НОЧНЫЕ ДЕЖУРСТВА – НУЖНЫ ЛИ ОНИ?
– Юлий Анатольевич, сейчас идут очень важные для рыбаков и вообще для населения минтаевая и сельдевая путины в Охотском море. Как организована работа по оформлению рыбы, которая поступает из районов промысла в зону деятельности теруправления?
– На сегодняшний день, как и в прошлом году, задержек по причинам, связанным с деятельностью управления, нет. Как повелось еще с начала создания теруправления, инспекторы в рыбном порту выходят работать во все без исключения выходные и праздничные дни, а в последние полтора года – и в ночь. Единственное, если говорить о круглосуточных дежурствах, часто случается, что подается заявка на ночное оформление, а продукция не предъявляется к осмотру из-за отсутствия представителей владельцев рыбопродукции либо транспортных компаний. В связи с предстоящим сокращением, в дальнейшем нам будет тяжело замещать такие «холостые» дежурства. Ведь за этим следует предусмотренные законодательством и положенные инспектуру несколько дней отдыха, нужно корректировать график дежурств, в результате мы выходим за пределы лимита доведенных бюджетных средств. Поэтому, конечно, хочется, чтобы хозяйствующие субъекты серьезнее относились к своим обращениям.
– Вопрос эффективности круглосуточных дежурств поднимался на круглом столе в феврале, есть улучшения?
– Вопрос об улучшении или ухудшении не стоит. Наши сотрудники работают в режиме, указанном выше. Между тем, учитывая статистику оформления рыбопродукции в ночное время, мы предложили работать не в круглосуточном режиме, а например, до 12 часов ночи либо выходить рано утром. Допустим, в семь – восемь часов утра. Таким образом, для нас оптимальней корректировать рабочее время, а для рыбопромышленников – комфортные условия для оформления.
– Как было отмечено на круглом столе, во время ночной смены партии рыбной продукции досматриваются, но за получением ветеринарных сопроводительных документов никто не обращается.
–И процесс оформления, таким образом, не доводится до конца, не завершен, так как ветдокументы, необходимые для отправки рыбной продукции потребителям в другие российские регионы, не оформляются. За их оформлением обычно приходят в дневное время. Причем здесь нужно отметить очень низкий уровень предъявления владельцами продукции для физического контроля в ночное время. Так, за весь январь ночью инспекторы досмотрели всего 350 тонн, тогда как только в рыбном порту Владивостока за день выгружается порядка 800 – 900 тонн рыбопродукции.
– Не достигаются цели, которые ставились изначально.
– Да. Мы выходим для того, чтобы не простаивали суда, подвижной состав, машины. В основном, конечно, это важно в разгар рыбопромысловых путин – лососевой, сельдевой, минтаевой и т. д. Мы четко понимаем экономическую составляющую. Сейчас в Приморье подхвачена инициатива Сахалина, и губернатор Приморского края очень серьезно ставит вопрос о доступной, дешевой рыбе. Если не пойти навстречу бизнесу, будут простаивать суда, железнодорожные составы, грузовой автотранспорт, а это приведет к увеличению издержек и, соответственно, себестоимости рыбопродукции, что ударит по карману потребителей.
– С началом лососевой путины круглосуточные дежурства, скорее всего, возобновятся на постоянной основе или это еще будет обсуждаться?
– Будем смотреть, как пойдет путина. Возникнет необходимость – конечно, мы изыщем резервы и возобновим практику постоянных ночных дежурств. На самом деле нужно еще не забывать, что 12 октября вступил в силу федеральный закон от 13 июля 2015 года № 212 «О свободном порте Владивосток». Предусматривается, что многие пункты пропуска будут работать в круглосуточном режиме. В настоящее время продолжают разрабатываться подзаконные акты, которые дадут разъяснения по многим вопросам, и можно будет говорить о свободном порте более предметно.
– Вы упомянули об урезании штата сотрудников – это в рамках общего сокращения числа госслужащих?
– Да, в соответствии с постановлением Правительства. По всему Россельхознадзору идут сокращения. Это коснется всех. Мы, конечно, постарались оптимизировать службу: провели совмещение ряда отделов, за счет сокращения управленческого аппарата стремились максимально сохранить инспекторский состав, ведь эти люди работают «на земле».
Какие перемены?
– Много лет предприниматели ставили вопрос о том, чтобы был четкий список документов, необходимых для ветеринарного оформления рыбопродукции. В феврале 2015 года на сайте управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области перечень появился. По-прежнему ли есть этот список? И какие вообще по документам возникают вопросы?
– Перечень необходимых документов был оптимизирован максимально, все размещено на сайте управления, оформление постарались сделать в рамках действующего законодательства как можно проще. В частности, рыбопродукция, поступающая в порты Приморского края из Сахалинской области, оформляется в ветеринарном отношении с учетом того, что эти два региона обслуживаются в рамках одного территориального управления.
– В прошлом году также вступил в силу административный регламент по ветконтролю в пунктах пропуска через границу. Работает ли этот документ, насколько он был важен?
– Недавно у нас с добытчиками и переработчиками было совещание, на котором давались разъяснения по этому регламенту, утвержденному приказом Минсельхоза и Федеральной таможенной службы от 6 ноября 2014 года № 393/2154. Это наш совместный с таможней регламент. Конечно, мы его используем в работе, потому что он напрямую привязан к решению Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 («О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе» – прим. корр.). Этот документ очень важен для нас, так как строго регламентирует действия сотрудников управления, в том числе по оформлению рыбопродукции.
– Много было всегда нареканий к Россельхознадзору. Жаловались рыбопромышленники, в частности, очень сильно в Сахалинской области. Вы в должности руководителя теруправления сравнительно недавно – как сейчас ситуацию оцениваете? Много ли претензий?
– На Сахалине последний круглый стол по водным биоресурсам мы проводили перед Новым годом. Мероприятие прошло конструктивно, в предпраздничном настроении, хотя, к сожалению, лососевая путина - 2015 на Сахалине, мягко говоря, была скудной. Также обсуждали работу в круглосуточном режиме – в этом регионе своя специфика. Вопросы носили рабочий характер.
Сейчас для Сахалина очень важная тема – соблюдение температурного режима при транспортировке рыбопродукции. Совещание по этой проблеме мы проводили в конце января. Невода и рыбоперерабатывающие мощности расположены далеко от морских портов, состояние дорог не всегда отвечает нормам – логистика непростая. Отсутствует техника, позволяющая поддерживать необходимый температурный режим. В основном ВБР везут перекупщики, которые всячески оптимизируют затраты на условиях логистики за счет несоблюдения условий хранения, перевозки и т.д., обеспечивающих качество продукции. А в результате производитель, выпустивший качественную продукцию, теряет лицо перед конечным потребителем. Морской продукт поступает в европейскую часть страны в «неаппетитном» виде. Можно было бы просто предупредить, а летом начать наказывать, но мы пошли по другому пути. Мы собрали перевозчиков, производителей, пригласили представителей администрации Сахалинской области. Выяснили, что, оказывается, морской паром, который доставляет продукцию в Хабаровский край, технически не оборудован для поддержания температурного режима, а он идет 18 часов, при штормах – дольше. Обсудили проблемы логистики от производителей до портов. 15 марта мы инициируем совещание на Сахалине по этим проблемам, хочется видеть динамику решений и практических действий.
– В Приморье, я так понимаю, вопросы соблюдения температурного режима тоже актуальны?
– Да, специфика Владивостока такова, что у нас очень много железнодорожных тупиков, с которых отправляется рыбопродукция потребителям в западные российские регионы, причем эти тупики частные. Возможно, для сокращения расходов собственники товара предпочитают грузиться не в порту, а в тупиках, - рыба идет на автотранспорт, который доставляет ее до тупика, а затем – в рефсостав. В результате идет двойной перегруз. Кроме того, рефрижераторные секции в порту убирают быстро, а в тупиках подвижной состав может находиться днями. Эти обстоятельства, по нашему мнению, приводят к нарушению температуры в теле рыбы, что в свою очередь негативно отражается на качестве рыбопродукции и может привести к нежелательным, вредным последствиям.
– Хотелось бы также задать вопрос по лабораторным исследованиям. Было много претензий, что исследования тотальные. Предприниматели жаловались и на лаборатории. Озвучивались вопросы, почему исследования должны проводиться только в лабораториях, подведомственных Россельхознадзору. Чего ждать сейчас, в связи с выходом нового приказа Минсельхоза?
– Вы сами присутствовали на круглом столе 3 марта и слышали: вопросов по лабораторным исследованиям не было. Ветеринарные сопроводительные документы выдаются на основании ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторные исследования предусматриваются как необязательная часть этой экспертизы. Они проводятся не всегда, в исключительных случаях. Эти случаи строго регламентированы действующим законодательством, в частности упомянутым вами приказом Минсельхоза от 14 декабря 2015 года № 634. Кроме того, вопросы от рыбопромышленников не возникли потому, что они хорошо знают: вся ветеринарно-санитарная экспертиза, включающая паразитологию и органолептику, осуществляется ветеринарными службами субъекта Федерации, в нашем случае Приморского края и Сахалинской области. На основании этих исследований они выдают ветеринарно-сопроводительные документы – формы 2, формы 4, необходимые для транспортировки рыбных партий потребителям в другие российские регионы.
В исключительной компетенции органов Россельхознадзора находится экспорт продукции водного промысла. Однако здесь лабораторные исследования делаются в соответствии с обязательными требованиями стран-импортеров, - это Республика Корея, Китай, страны Евросоюза и т. д. Хочу отметить, что, в частности, Япония не выставляет такие требования. Соответственно, при оформлении рыбопродукции в эту страну лабораторные исследования не проводятся.
– Насколько я поняла, приказ по ветеринарно-санитарной экспертизе базовый, но если у инспектора возникают основания, он отправляет рыбу на исследования, руководствуясь приказом Минсельхоза от 14 декабря 2015 года № 634?
– Приказом Минсельхоза от 13 октября 2008 года № 462 утверждены Правила ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры. Из этого нормативного правового акта следует, что ветеринарные сопроводительные документы выдаются на партию рыбы и икры по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы, если при ее проведении у специалиста Госветслужбы не возникли сомнения в безопасности рыбопродукции. И только если такое сомнение возникло, проводятся лабораторные исследования. По этой причине мы называем приказ № 462 «базовым». Между тем в новом приказе (от 14 декабря 2015 года № 634 – прим. корр.) абсолютно четко даны перечень оснований для лабораторных исследований (в том числе при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы), процедура назначения и сроки. То есть со вступлением этого приказа в законную силу (с 11 марта – прим. корр.) все очень жестко будет регламентировано. Это не позволит специалисту (инспектору) вольно трактовать понятие – «возникновение сомнения в безопасности рыбы или икры». Если инспектор по каким-то причинам решил сделать лабораторные исследования, тем более дополнительные, он должен четко изложить основания в письменном решении. И необходимо, чтобы они соответствовали приказу № 634.
– В октябре было заседание президиума Госсовета по вопросам рыбной отрасли. Затрагивалась и тема ветеринарного оформления. По итогам президент Владимир Путин поручил обеспечить внесение в законодательство поправок, предусматривающих осуществление ветеринарного надзора исключительно в районах добычи водных биоресурсов. Как вы можете прокомментировать такое решение?
– Вы знаете, на самом деле все абсолютно верно. Даже в новом приказе, о котором мы говорили, первое основание для лабораторных исследований – «эпизоотическое или ветеринарно-санитарное неблагополучие районов добычи (вылова), установленное в результате мониторинга эпизоотического состояния районов добычи (вылова) водных биоресурсов». Это то, о чем по нашему мнению, говорил президент, с чего мы должны начинать. Полагаю, что будет разработан четкий порядок, обеспечивающий мониторинг эпизоотического состояния районов добычи ВБР, который даст полную и достоверную информацию, необходимую для подтверждения безопасности и оформления рыбопродукции.
– Я так понимаю, что еще нет регламентирующего документа, который предусмотрен в законе?
– Да, поручение дано, значит, Минсельхоз отработает данную ситуацию. Олег Кожемяко (губернатор Сахалинской области, руководитель рабочей группы по подготовке к заседанию президиума Госсовета – прим. корр.) абсолютно правильно указал, что изначально очень редко, когда выловленная рыба бывает вредной. Для чего нужен мониторинг? Чтобы было понятно: место, где добыты водные биоресурсы, благополучно.
Что с полномочиями?
– И в заключение вопрос по поводу проекта постановления Правительства о полномочиях в сфере исполнения техрегламентов. Документ вызвал негативную реакцию в бизнес-сообществе. На круглом столе 3 марта представители теруправления заявили, что проект направлен на то, чтобы разделить функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора, Что полномочия не расширяются, исключается дублирование функций. Но существует постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1009 – разве проект не вступает с ним в противоречие?
– В противоречие не входит по следующим причинам. Постановление Правительства № 1009 устанавливает, что нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются Министерством здравоохранения и Роспотребнодзором с одной стороны и Министерством сельского хозяйства и Россельхознадзором в части указанных полномочий. Как видим, здесь речь идет о нормативно-правовом регулировании, т.е. принятии обязательных для исполнения документов, а не осуществлении контрольных и надзорных функций в поднадзорной сфере. С 2010 года Российская Федерация является членом Таможенного союза. Все изменения, указанные в проекте постановления Правительства, вносятся именно в технические регламенты Таможенного союза, чтобы исключить дублирование и разграничение полномочий по осуществлению контроля (надзора) исходя из вида продукции. Невозможно проводить параллели между этими двумя документами, так как в первом случае речь идет о нормативно-правовом регулировании, а во втором – об осуществлении непосредственно контроля (надзора).
Кроме того, у нас к постановлению № 1009 есть еще ряд постановлений, которые как раз перечислены в проекте. Например, за номером 468. На самом деле что дает этот проект? Он исключает дублирование функций. Давайте обратимся к повседневному опыту. Допустим, человек приобрел продукцию в магазине и хочет узнать, как она дошла «от поля до прилавка». Как проще это сделать? Когда контроль за прохождением продукта будет осуществлять один орган или три?
– Безусловно, один.
– Логично, да. Проект направлен именно на это. Отмечу, что мы говорим сейчас именно о продуктах животного происхождения – не только о рыбе, но и о мясе, молоке.
– Но, насколько я понимаю, у Роспотребнадзора своя точка зрения. Я захожу на сайт этого ведомства и регулярно вижу отчеты: проверили магазин, забраковали столько-то рыбы, столько-то мяса и т.д. В сознании человека просто какая-то путаница возникает: где Россельхознадзора, где Роспотребнадзор.
– Абсолютно верно.
– Зачем столько органов? Получается, что каждый хочет себе полномочия.
– Вот этот проект постановления Правительства как раз и убирает дублирование функций.
– То есть ваша позиция в том, что этот проект постановления направлен на устранение дублирования полномочий, нечетких моментов в регулировании?
– Мы будет исполнять то постановление Правительства, которое будет принято. На самом деле рыбаки чего опасаются? Того, что с принятием этого постановления, возможно, начнутся тотальные лабораторные исследования рыбопродукции, в частности из-за нарушений маркировки. Но ведь у нас есть четкий регламент по маркировке – там все написано. Кроме того, как мы говорили выше, приказ Минсельхоза № 634 установил исчерпывающий перечень случаев, при которых возможны назначения лабораторных исследований рыбопродукции. Что касается контроля за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза по пищевой продукции и ее маркировке, то, полагаю, что для добропорядочного производителя, не имеет значение кто будет контролировать – Роспотребнадзор или Россельхознадзор.
Fishnews
Март 2016 г.