Крупным планом

04 марта 2015 года
Электронные заявки на ветсертификат: стало ли легче

Электронные заявки на ветсертификат: стало ли легче

Называя электронную сертификацию уловов «фикцией», рыбаки опасаются, что в случае конфликтных ситуаций не смогут защитить себя, ведь электронный документооборот в том виде, в котором он существует, ничтожен с точки зрения процессуального кодекса.

Как сообщили Fishnews в управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, по итогам 2014 года число электронных заявок на ветеринарное оформление уловов водных биоресурсов увеличилось практически в 3 раза, однако в процентном отношении количество таких обращений не превысило десятой доли от общего объема.

Напомним, возможность подавать заявки на оформление уловов в электронном виде появилась еще в середине 2012 года. Тогда предполагалось, что это позволит значительно ускорить оформление партий поднадзорных товаров. Однако в 2013 году общий объем заявок на оформление в ветеринарном отношении продукции водного промысла составил порядка 5,9 тыс. штук, из них подано в электронном виде – 147, или 2,5% от общего количества. А в прошлом году из 6,4 тыс. заявок на получение ветеринарных сертификатов формы 5i лишь 403 обращения, или 6,3%, были электронными, говорится в официальном релизе ведомства.

Как отмечает управление, оно неоднократно подчеркивало, что для получения ветеринарного сертификата достаточно отправить электронную заявку, доносить документы на бумажном носителе не требуется. Также на сайте Россельхознадзора, в подразделе «Справочная система» раздела «Государственная информационная система в сфере ветеринарии «Ветис» размещена подробная инструкция о том, как работать в подсистеме хозяйствующего субъекта автоматизированной информационной системы «Меркурий» при оформлении электронных заявок на получение ветеринарных сопроводительных документов.

Свое нежелание воспользоваться электронной системой рыбопромышленники объясняют ее «фиктивностью».

– Электронная сертификация в данном случае – это дублирование бумажного документооборота. А заявленный документооборот – суррогатный, – считает генеральный директор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов. – То есть в данном случае каналы связи используются для передачи факсимильных либо сканированных копий существующих реальных документов.

По словам представителя бизнеса, когда рыбак сам принес документ в ведомство, он уверен, что информация дошла до адресата: есть входящий номер и очевидна первоначальная реакция специалиста (необходимо ли вносить корректировки в текущую документацию и т.д.).

– Мы боимся попасть в ситуацию, когда, отправляя документы по электронным каналам связи, не получаем никакой обратной реакции. Мы имеем лишь какую-то отметку на ничего не значащем для административно-процессуального кодекса портале, который потом, в случае каких-либо арбитражных административных разбирательств, к делу приложить будет невозможно, – сказал собеседник Fishnews.

– Не надо путать электронный документооборот в классическом виде, когда большая часть контрольных фиксаций происходит в электронном виде по определенному четко разработанному алгоритму, с тем, что внедрено в Россельхознадзоре, - соглашается председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. Да и многие рыбацкие предприятия, особенно небольшие, не имеют необходимой для этого инфраструктуры и специалистов. «По сути, сейчас в РСХН внедрены просто каналы по передаче информации. Для многих несложно и гораздо понятней отнести с и без того весомым пакетом документов еще эти бумаги», - отметил руководитель АСРКС.

Аналогичного мнения придерживается и директор Южно-Курильского рыбокомбината (остров Кунашир) Константин Коробков.

– На сегодняшний день у РСХН есть две программы – «Аргус» и «Меркурий». Первая – система, в которой отражаются все перемещения продукции через берег. Мы ей пытаемся пользоваться, но там невозможно получить обратную связь, - рассказал он.

Если по каким-то причинам в рассмотрении заявки отказано, найти отказ в системе невозможно. Приходится искать результат во второй системе, как это ни странно. При этом, отметил собеседник Fishnews, иногда ответ поступает молниеносно, а иногда его приходится ждать сутки. И через сутки может прийти технический отказ, то есть из-за опечатки, описки и иной малозначительной ошибки. «Были такие случаи, когда отказ (что запрос в системе «Аргус» отклонен) нам и вовсе приходил по почте через несколько дней! Если речь идет не о мороженой, а о парной продукции, работа становится невозможной в принципе», – добавил Константин Коробков.

Он также отметил, что в электронной системе рыбаки не получают ни входящего, ни исходящего номера. «Это абсолютно ничтожный «документ» с точки зрения процессуальных норм. Здесь полный правовой вакуум. Поэтому мы предпочитаем бумагу, на которой как минимум стоит штамп (отметка) о получении на рассмотрение», – сказал представитель бизнеса.

Вообще информация о внедрении электронной системы - фикция, заявляют рыбопромышленники. «Дело в том, что не компьютер обрабатывает все эти заявки и проводит проверку документов, а инспектор. В данном случае это просто электронная почта, а не рабочая система», - заключил руководитель Южно-Курильского рыбокомбината.

Ксения ПИСАРЕВА, Fishnews

Март 2015 г.