Аквакультура – не замена дикой рыбе, а дополнение
27 июня, во Всемирный день рыболовства, в пресс-центре «Парламентской газеты» прошел круглый стол на тему: «Какую рыбу покупают россияне? Развитие отечественного потребительского рынка рыбы и морепродуктов».
В дискуссии приняли участие член комитета Госдумы по природным ресурсам, экологии и природопользованию Георгий Карлов, руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин, председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев, заместитель председателя потребительского общества «Центр социальных программ» Александр Китаев.
Круглый стол начался с обсуждения недавно принятого Госдумой закона об аквакультуре и его последствий для отрасли. По словам Георгия Карлова, закон расставляет все точки над i, связанные с понятием аквакультуры и ее принадлежностью к сельскому хозяйству, определяет понятия пастбищного и индустриального выращивания гидробионтов, решает вопрос права собственности на выращенную рыбу. «Все ответы даны, и теперь нам нужно ожидать эффекта от применения этого закона на практике», – отметил парламентарий.
Он указал, что закон отдельной статьей разрубает гордиев узел в отношении прибрежного рыболовства. Как сообщает корреспондент Fishnews, сахалинский депутат выступил соавтором поправки, предусматривающей вступление в силу данной нормы уже через десять дней после официальной публикации закона. «Очень важно, чтобы уже сейчас субъекты Федерации формировали проекты постановлений Правительства по определению районов промысла и видов ВБР, в отношении которых будет разрешено осуществлять переработку на судах с дальнейшим перегрузом», – уточнил Георгий Карлов.
«Закон об аквакультуре мучительно рождался в течение 14 лет. За это время мы катастрофически скатились к тому, что производим только 140 тыс. тонн. Посмотрите на карту России и карту Китая и можете убедиться, в каком унизительном положении мы находимся. В Китае закона об аквакультуре нет, а аквакультура есть. Порядка 50 млн. тонн они производят в прудах, каналах и прочих водоемах, - заявил, в свою очередь, Александр Савельев. - Аквакультура в России – это наш национальный позор. Мы 14 лет писали закон, и сейчас еще 14 лет будем писать подзаконные акты, поэтому мы рискуем просто не дожить до результатов этой изнурительной работы. Тут дело не только в законах, но и в отношении государства к бизнесу, который занимается производством, в его поддержке, мотивации, стимулировании, контроле».
Представитель Росрыболовства признал, что сегодня в нашей стране существует большая проблема с осуществлением контроля качества, что называется «от лодки до глотки». «Часто российский покупатель не может получить ответ на простой, казалось бы, вопрос: что это за рыба, где она выловлена и когда. Это, собственно, и должны делать государственные органы, которые отвечают за контроль качества», – утверждает чиновник.
Вот только что это за органы, непонятно. По мнению Юрия Алашеева, за качество рыбы на прилавках на самом деле никто не отвечает. Полномочия Росрыболовства исчерпываются добычей рыбы, рыбопереработка и реализация – вне компетенции федерального агентства. «Вся отрасль рыбопереработки и тем более торговли рыбой в общем-то бесхозна. Она, как аквакультура, туда-сюда перебрасывается между ведомствами, но ответственного за нее на самом деле нет. Поэтому задача номер один, чтобы возник хоть кто-то ответственный», – считает председатель «Рыбного союза».
Александр Фомин поблагодарил весь депутатский корпус за принятие закона об аквакультуре. «Этот закон очень долго ждали все. Конечно, там присутствуют недостатки: поскольку он не прямого действия, нужно принять еще 20 нормативных актов, из них пять постановлений правительства, – но все-таки сделан очень важный шаг. У нас климатические условия, конечно, не такие, как в Китае или во Вьетнаме, 40 млн. тонн – для нас заоблачная цифра. Тем не менее это толчок фермерским хозяйствам, малому бизнесу», – полагает он.
«Российская аквакультура будет отличаться от норвежской, вьетнамской или китайской за счет того, что у них это все-таки интенсивное выращивание с применением антибиотиков, специальных кормов, что сказывается на качестве рыбы. В нашем случае речь большей частью идет о пастбищном рыбоводстве, когда зарыбляются озера, реки, то есть это высококачественная рыба, дикая, которая очень полезна для здоровья человека», – отметил президент ВАРПЭ.
С ним согласился зампредседателя «Центра социальных программ» Александр Китаев: «При любых обстоятельствах дикая рыба гораздо лучше. Ни одна искусственно выращенная рыба не может по вкусовым качествам и составу минеральных веществ, белков, жиров, быть лучше дикой».
Он предложил Росрыболовству создать на базе аквариального центра на ВДНХ дегустационный совет: «Там есть станция передержки для гидробионтов, которых можно доставить из любой точки мира и продегустировать. Она сегодня остановлена, но бизнесмены готовы сами ее запустить и содержать. Потому что если взять последнюю выставку мирового питания, то по каждому виду продуктов там был дегустационный совет, который утверждает министр сельского хозяйства. Кто были дегустаторы рыбных продуктов от России? Чиновники, которые в принципе не обучены дегустации. Дегустационный совет должен состоять из технологов рыбокомбинатов и торговых сетей, которые каждый день имеют дело с рыбой».
Нужно просто быть внимательнее к тому, что мы едим, считает Александр Савельев. Пока наш покупатель, по сравнению с европейским, не настолько взыскателен и требователен. «Он еще не понимает, ему что филе трески, что пикши, что сайды – он вообще не отличает одно от другого. И этим злоупотребляют алчные торговцы. Во-первых, накручивают цены в два-три раза, во-вторых, выдают за дорогие сорта более дешевые», – раскритиковал систему торговли руководитель центра общественных связей Росрыболовства.
По его словам, «норвежская рыба, искусственно выращенная, – это наш национальный позор». «Во-первых, она не полезна, потому что вскормлена кормами животного происхождения с огромным количеством антибиотиков, чтобы она не болела, с красителями и т. д. И во-вторых, она раза в три-четыре дороже нашей дикой рыбы», – негодовал он.– «Россия географически расположена в таких широтах, где самая полезная рыба. Рыба чем севернее, тем жирнее, а чем жирнее, тем полезнее. Людям надо это осознать и требовать, чтобы рыба была с Курил, а не из Норвегии».
Обращаясь к проблеме предоставления преференций и продвижения отечественной рыбы внутри страны, Георгий Карлов указал на огромное количество государственных закупок на уровне различных ведомств, начиная от министерства обороны и системы исполнения наказаний до образования и здравоохранения. «Здесь очень важно развернуть государственный интерес прежде всего в сторону российского производителя-рыбака. Да, на первом этапе это может быть дороже, но ведь это поддержка нашей экономики. Государство – один из немногих крупных покупателей рыбной продукции, кто может выступить в этой роли, например на биржевых площадках, в том числе электронных», – назвал он один из вариантов господдержки отрасли.
В защиту аквакультурной рыбы высказался руководитель «Рыбного союза». «Мы принимаем закон об аквакультуре, чтобы ее выращивать, и в то же время говорим, что это безобразие, что надо есть только дикую рыбу, получается противоречие. В сельском хозяйстве мы уже много лет едим только искусственно выращенное мясо, и никто не пытается говорить, что дикий глухарь или куропатка намного лучше – их слишком мало. С рыбными ресурсами в море то же самое. Они действительно лучше, но мировой вылов уже давно не растет, и удовлетворить потребность населения планеты в рыбе можно только за счет искусственного выращивания. Ничего такого уж страшного в аквакультурной рыбе нет», – убежден Юрий Алашеев.
Он перечислил основные препятствия, с которыми сталкивается торговля при реализации дикой рыбы: «Свежая рыба вылавливается далеко в океане. Из Охотского моря обеспечить ее поступление в свежем виде на прилавок довольно сложно. В этом смысле у норвежской рыбы есть преимущество, она круглый год доступна. Кроме того, выращиваются ценные виды рыб, например, семга – это крупная жирная рыба».
«Рыба – очень ценный продукт, который влияет на здоровье и продолжительность жизни людей. С теми ресурсами, которые у нас имеются, мы действительно можем обеспечить до 40 кг рыбы на каждого человека, но этим надо заниматься. Нужно приучать население, специально воспитывать, нужно кормить наших детей, школы, детские сады, армию – хотя бы с этого начать», – поделился мнением Александр Фомин.
Итог круглого стола подвел Георгий Карлов. «Нам предстоит очень важная работа. Необходимо, чтобы закон об аквакультуре, как фундамент, нормально сгенерировал бы подзаконные акты, которые должны дать реальное дыхание развитию отрасли», – пожелал депутат, поздравив всех присутствующих с Всемирным днем рыболовства.
Fishnews