Аквакультура

22 января 2013 года
Аквакультура запуталась в понятиях

Аквакультура запуталась в понятиях

В Госдуме обсудили поправки Правительства к Федеральному закону «Об аквакультуре». Депутаты рекомендовали доработать понятийный аппарат законопроекта и привести его в соответствие с российским и международным правом.

18 января на заседании рабочей группы по подготовке проекта Федерального закона «Об аквакультуре» депутаты обсудили с представителями Минсельхоза, Государственно-правового управления Президента, Росрыболовства и рыбацкого сообщества поправки, внесенные Правительством 31 декабря 2012 г. Участники совещания отметили необходимость доработки понятийного аппарата законопроекта и гармонизации его с нормами техрегламента Таможенного Союза, который вступит в силу 1 июля 2013 г., нормативами ЕС, СНГ и другими международными и российскими законодательными актами.

Так, в настоящее время существуют общепринятые классификаторы видов продукции, на которые ссылается федеральное законодательство, а также Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 г., Комплексная программа развития биотехнологий до 2020 г. и другие документы, которым разрабатываемый законопроект не должен противоречить. Например, в документах Евросоюза в части аквакультуры подробно определены соответствующие директивы, в то время как в проекте ФЗ «Об аквакультуре» положения изложены в общей форме без необходимой детализации. Члены рабочей группы подчеркнули, что в ближайшее время необходимо устранить все противоречия проекта, как с рядом российских законов, так и с международной практикой. В противном случае решение одних проблем создаст другие.

«Проявились вопросы дефиниций и разночтений понятий законопроекта с нормами и определениями Таможенного Союза, ЕС, а также рядом российских и международных правовых актов», – прокомментировал РИА Fishnews.ru итоги заседания депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов.

В ходе рассмотрения документа были выявлены и другие спорные моменты. По словам депутата от ЛДПР Максима Шингаркина, если фауне в законопроекте уделено достаточно внимания, то флора практически не нашла в нем отражение. А эта упущенная ниша может стать рывком в развитии малого и среднего бизнеса и создании новых рабочих мест.

Дискуссионным оказался вопрос, к какому виду все-таки можно причислить продукцию аквакультуры. Вице-президент ВАРПЭ Владимир Измайлов подчеркнул, что в странах ЕС аквакультура отнесена к сельскохозяйственной деятельности и ведется по сельскохозяйственным программам. В качестве примера он привел классификацию Международного банка реконструкции и развития, где аквакультура причислена к сельскому хозяйству как виду экономической деятельности и на основании этого получает по условиям ВТО соответствующие преференции. В то время как рыболовство отнесено к промышленности и в рамках ВТО не может претендовать на льготы. С другой стороны, российский Водный кодекс запрещает сельскохозяйственную деятельность в водоемах питьевого назначения, которые составляют немалую часть фонда акваторий, пригодных для рыбоводства.

Накануне заседания рабочей группы в ассоциации «Росрыбхоз» состоялось совещание с представителями аквакультурного бизнеса со всех рыбохозяйственных бассейнов. Как отметил председатель правления Росрыбхоза Василий Глущенко, в соответствии с международным стандартом определение понятия «аквакультура» необходимо дополнить словами: «в том числе рыбоводство». Товарное рыбоводство следует отнести к сельскохозяйственной деятельности, тогда как воспроизводство водных биоресурсов – к сфере природопользования, то есть к деятельности природоохранной.

Участники рабочей группы единогласно указали на необходимость доработки статьи 6 законопроекта «Право собственности на объекты аквакультуры». Эта норма – одна из ключевых в законе и главная цель его принятия. Инвестиции в отрасль придут только в том случае, когда получит защиту хозяйствующий субъект, когда у него будут все права на произведенную продукцию, которую можно будет купить, застраховать и т. д. Этого требует и интеграция России в международное сообщество.

Следующее заседание рабочей группы по подготовке проекта ФЗ «Об аквакультуре» решено провести в конце февраля. За месяц необходимо уточнить понятийный аппарат законопроекта, доработать его базовые статьи – с первой по шестую включительно.

По мнению Георгия Карлова, опыт законодательства зарубежных стран может оказаться востребованным среди российских рыбаков. «Законопроект комплексный, необходимо проработать отдельно его сельскохозяйственный и природоохранный аспекты. Введение категории «товарное рыбоводство» сняло бы многие неопределенности в части собственности на продукцию аквакультуры. Определить выращенную продукцию как товарный продукт, возможно, стало бы для всех оптимальным решением. Товарное рыбоводство логично отнести к сельскому хозяйству, а воспроизводство водных биоресурсов к природоохранной деятельности, к сфере рационального природопользования и управления водными биоресурсами», – заявил собеседник агентства.

РИА Fishnews.ru