Обновление флота: мурманские смотрины
«Квоты господдержки» повысят привлекательность отечественных судостроителей в глазах рыбодобывающих предприятий. Однако потребности рыбной отрасли в новых судах не соответствуют возможностям российских верфей, считает руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. На форуме в Мурманске он отметил, что важно избежать ажиотажа, который бы позволил верфям диктовать рыбакам свои условия, ценовую политику, сроки строительства. С другой стороны, сырьевая база не сможет обеспечить дополнительными ресурсами всех желающих, поэтому непосредственно за счет квот господдержки предполагается обеспечить строительство ограниченного количества судов.
17 марта в Мурманске открылся международный форум по судостроению и безопасности мореплавания «Флот для рыболовства – новый импульс развития». Масштаб мероприятия и количество участников стали приятным сюрпризом даже для его организаторов, что лишний раз говорило об актуальности повестки дня.
Надежды и сомнения рыбаков выразила уже в приветственном слове глава Мурманской области Марина Ковтун. «В переносе промыслового судостроения на отечественную почву масса плюсов. Это и отсутствие у судовладельцев таможенных проблем. И возможность более плотного контакта заказчика с исполнителем. И, наконец, серьезный вклад в экономическую независимость России, – перечислила губернатор. – Главное - понять, смогут ли российские судостроительные предприятия обеспечить запросы наших рыбопромышленников».
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в свою очередь отметил, что работа над проектом постановления правительства, где прописан механизм распределения «квот господдержки», практически завершена и по итогам форума будет понятно, понадобится ли вносить туда поправки.
«Нам важно сделать так, чтобы сейчас именно у рыбаков было преимущество как у заказчиков, а не у исполнителей – у судоверфей, которые уже начинают, по нашему мнению, диктовать условия, ценовую политику, сроки строительства. Это большой риск, которого мы должны избежать», – предупредил глава рыбного ведомства.
Росрыболовство оценивает потребности отрасли в новых судах в 364 единицы промыслового флота различных типов (в том числе 91 крупнотоннажное судно). По словам Ильи Шестакова, сводный план заказов показал, что заявок на строительство судов гораздо больше, чем возможностей у российских судоверфей. И основная задача – это развести возможности и графики строительства.
Лучший в мире флот
В рамках центральной панельной сессии специалисты обсудили перспективы и возможности строительства рыбопромысловых судов на российских верфях. В дискуссии приняли участие представители Росрыболовства, Минпромторга, АО «ОСК», крупных рыбодобывающих компаний, судостроительных предприятий, заинтересованных в работе с заказами рыбаков. Тема вызвала такой живой интерес, что ответы на вопросы из зала порой занимали больше времени, чем основные доклады выступавших.
Замруководителя Росрыболовства Петр Савчук дал понять, что квоты для инвестиционных целей, которые рассматриваются как один из главных стимулов строительства нового флота, оказались вполне привлекательным ресурсом. «Скептикам, которые говорили, что рыбаки не желают строить флот, нужно поменять свои позиции. Сегодня мы видим, что компании предоставляют планы по списанию старого флота, есть планы по строительству нового флота», – заявил он.
По мнению Петра Савчука, перед отечественными верфями надо ставить амбициозные задачи. «Речь идет о строительстве современных, высокопроизводительных рыболовных судов, – подчеркнул он. – Лучшие в мире нужно строить суда! Не стесняться этого и требовать именно такого в техзаданиях от верфей».
Чтобы удешевить лучшие в мире суда на стадии постройки и при дальнейшем обслуживании, замглавы Росрыболовства предложил использовать три-четыре серийных проекта под основные промысловые бассейны и объекты добычи. «Мы провели переговоры с верфями и есть понимание, что типовые проекты будут на 20-30% дешевле, – сообщил он. – На первом этапе программы, в течение пяти-семи лет, необходимо построить флот суммарной мощностью годового вылова до 1 млн. тонн. Это позволит заместить до четверти мощности всего добывающего флота».
«Квоты господдержки» – не для всех
Размах озвученных планов вызвал у участников сессии многочисленные вопросы о сырьевой базе для такого эффективного новостроя. Петр Савчук поспешил пояснить, что параллельное списывание устаревшего флота никто не отменял и одно новое судно придет на замену трем выработавшим свой срок. «Ресурсная база просчитана и есть перспектива на ближайшие десять лет. Более того, каждый должен понимать, какой ресурс сегодня существует, и исходить из этого по своим финансовым возможностям, в том числе природным ресурсам», – добавил он.
В справедливости такой оценки усомнился председатель КС «Севрыба» Вячеслав Зиланов, обратив внимание на ограниченный ресурс трески и пикши на Северном бассейне. «Не кажется ли вам, что создавая такой ажиотаж, мы порождаем своеобразную пирамиду строительства судов под квоты, которых не видно? – уточнил он у руководства федерального агентства. – Как Росрыболовство и Минсельхоз собираются решать этот вопрос, не отнимая квоты у добросовестных пользователей?»
«Под «квоты господдержки» будет ограниченное количество судов, под них сырьевая база понятна, – внес ясность Илья Шестаков, охарактеризовав вышеупомянутые три с лишним сотни заявок как «хотелки». – Когда вы будете строить новое судно, все расчеты с точки зрения сырьевой базы будут доступны и понятны. Вы должны будете еще принести и свою квоту, для того чтобы иметь право на оказание господдержки. Все, что строится сверху, – это личный риск рыбаков, это их личная инициатива».
Глава федерального агентства напомнил о «неодуемых» объектах, которые могут дать дополнительные объемы увеличения вылова «за счет повышения эффективности флота». «Плюс у нас есть Атлантика, у нас есть зона западной Африки, у нас есть Антарктика – у нас есть еще много ресурсов, куда мы даже в настоящее время не смотрим», – перечислил он потенциальные источники расширения сырьевой базы.
Илья Шестаков также отметил, что планы, которые представили крупные рыбопромышленные компании, показывают, что они согласились с этим направлением. «Разговоры о том, кто такие добросовестные, а кто такие недобросовестные рыбаки, – это очень сложное определение. Я считаю, что мы как государство должны выполнить те обязательства, которые брали перед рыбаками. А государство давало обязательство, что до 2018 года правила игры остаются. Начиная с 2019 года, правила игры могут быть совершенно любыми. Никто вам не обещал и не гарантировал, что всю жизнь будут сохраняться такие же правила игры», – категорично заявил он. Реакцией зала стал нервный смех и реплики: «Отзывайте заявки назад!»
Верфи требуют типовые проекты
Вице-президент по гражданскому судостроению АО «Объединенная судостроительная корпорация» Евгений Загородний пообещал опровергнуть тезис о том, что в России строить дорого. По его словам, цена траулера на 70% определяется комплектацией судна, а материалы и оборудование заказчик может выбрать как импортного, так и отечественного производства. Так что теоретически удешевить строительство рыбопромысловых судов можно, вот только на лучший в мире флот они вряд ли потянут. Да и долю импортной составляющей менее 50% не обещают даже в АО «ОСК».
Среди предприятий в составе корпорации о готовности работать с крупнотоннажными рыбодобывающими судами пока заявили только два завода – ПСЗ «Янтарь» и Выборгский ССЗ. Однако АО «ОСК» весьма благосклонно смотрит на выделение квот для инвестиций как стимул к обновлению флота. Правда, отвечая на вопрос о гарантиях соблюдения сроков и твердой цены для рыбаков, Евгений Загородний признал, что пересчет цен в процессе реализации проекта возможен: зависимость от импортного оборудования накрепко привязывает стоимость судна к курсу валют.
«Мы полагаем, что в условиях стабилизирующейся ситуации и прохождения дна кризиса все обязательства, закрепленные в судостроительных контрактах и гарантиях, которые дает завод-изготовитель и головная компания «ОСК», будут выдерживаться», – обнадежил вице-президент судостроительной корпорации.
Он отметил, что реальный путь к удешевлению строительства – это серийное производство, а значит, нужны типовые проекты, которые подойдут заказчикам со сходными потребностями, даже если они из разных регионов. Еще один вариант экономии – локализация производства части оборудования, но сколько времени на это уйдет, никто сказать не может.
«Нам необходимо переходить не к индивидуальным, даже очень хорошим, проектам, а к унифицированному типу судов, который должно дать рыбацкое сообщество, для того чтобы мы смогли разработать и предложить», – согласился замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов.
В министерстве хотели бы видеть единый подход к основным типам и видам судов, иначе заводам неинтересно работать с такими заказами. «Вы приходите к нам со штучным товаром, а мы готовы выпускать серийное производство. Как только вы придете и скажете, что вы можете сделать заказ на 200, 300 и более единиц, чтобы мы могли сформировать свою производственную программу, мы откликнемся», – изложил позицию промышленности представитель Минпромторга.
В пользу серийности высказались и руководители судостроительных предприятий, выступавшие на сессии. Индивидуальный проект делает каждый заказ головным, а его оборудование для верфи - уникальным. «Это вынуждает верфи не специализироваться на чем-то конкретном, а воевать между собой за каждый гражданский заказ. Следствие – недостаток налаженных связей с поставщиками, менее выгодная локация и сужение пространства для маневра», – рассказал генеральный директор ПАО «Выборгский судоремонтный завод» Александр Соловьев.
Он указал, что на цену контракта влияют не в лучшую сторону и климатические условия (растут расходы на содержание завода), и выполнение требований российских регуляторов, которые на порядок жестче, чем за рубежом. Зато падение курса рубля несколько снизило стоимость собственных работ верфи, правда, в валютном эквиваленте.
Окупаемостью рыболовных судов за счет «квот господдержки» интересовались и частные судоверфи, не входящие в АО «ОСК». По расчетам Росрыболовства, с дополнительной квотой судно может окупиться через 12 лет. «Именно поэтому нужна господдержка, так как без нее мы не сможем привлечь рыбаков, чтобы они строили на территории Российской Федерации», – признал Петр Савчук.
Строить только с «инвестквотой»
На площадке форума собственные программы по обновлению добывающего флота представили и крупные рыбопромышленные компании. АО «Архангельский траловый флот» заключило соглашение о сотрудничестве с Выборгским судостроительным заводом, в рамках которого планируется построить серию из четырех судов. Генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный рассказал о намерениях построить четыре траулера-морозильщика вместе с ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» о строительстве. Развивать взаимодействие будут АО «Судостроительный завод «Вымпел» и Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана.
По мнению гендиректора ООО «Русская рыбопромышленная компания» Андрея Тетеркина, шести современных крупнотоннажных траулеров его предприятию с лихвой хватит для замены тех 12 судов, которые эксплуатируются в настоящее время. «Финансовые показатели внушают нам надежду, что мы сможем реализовать программу по обновлению флота», – осторожно заметил руководитель ООО «РРК». По расчетам, замена судов потребует 250-300 млн. долларов инвестиций. Чтобы воплотить эти планы в реальность, компании потребуется господдержка в виде «инвестиционных квот», обеспечивающих порядка 50% производственной мощности судов (20 тыс. тонн).
Многие рыбопромышленники разделяют мнение, что строить на территории России без «квот господдержки» нереально, а вот с прицелом на дополнительные биоресурсы можно и рискнуть. Правда, в оценках доли стоимости судна, которую нужно обеспечить через «инвестквоты», аппетиты предприятий расходятся в диапазоне от 50% до 70%, тогда как в Росрыболовстве намекают на более скромные запросы. Зато полностью совпадают желания бизнеса – и рыбного, и судостроительного – поскорее увидеть конкретный механизм распределения квот, так тщательно разрабатываемый федеральным агентством.
Как рассказал на брифинге Илья Шестаков, эти предложения, скорее всего, будут представлены на расширенном заседании межведомственной рабочей группы в апреле. «Самое важное, кто бы что ни говорил о том, что этот механизм не нужен или что он ведет к неправильному перераспределению. Мы сейчас услышали от рыбаков, что они согласны, они поняли правила игры. Это очень радует», – прокомментировал он итоги панельной сессии.
«Считаю, что даже подписание предварительных соглашений между рыбаками и верфями свидетельствует о том, что рыбаки действительно услышали наши просьбы, пожелания государства, решения президента, которые были приняты по итогам Госсовета. Это вселяет оптимизм и надежду, что наш рыболовецкий флот станет современным и конкурентоспособным, и что мы сможем использовать наш ресурс с максимальной отдачей для населения страны и для того, чтобы обеспечить России достойное место на глобальном рыбном рынке», – заключил глава Росрыболовства.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Март 2016 г.