Новости
Гендиректор Российского морского регистра судоходства Константин ПАЛЬНИКОВ, заместитель руководителя Росрыболовства Петр САВЧУК, представитель ВЦИОМ Алексей ФИРСОВ, замдиректора департамента Минвостокразвития Александр КРУТИКОВ

Опрос ВЦИОМ: Обновляй флот – или получишь мрачные перспективы

Чем ближе заседание президиума Госсовета, тем больше обсуждений вопросов рыбной отрасли. На этот раз своими данными и выводами решил поделиться ВЦИОМ.

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты исследования на тему обновления рыбопромыслового флота, сообщает корреспондент Fishnews. Как рассказали в организации, для сбора данных решено было обратиться к капитанам крупнотоннажных судов – всего опросили 60 человек. В основном это дальневосточники, небольшая часть – капитаны с Северного бассейна, уточнили во ВЦИОМ. Также заявлено о результатах экспертных интервью с представителями рыбной промышленности, судостроения, федеральными чиновниками и «межотраслевыми экспертами в области рыболовства». Представитель центра Алексей Фирсов, презентуя результаты исследования на круглом столе в ИТАР-ТАСС, сообщил, что работа велась не только с капитанами, но и с другими членами экипажей, и хотя в отчете их мнение не приводится, «можно сказать, что позиция практически консолидированная».

Капитанов попросили оценить техническое состояние судна, на котором они трудятся. По данным опроса, 49% дало характеристику «среднее», 28% - «плохое», 13% - «хорошее», 8% - «очень плохое» и 2% - «отличное». При этом те капитаны, которые оценили состояние судна как среднее, при интервьюировании часто использовали негативные характеристики – и это, полагают в организации, настораживает. Здесь сыграл свою роль психологический фактор – некомфортно ходить на судне, которое ты сам считаешь плохим, отметил Алексей Фирсов.

Капитанов попросили оценить общее состояние российского рыбопромыслового флота. И здесь, по данным ВЦИОМ, выводы неутешительны: 78% заявили, что большая часть судов устарела, их надо заменить новыми, 17% сказали, что большинство судов в хорошем состоянии, но нуждаются в модернизации, а 2% - затруднились с ответом.

«Никто из опрошенных капитанов не отметил, что большинство судов в хорошем состоянии и с хорошими техническими возможностями», - подчеркнули в организации.

«Мы попросили нашу аудиторию оценить: как вы считаете, какой процент флота необходимо обновить в ближайшие пять лет. И мы видим, что только 10% капитанов считают, что заменить надо меньше половины – 20-35%. Для остальной аудитории актуальна замена флота на 50 или более процентов. Были и 100% высказывания», - привел еще одни результаты Алексей Фирсов.

Со ссылкой на данные Росрыболовства, ВЦИОМ заявил, что на Дальневосточном бассейне из 639 судов 80% - старше 20 лет, на Северном из 110 судов 20-летний рубеж преодолели 86%.

В исследовании также говорится о невозможности разместить всю номенклатуру нового оборудования на старых судах, проигрыше страны в плане развития глубокой переработки и максимально полного использования сырья. В презентации, которую распространил ВЦИОМ, приводится высказывание неназванного чиновника о том, что каждый год за борт выбрасывается около 1 млн. тонн продукции.

Ссылаясь на данные опроса капитанов, исследовательский центр делает вывод, что основной запрос – не на замену рыбопромыслового флота, а на его модернизацию.

Приводятся также данные опроса: зависит ли профессионализм команды от состояния судна. «Мы видим, что да, большинство считает, что новое судно предполагает более профессиональную команду. Крайне невысоко оценивается текущий кадровый состав – и экспертами, и представителями бизнеса», - прокомментировал Алексей Фирсов.

Во ВЦИОМ резюмировали, что перед рыбохозяйственным комплексом стоят риски истощения ресурсов флота, утраты рынка, кадрового дефицита и снижения безопасности мореплавания.

Исследовательский центр не обошел вопрос, где строить новый флот для отрасли. И подсчитал, что у постройки на российских верфях больше сторонников, чем у тех, кто считает, что лучше строить за рубежом (33% - на российских верфях, 24% - на иностранных, 43% - затруднились ответить).

«В среде рыбаков есть ожидание, что строить суда надо на российских верфях», - заявили в организации. Но признали, что в отношении отечественного судостроения в рыбацком сообществе «есть и некоторый скепсис».

В центре пришли к выводу, что, если не заниматься постройкой новых судов, Россия через 5 – 10 лет может остаться без своего рыболовного флота; производительность на отечественных судах в несколько раз меньше, чем на современных иностранных; большинство используемых судов невозможно оснастить всем необходимым оборудованием. И конечно, заявлено, что без государственных стимулов в обновлении рыбопромыслового флота не обойтись.

Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук заявил, что результаты исследований ВЦИОМ соответствуют реалиям, и также заговорил о том, что нужна господдержка, а строительство судов на отечественных верфях – дело вполне возможное. «Почему в России? Во-первых, я считаю, что у нас есть для этого все возможности. Да, есть сложности с точки зрения поставок оборудования – оно пока по большей части зарубежное. Но если мы не начнем строить, не будет никакого оборудования», - сказал замглавы профильного ведомства. Говоря о перспективах отечественных верфей, Петр Савчук сослался на собственные впечатления от российских заводов: «Я своими глазами увидел и могу со всей ответственностью заявить, что наши судостроители могут строить корабли, причем не хуже европейского класса».

Как заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, у бизнеса нет разногласий, что нужно обновлять флот, и, конечно, никто не возражает против содействия со стороны государства. В то же время, добавил руководитель АРПП, у рыбаков есть разногласия по поводу «квот господдержки». «Государство предлагает зарезервировать примерно 20% квот, для того, чтобы флот из новостроя был обеспечен ресурсами. И вот здесь лежит главная интрига», - заявил спикер. Он отметил, что в ассоциации некоторые члены - достаточно крупные предприятия - поддерживают такой механизм, но некоторые категорически против. «Учитывая, что ресурс государственный, наверное, государство и должно принять решение, на каких условиях будет строиться флот», - подытожил руководитель АРПП. Он напомнил: нужно не только ресурсное обеспечение, но и финансовая поддержка обновления флота, в том числе грамотная лизинговая политика.

Российский морской регистр судоходства оперирует понятиями: судно в годном техническом состоянии или нет, обратил внимание в своем выступлении гендиректор РМРС Константин Пальников. Если судно получило документы регистра, работает, значит, его посчитали технически годным. «Понятно, что даже возрастное судно можно поддерживать в рабочем состоянии, но с каждым годом это будет становиться все более и более накладным», - сказал руководитель классификационного общества. По мнению Константина Пальникова, это самый сильный аргумент для судовладельца в пользу модернизации или постройки новых судов.

Остроту вопроса обновления флота демонстрируют простые подсчеты, заявил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. «Если верен тезис о том, что с 82-го по 87-й годы произошел основной пик строительства тех судов, на которых сейчас основана рыбная промышленность, и на сегодняшний момент судов старше 30 лет нет, то можно предположить, что до 2017 года у нас произойдет ровно та ситуация, которая произошла с судами, выпущенными до 1980 года. То есть их просто не будет», - сказал рыбопромышленник.

Продемонстрировать свою активность в решении вопросов обновления рыбацкого флота хочет не только Росрыболовство. Министерство по развитию Дальнего Востока завершает работу над проектом стимулирования рыбопромыслового судостроения на базе частных верфей в Приморском крае, сообщил представитель ведомства Александр Крутиков. Причем планируется задействовать опыт иностранных компаний: как отметил спикер, Минвостокразвития ведет переговоры с рядом зарубежных организаций, которые заинтересованы в локализации сборки соответствующего оборудования на Дальнем Востоке. По словам представителя министерства, обсуждаются и предложения по поставкам корпусов из стран АТР. «По сути задача наша и частных верфей – это осуществить сборку и дальнейшее обслуживание», - подчеркнул Александр Крутиков.

Fishnews

Презентация ВЦИОМ – в прикрепленном файле внизу страницы

НазадМетки: дальний востокросрыболовствосудостроение

Похожие новости

15 октября 2015 года

Валентин Балашов: Выводы презентации ВЦИОМ рассчитаны на журналистов

Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов прокомментировал для Fishnews презентацию ВЦИОМ о состоянии рыбопромыслового флота.

14 октября 2015 года

Минвостокразвития готовит план обновления рыбацкого флота

Министерство по развитию Дальнего Востока завершает работу над проектом стимулирования рыбопромыслового судостроения на базе частных верфей в Приморском крае, сообщил представитель ведомства. Планируется задействовать иностранных партнеров и возможности свободного порта.

Рыбаки ищут выход на Правительство

Попытки сторонних ведомств навязать свое видение развития рыбного хозяйства и ангажированность регулятора в пользу отдельных компаний – симптомы кризиса в управлении отраслью, полагают в рыбацких ассоциациях.

Квоты или принуждение к инновациям

В Общественной палате рассмотрели поправки в закон о рыболовстве, подготовленные в Минвостокразвития, и обсудили ситуацию в рыбной отрасли накануне заседания президиума Госсовета.

Рыбаки удерживают отрыв от показателей 2014 года

К 13 октября российские рыбопромышленники добыли 3 млн. 511,5 тыс. тонн водных биоресурсов, на 6,4% превысив уровень прошлого года. Прибавка к показателю 2014 г. зафиксирована на всех бассейнах, за исключением Северного.

13 октября 2015 года

Сайроловы ждут хорошей погоды

На 12 октября российские рыбаки освоили около 12 тыс. тонн сайры. Из-за штормов показатели добычи ниже, чем в предыдущие годы, но в ближайшие дни ожидается улучшение промысловой обстановки.

Лента новостей

15 декабря 2017 года

Итоги недели – в обзоре Fishnews

«Рыбная» тема неожиданно оказалась в центре внимания на пресс-конференции президента. Депутаты поддержали во втором чтении законопроект об отсрочке для электронной ветсертификации. В регионах готовятся к Всероссийскому съезду рыбаков.

Отсрочка по электронной ветсертификации прошла второе чтение

Госдумы приняла во втором чтении законопроект, сдвигающий дату, с которой ветеринарно-сопроводительные документы должны оформляться в электронном виде, на 1 июля 2018 г. Предложение дать отсрочку до 2019 г. не поддержали.

Сенаторы одобрили поправки в закон о рыболовстве

Совет Федерации поддержал изменения закона, которые должны устранить противоречия в правилах регулирования прибрежного рыболовства, вступающих в силу в 2019 г. Исключается возможность доставки уловов в замороженном виде при этом виде промысла.

Франция поставила российской рыбе «радиоактивный» барьер

Ветеринарная служба Франции задерживает ввозимые из России партии рыбопродукции под предлогом проверки на содержание рутения. В группе «Норебо» такую меру считают политически мотивированной.

У марифермеров Приморья будет «единый голос»

Аквакультурные ассоциации Приморского края создали координационный совет. Он займется выработкой консолидированной позиции и предложений по вопросам марикультуры, а также взаимодействием с федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Камчатка готовится к Всероссийскому съезду рыбаков

В регионах продолжают подготовку к IV Всероссийскому съезду работников рыбного хозяйства. Инициативу о проведении важнейшего отраслевого мероприятия поддержало профессиональное сообщество Камчатского края.

Рыбаки предлагают дополнительные ограничения по Амуру

Рыбопромышленники Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края подготовили свои предложения к решению ДВНПС. Среди них – оснащение ставных орудий лова пропускными «окнами» и установка заездков с привязкой крыла к материковому берегу.

Русская рыба пробует онлайн

На выставке «Дни Дальнего Востока» Росрыболовство продемонстрировало преимущества формата интернет-магазинов для торговли рыбой и морепродуктами напрямую от производителей и поставило перед сетями вопросы о качестве и ценообразовании на рыбную продукцию.

Владимиру Путину рассказали об «омулевой безработице»

Президент России Владимир Путин обратит внимание на проблемы жителей Байкальского региона, оставшихся без работы после запрета на промышленный лов омуля. Об этом глава государства заявил на пресс-конференции 14 декабря.

Северным рыбакам стали известны перспективы лова на 2018 год

Росрыболовство распределило между пользователями квоты добычи водных биоресурсов Северного бассейна в районах действия международных договоров, а также квоты вылова крабов в 200-мильной зоне РФ в Баренцевом море на предстоящий год.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31