранее существовавшие положительные позиции, прошедшие обсуждение на научно-промысловых советах, получившие одобрение большинства рыбопромышленников и органов власти. Думаю, что к концу года основные изменения, на которые мы обратили внимание, будут внесены. Мы уже общались на эту тему с руководством ФАР и получили поддержку отраслевого ведомства.

- Какие еще темы Вы намерены поднять на ДВНПС?

- Мой основной доклад будет касаться проблемы изменений постановления правительства РФ № 560, устанавливающее Правила получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы РФ российскими рыбопромысловыми судами. Этот вопрос будет вынесен отдельно для обсуждения членам ДВНПС. В июле Росрыболовство провело совещание по этой проблеме на котором было принято решение о подготовке и направлению в ФСБ России предложений по изменению постановления. Мы также будем предлагать изменить 560-е постановление с учетом мнения рыбопромышленных предприятий и органов власти Дальнего Востока, всех, кому небезразлична деятельность компаний, осуществляющих в первую очередь прибрежное рыболовство.

- В каком направлении, по Вашему мнению, нужно изменить 560-е постановление?

- Однозначно будем настаивать на распространении действия этого постановления не только на суда, ведущие промысел (добычу) водных биоресурсов, но и на суда, занимающиеся рыболовством, а это также и приемка, обработка, перегрузка, транспортировка, хранение и выгрузка уловов. На все суда, которые задействованы в том числе и в прибрежном рыболовстве и имеют объективную необходимость пересечения границы в целях ведения своей производственной деятельности. Также будем просить отменить избыточные, по нашему мнению, санкции за нарушение 560-го постановления правительства. В нем есть положение о том, что судовладелец, судно которого нарушило законодательство о государственной границе, может быть лишен на год права на получение разрешения на неоднократное пересечение границы для судов своей компании. Считаю, что такие санкции избыточны и не способствуют нормальной работе рыбохозяйственных предприятий.

- Может быть, для решения этой проблемы достаточно расширить зону прибрежного рыболовства до 200 миль, как предлагают представители рыбацкой общественности?

- Возможно, но расширение зоны прибрежного рыболовства это вопрос, который мы пытаемся решить уже 3 года подряд. За пределами терморя прибрежникам по постановлению правительства РФ № 886 можно ловить только в Черном, Балтийском и Баренцевом морях. Это ставит дальневосточников в неравные условия. Есть объективные причины, которые обуславливают выход судов прибрежного рыболовства за пределы территориального моря и внутренних морских вод. Ведь рыба не признает границ, и в поисках промысловых скоплений рыбакам необходимо пересекать условную 12-мильную зону. Мы неоднократно на всех уровнях пытались добиться расширения районов прибрежного рыболовства. Ведь простым административным решением, без каких либо капиталовложений со стороны государства либо рыбаков расширение зоны прибрежного рыболовства до 200 миль только по дальневосточному бассейну по предварительным оценкам позволит вылавливать в год дополнительно 90 тыс. тонн водных биоресурсов и получать более 500 млн. рублей налогов в бюджеты всех уровней. Председатель правительства, побывав на полуострове в августе прошлого года, пообещал оказать содействие в решении этого вопроса. Проект постановления был подготовлен, но не удалось его «продавить» до конца, и он, как говорится, «завис» на этапе подписания после согласования всеми заинтересованными федеральными структурами. Сейчас этот документ опять находится на доработке. Надеемся, что он все-таки будет принят в этом году.

- Первые аукционы по продаже долей квот на вылов рыбы, которые более чем наполовину не были освоены в последние два года, прошли. Каковы их результаты?

- Первые аукционы, на которые были выставлены доли квот, от которых в добровольном порядке отказались пользователи по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну, состоялись весной этого года. Были выставлены лоты по кальмару Северо-Курильской подзоны, сайры Южно-Курильской подзоны и западно-камчатской сельди. В результате пользователь, предложивший максимальную цену, отказался от заключения договора практически по всем лотам. Камчатские предприятия в аукционах участвовали, но, к сожалению, им не удалось победить. 11 августа состоялся очередной аукцион, где были разыграны 2 камчатских лота, но информацией о его результатах я не располагаю. Надеюсь, что пользователи полуострова, не освоившие более 50 % квот за минувшие два года и с которыми были расторгнуты договоры, будут участвовать в аукционах. Не хотелось бы, чтобы ушли с Камчатки, к примеру, большие объемы терпуга в Петропавловск-Командорской подзоне, по которым были расторгнуты договоры и доли выставлены на аукцион. В наших интересах, чтобы доли квот добычи водных биоресурсов в прикамчатских водах (прибрежные и промышленные) остались за камчатскими предприятиями – ведь они зарегистрированы в нашем субъекте, зачастую являются градо- и поселкообразующими, а принадлежащие им суда в первую очередь доставляют уловы на береговые предприятия полуострова (и там и там работают наши земляки). Как будет в реальности – покажет время.

- Лососевая путина этого года необычна не только рекордными выловами (в последние годы мы привыкли к большим уловам), но и тем, что продукция из камчатского лосося отправилась в центральные регионы России Северным морским путем.

- Северному морскому пути сейчас уделяется много внимания. Это стратегический вопрос для России – использование СМП несомненно будет способствовать развитию северных территорий страны, их транспортной инфраструктуры и конечно Петропавловска и Мурманска, как базовых его пунктов.

И в путину этого года наши предприятия решили попробовать отправить рыбу через СМП, поскольку есть перспективы пройти его без помощи ледоколов. Тымлатский рыбокомбинат уже отправил два судна, и первое из них в ближайшее время придет в Санкт-Петербург. Использование СМП снизит нагрузку на Владивосток. В период массового хода лосося как в 2009, так и в нынешнем году перезагруженность этого порта приводила к не всегда обоснованному увеличению цен на погрузо-разгрузочные работы, хранение и транспортировку рыбопродукции. Теперь появилась конкуренция, которая, надеемся, не позволит диктовать невыгодные для рыбаков условия. А основное – это то, что рыба будет доставляться не в страны юго-восточной Азии, а напрямую в центральные регионы России, при этом максимальную прибыль получат рыбаки, а не посредники.

- Но чтобы этот проект осуществился, рыбаки нуждаются в поддержке государства.

- Безусловно поддержка необходима. И в первую очередь необходимо решение административных вопросов. Когда принималось решение возить рыбу Северным морским путем, встал вопрос оформления таможенного транзита с наименьшими потерями, поскольку предприятиям приходится гнать транспорта из Карагинской подзоны в Петропавловск (где существует пункт пропуска через госграницу и соответствующие федеральные структуры) для оформления судна и груза, и снова возвращаться, проходя мимо Карагинской подзоны. Во время этих переходов теряется порядка 6 суток, а предприятия несут большие экономические затраты, расходы ложатся на конечную стоимость продукции (на покупателя). По нашему обращению в Росрыболовстве было организовано совещание по этому вопросу с участием представителей федеральной таможенной службы и были приняты определенные положительные решения, но к сожалению ввиду ограниченности по времени реализовать их в этом году не удастся. Такие вопросы надо решать заранее и системно. Считаю, что важным в решении этой проблемы будет предлагаемое правительством Камчатского края открытие участка пункта пропуска через госграницу в поселке Тиличики.

Максим ТРУШ.