«Прибрежка» – вопрос «тонкой настройки»
Прибрежное рыболовство играет важнейшую роль для целого ряда регионов, в том числе на Дальнем Востоке. Споры: как нужно управлять этим видом промысла, для того чтобы соблюсти баланс между экономическими интересами предприятий, решением социальных задач по сохранению и развитию приморских территорий и сбережению водных биоресурсов, – продолжаются до сих пор. Но выдвигая предложения по изменению законодательства в сфере «прибрежки», нужно тщательно, на перспективу просчитывать, к каким последствиям приведут поправки, уверены в рыбацком сообществе и администрации Сахалинской области.
Регулирование прибрежного рыболовства уже не первый год остается в отрасли одной из острых тем. Достаточно вспомнить, как непросто далось бизнес-сообществу внесение в законодательство изменений, предусматривающих возможность перегрузки уловов и производства продукции на судах при осуществлении «прибрежки». Рассматривалось несколько законопроектов. Для того чтобы подход к регулированию был комплексным, Росрыболовство предлагало проект концепции развития рыболовства в приморских регионах РФ. Как отмечали специалисты, можно пойти по одному из трех путей: отказаться от деления на прибрежные и промышленные квоты; сохранить классический вариант прибрежного рыболовства, когда судно доставляет уловы на берег в свежем или слабо обработанном виде; либо оставить закон без принципиальных изменений, но разрешить производство продукции на судах и перегрузку. Шли дебаты: каким образом сформулировать нормы по регулированию «прибрежки», какие виды судовой переработки разрешить.
Однако сейчас, на волне обсуждения модернизации «исторического принципа» распределения промысловых квот, вновь стали озвучиваться инициативы по управлению прибрежным рыболовством. Росрыболовство сначала выдвинуло для обсуждения так называемый Перечень новаций, а потом сформулировало свои предложения в виде поправок в закон от 20 декабря 2004 года № 166.
Согласно предложенным изменениям, с 1 января 2019 года из определения «прибрежки» исключается перегрузка уловов водных биоресурсов. Для прибрежного рыболовства предложили использовать только рыбопромысловые суда длиной не более 24 метров, оснащенные техническими средствами контроля. Из смысла поправок следует, что осуществление «прибрежки» будет возможно только во внутренних морских водах и территориальном море РФ (сейчас флот может работать в режиме прибрежного рыболовства в определенных Правительством районах российского континентального шельфа и исключительной экономической зоны). Кроме того, предложено, чтобы прибрежные квоты во внутренних морских водах и в территориальном море РФ распределялись между прибрежными субъектами Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, по представлению региональных органов власти (эта норма в случае принятия поправок вступит в силу с 1 января 2018 года).
Сахалинская область – одна из ключевых для прибрежного рыболовства, власть и бизнес региона пристально следят за инициативами по регулированию этого вида промысла.
2 октября заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков провел рабочую встречу, посвященную обсуждению инициатив по изменению законодательства, – участвовали руководители рыбопромышленных предприятий и ассоциаций, представители органов власти ряда регионов. В том числе Сахалинской области.
В озвученных предложениях по регулированию «прибрежки», возможно, есть рациональное зерно, однако абсолютно непонятны механизмы реализации этих мер, считает заместитель председателя областного правительства Сергей Карепкин.
Если предлагается законопроект, то вместе с ним должны идти пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, напомнил куратор рыбохозяйственного комплекса региона. «По всем поправкам должно быть четкое объяснение, в первую очередь финансово-экономическое: что мы получаем, а что теряем», – подчеркнул Сергей Карепкин в беседе с корреспондентом Fishnews.
С тем, что регулирование прибрежного рыболовства – это вопрос «тонкой настройки», согласны и в отраслевых объединениях региона. Решения в этой сфере должны быть понятными и иметь поддержку рыбацкого сообщества, убеждены в Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области».
Немало сторонников есть у идеи перехода на единую промышленную квоту с соблюдением «исторического принципа» распределения. Между тем поправки, предложенные Росрыболовством, предусматривают сохранение «прибрежки» как отдельного вида рыболовства. «Мы же предполагали, что распределение долей квот и, соответственно, наделение промысловыми лимитами сегодняшних рыбаков должно остаться таким же, как оно было, с той лишь разницей, что эта новая доля квот должна стать единой и, грубо говоря, равняться сумме долей ранее имевшихся у пользователя промышленных и прибрежных квот. А изъятие водных биоресурсов станет возможным и допустимым в соответствии с действующими правилами рыболовства, определяющими, какие типы судов могут осуществлять промысел в тех или иных районах», - прокомментировал инициативы федерального ведомства председатель правления АСРКС Сергей Сенько.
В случае с переходом на единую промквоту также необходимо продумать практическую реализацию и тщательно просчитать последствия, полагает Сергей Карепкин. Нужно посмотреть, как будут наделяться долями квот в 2018 году предприятия, чтобы они не потеряли работу в связи с тем, что исчезнет разделение на промышленное и прибрежное рыболовство, обратил внимание заместитель председателя областного правительства.
Все заинтересованные стороны, в том числе рыбаки, должны будут согласовать приемлемый механизм пересчета долей с учетом «слияния» двух видов квот, поддерживает Сергей Сенько.
Что касается предложенного ограничения по длине судов, то его введение будет иметь негативные последствия, считают представители рыбной промышленности. Встанет, например, вопрос, как работать в период осенне-зимней навигации. «Мы понимаем, что если оставляют «не более 24 метров», на прибрежном рыболовстве можно поставить крест, потому что промысел будет сезонный, три месяца в году – ловить, остальное время – стоять. «Прибрежка» развиваться за счет этого не будет. Особенно это касается наших Курильских островов», – заявил Сергей Карепкин.
Удивление вызвало предложение по исключению перегрузки уловов водных биоресурсов из понятия «прибрежное рыболовство» – ведь такая возможность была предусмотрена в законодательстве только в прошлом году, после многочисленных обращений бизнес-объединений. В федеральный закон о рыболовстве внесли изменения, разрешавшие перегрузку уловов и производство на судах продукции из ВБР при осуществлении «прибрежки». На основе предложений властей приморских регионов был утвержден перечень, в каких районах в отношении каких видов водных биоресурсов допускаются эти операции. Законодательные поправки были приняты совсем недавно, а их уже хотят отменить – это вызывает недоумение, заявил заместитель председателя правительства Сахалинской области.
Прибрежное рыболовство – та сфера, где пересекаются интересы разных регионов, разных отраслей рыбной промышленности (добычи водных биоресурсов и их береговой переработки), разных предприятий. «Вопрос очень сложный, он требует не поспешных решений, а изучения, научного подхода, в первую очередь сохранения биоресурсов, донных биоценозов», – считает вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергей Сиянов. По его мнению, важно учесть социально-экономический аспект: нужен баланс интересов крупных и мелких предприятий, а также муниципальных образований.
По итогам рабочей встречи с руководителем Росрыболовства было решено продолжить обсуждение такой непростой темы, как регулирование прибрежного рыболовства, рассказал Сергей Карепкин. В федеральном агентстве пообещали: предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу отрасли (а озвучены были поправки не только в части «прибрежки») будут доработаны с учетом дополнительных замечаний и необходимых обоснований, которые должны направить представители рыбного хозяйства.
В случае с прибрежным рыболовством идеально подходит поговорка: «Семь раз отмерь – один раз отрежь», уверен заместитель председателя правительства Сахалинской области. Здесь нельзя принимать скоропалительных решений, ведь они отразятся на судьбе многих приморских сел и поселков.
Маргарита КРЮЧКОВА, газета «Fishnews Дайджест»
Октябрь 2014 г.