Московские гастроли российской рыбы
Фестиваль «Рыбная неделя» наглядно продемонстрировал интерес москвичей, ресторанов и торговых сетей к российской рыбе и удивил ценовой политикой организаторов.
Успешный старт и возможное продолжение
С 22 по 28 апреля в российской столице прошел фестиваль «Рыбная неделя», организованный Федеральным агентством по рыболовству и правительством Москвы. Участниками стали более ста отечественных производителей из 30 регионов, а также ряд городских рынков, ресторанов и торговых сетей.
Основной задачей мероприятия руководитель Росрыболовства Илья Шестаков назвал повышение популярности русской рыбы и ее доступности для населения. Глава ведомства отметил, что инициатива была поддержана в отрасли как крупными, так и небольшими рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, благодаря которым на фестивале было представлено более 300 видов продукции.
«По нашему мнению, праздник удался. Как для москвичей, которые в большом количестве посетили этот фестиваль, так и в плане деловой программы, поскольку рыбопромышленные компании смогли напрямую найти контакты и организовать взаимодействие с крупными торговыми сетями и рестораторами. Думаю, теперь для русской рыбы будет открыта более простая дорога на прилавки магазинов», – подвел итоги «Рыбной недели» глава рыбного ведомства.
По мнению Ильи Шестакова, успешный проект стоит продолжать и развивать, в том числе в других регионах. Ранее в правительстве Москвы также не исключали вариант с регулярным проведением фестиваля, но предлагали прежде проанализировать результаты пилотного мероприятия.
Рыбу показали столице
В рамках фестиваля на семи площадках в центре Москвы, в том числе на Пушкинской площади, Арбате и Кузнецком мосту, было установлено несколько десятков живописных шале, в которых торговали рыбой и морепродуктами с Дальнего Востока, из Мурманска, Астрахани, Сибири, Крыма и других рыбных краев. Здесь же горожанам предлагали попробовать новые блюда и приобрести памятные сувениры.
Перед ЦУМом на неделю заработал рыбный мини-рынок, где продавалась охлажденная (или старавшаяся выглядеть таковой) продукция – в основном треска, зубатка, камбала, корюшка, ставрида и небольшие партии форели, моментально разбиравшиеся толпой. К выходным на прилавках прибавилось карпов и толстолобиков, скромно представлявших отечественную индустрию аквакультуры. Как ни странно, в фирменных домиках «Русской аквакультуры», выделявшихся на общем фоне своеобразным оформлением, присутствовала сплошь мороженая рыба – те же минтай, треска, зубатка да путассу.
Для гостей фестиваля была предусмотрена познавательно-развлекательная программа - кулинарные мастер-классы, лекции и игры, выступления музыкантов и артистов. Но звездой мероприятия, безусловно, стала рыба во всех разновидностях – длинные очереди, с самого утра выстраивавшиеся к торговым палаткам, застали врасплох не только организаторов, но и производителей.
Спрос превзошел ожидания
«Мы привезли рыбу из Магадана и думали, что придется ее везти назад, но распродали всю продукцию за два дня и дважды довозили ее самолетом. Мы поняли, что нашим людям не чужды и трубач, и краб, и креветка, – не скрывал эмоций генеральный директор компании «Тихрыбком» Михаил Котов. – Наша задача была познакомить москвичей с нашей рыбой, и я считаю, что мы ее выполнили на 300%».
С ним согласен управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов, который отметил, что традиционной проблемой дальневосточных рыбаков было позиционирование своей продукции в глазах российского потребителя. «Преодолеть сложившиеся стереотипы очень сложно. На мой взгляд, это была основная цель мероприятия, и мы видим, что она была реализована. Мы почувствовали интерес к дальневосточной рыбе», – сообщил он.
О росте продаж в рыбном сегменте на 20%, а по некоторым позициям и в разы, отчитались торговые сети. Аналогичная ситуация наблюдалась и в ресторанах. По словам Ильи Шестакова, одно торговое шале на рыбном рынке продавало по 190 кг охлажденной рыбы в час.
К сожалению, изначальная недооценка интереса москвичей к фестивалю слегка подпортила благостную картину – уставшим продавцам банально не хватало времени или компетентности для объяснения преимуществ русской рыбы. Они едва успевали обслужить покупателей, на лету расхватывавших товар. В результате довольными остались не все – люди жаловались на качество обслуживания, длительное ожидание, нехватку самых популярных продуктов и цены, которые, несмотря на обещания организаторов, не слишком отличались от магазинных.
Загадки ценообразования
По информации Росрыболовства, рыба на фестивальных площадках продавалась по ценам производителей с учетом транспортно-логистических издержек – примерно на 20-30% дешевле, чем в магазинах, что должно было ее сделать доступной «для всех слоев населения». Продукция поступала в специализированный распределительный центр по прямым контрактам, откуда развозилась на точки продажи в шале.
Однако централизованная доставка совсем не гарантировала порядка на местах. Как выяснил побывавший на фестивале корреспондент Fishnews, одинаковая продукция в соседних палатках зачастую реализовывалась по разным ценам. На пресс-конференции Илья Шестаков затруднился объяснить, почему одна и та же банка консервов популярного дальневосточного бренда могла продаваться как по 48 рублей, так и по 70 рублей. Загадочным образом менялась цена и на охлажденную питерскую корюшку – за день подешевевшую на «рыбном рынке» с 790 до 700 рублей за килограмм.
Странные игры с ценами остались непонятными и для рыбаков. «Первое, на что я обратил внимание, это разница цен в киосках на продукцию одних и тех же производителей – около 5 рублей на консервы и от 100 до 250 рублей на кету и горбушу в вакуумной упаковке. В накладных, которые мы потребовали, были вписаны совсем другие цифры, но конечных продавцов никто не контролировал», – возмутился президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина (АРС) Дмитрий Матвеев.
«Хотелось бы, чтобы в будущем организаторы ярмарки следили за тем, чтобы люди, которых они набирают в качестве продавцов, были порядочными. При мне покупатели жаловались, что приходя повторно, видят совсем другие цены», – посоветовал эксперт «Открытой отрасли» Алексей Тихон.
Советник руководителя Росрыболовства Дмитрий Краснов признал, что «такое возможно», сославшись на внезапно возросший спрос. «Мы действительно зафиксировали несколько раз, что в компании, которая осуществляла логистику, развоз продукции и формирование цены, была некоторая путаница. Это было не злонамеренно, это исправлялось по ходу дела, но первые два дня торговли было такое, что цены ошибочно выставлялись неправильно», – извинился представитель федерального агентства. Почему «ошибки» в ценниках не были исправлены и в воскресенье – на пятый день фестиваля – он не уточнил.
«Русская рыба» – дорого…
«Результаты впечатляют», – радовался итогам «Рыбной недели» глава Росрыболовства. Можно ли считать фестиваль однозначно успешным? Если ставилась цель продать побольше рыбы, то, конечно, да. По официальным данным, за семь дней на ярмарках было реализовано около 300 тонн рыбной продукции, покупки совершило почти 200 тыс. человек. Другое дело, если задачей было именно продвижение отечественной рыбы, причем наиболее массовых «народных» видов, подходящих для ежедневного рациона. Нельзя сказать, что организаторы справились с ней наилучшим образом.
«Очень важно в разрезе здорового питания пропагандировать рыбу, которая нуждается в раскрутке и к которой нужно приучить наше население, – это минтай, треска, сельдь, сайра – объекты масштабного промысла. Здесь же мне показалось, что такого акцента не было, и большим вниманием пользовались деликатесы – копченый омуль, сиговые. Все это рыбы интересные, но они добываются в небольшом количестве и не являются продуктом повседневного потребления», – обратил внимание президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин.
Производителей удивил и общий уровень цен. «Фестиваль, как нам казалось, был направлен не столько на получение прибыли, сколько на популяризацию дальневосточной рыбы. Приятно видеть, что наш продукт востребован, но ценник возмутительный, например, олюторская сельдь – по 200 рублей. Рыба и впрямь первоклассная, но, похоже, кто-то решил на этом хорошо заработать. Считаю, что это очень некрасиво по отношению к рыбакам. Сейчас никакого желания уговаривать сахалинские предприятия, которые несут все расходы на добычу, переработку, хранение и транспортировку, везти рыбу в столицу, у меня нет. Перепродавец наварит на ней 100%, а крайним снова назовут рыбака», – указал Дмитрий Матвеев.
«Единственным продуктом, который я увидел дешевле, чем в магазинах, была мойва по 90 рублей. Проблема в том, что в Мурманске у рыбаков она сейчас стоит 40 рублей, получается удорожание более чем в два раза, – рассказал Александр Фомин. – Или лежит юкола из муксуна за 3300 рублей. Понятно, что это экзотика, и вряд ли население ее активно берет, но цены пугают. То же самое с копченым лососем – от 600 рублей за килограмм. На охлажденную рыбу цены запредельные – ставрида по 270 рублей, камбала за 340 рублей».
Даже если оставить за бортом живущие своей жизнью цены, трудно не согласиться с мнением рыбаков: задумка хорошая, да реализация подкачала. Именно человеческий фактор оказался наиболее уязвимым местом фестиваля. Казалось бы, это мелочи – опечатки типа «мускун» на криво подписанных от руки ценниках, хамство охранников или безразличие продавцов. Но с другой стороны, как может популяризировать рыбу работник, который даже не знает ее правильного названия?
…и безлико
Еще до открытия фестиваля Росрыболовство объявило о создании национального некоммерческого бренда «Русская рыба». «Сейчас он проходит процедуру регистрации. Создание этого общероссийского знака качества является одним из важных пунктов программы продвижения отечественной продукции и решении задачи импортозамещения», – заявил Илья Шестаков.
К «национальному бренду» есть вопросы у специалистов. Так, по мнению Александра Фомина, в самом названии «Русская рыба» не слишком удачный подбор слов. В отличие от человека рыба не имеет национальности и чаще всего является трансграничным объектом. Более логичным было бы говорить о «российской рыбе», хотя и такое обобщение не бесспорно.
Дело в том, что в торговых точках фестиваля даже такая известная продукция, как камчатский дикий лосось, байкальский омуль, приморская сайра, мурманская треска или калининградские шпроты, попадая в общий котел, терялась и ничем не выделялась. В отличие, скажем, от очень интересно позиционировавшейся крымской рыбы. Обжаренные в сухарях хамса и тюлька не только отлично продавались, но и, снабженные стилизованными «под газету» кульками с логотипами рыболовецких компаний, сразу запоминались.
«Рыбный фестиваль еще раз показал, что рыбаки получают лишь небольшую составляющую от конечной цены на рыбу, и первоочередная задача государства и рыбохозяйственных организаций – сделать так, чтобы эта цена была существенно снижена. При нынешних накрутках и посредниках мы не сможем приучить население покупать нашу рыбу. Люди будут голосовать кошельком. В то же время видно, что народ соскучился по рыбе, потенциал большой. Если удастся снизить цену, приблизить ее к цене рыбака, то перспективы огромнейшие, на мой взгляд, мы сможем большую часть рыбной продукции реализовывать в России», – выразил мнение президент ВАРПЭ.
Анна ЛИМ, Fishnews
Май 2015 г.