Новости
РС "Ураганный" во Владивостоке

«Снежный ком» судостроения

Вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей модернизацию и содержание рыбопромыслового флота, 23 марта рассмотрели участники «круглого стола», организованного Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, для обсуждения этого актуального вопроса за пределами традиционных внутриотраслевых дискуссий на «круглом столе» обозначили свое присутствие представители руководства Росрыболовства и комитетов Госдумы, а также отраслевых объединений и ассоциаций всех основных рыбацких регионов, от Камчатки до Калининграда, региональных властей этих субъектов федерации и заинтересованных частных компаний. Руководил дискуссией председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков.

Ни для кого из присутствовавших на заседании не стали открытием приведенные цифры о плачевном состоянии отечественного рыбохозяйственного флота, который насчитывает сегодня 2 419 судов (от добывающих до учебных). 83% из них эксплуатируется с превышением нормативных сроков. Выход из создавшейся ситуации депутаты видят вполне закономерный – «создание новых типов судов рыбопромыслового флота, суммарная производительность которых обеспечит поддержание добычи водных биоресурсов на требуемом уровне».

Объяснить всю сложность реального положения вещей взялись сами рыбаки.

Вывод первый – строить сегодня негде. Уж сколько раз твердили миру, что и в лучшие времена флот отрасли пополнялся за счет «иностранцев», а единственные дееспособные советские верфи располагались на территориях наших нынешних соседей – Украины и Литвы, но государство по-прежнему продолжает верить в способности российского судостроя. «Если в ближайшие годы нам предоставят возможность строить конкурентоспособные по всем показателям и доступные по стоимости суда на отечественных верфях, мы будем только «за»!», – согласились рыбаки. Но только личная практика пока доказывает обратное.

Примеры из реальной жизни привел президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов: «Несколько лет назад приморские рыбаки решили выстроить РС. Скинулись деньгами, сами спроектировали, сами построили… Вот уже 3 года знаменитый РС «Ураганный» простаивает на заводе «Звезда»: сначала выскочила проблема с двигателем, потом с промысловой лебедкой. Теперь он стоит 3 млн. долларов и его никто не хочет брать. Тем более что и рыбачить на нем просто нельзя».

Другой вариант приморцам не так давно предложили специалисты КБ «Восток» – концептуальный проект многофункционального большого морозильного траулера для океанического рыболовства стоимостью 120-150 млн. долларов. «По нашим расчетам срок окупаемости такого судна превышает срок его эксплуатации, – резюмировал Георгий Мартынов. – Поэтому сегодня мы отказались от подобных предложений и пошли своим путем. При АРПП создана рабочая группа, члены которой за свои деньги приобрели описание проекта современного крупнотоннажного промыслового судна в Норвегии. После определения его расчетной стоимости мы предложим этот проект на обсуждение рыбацкой общественности. Если будет принято положительное решение, будем ставить вопрос о финансировании его строительства. За государственный счет».

Вывод второй – строить некому. Этот факт констатировали уже сами представители госструктур. Те единицы новостроя, которыми смогли за последние 5-7 лет пополнить промысловый флот сами рыбаки, – капля в море. Основную же часть приобретаемого «орудия промысла» представляет собой зарубежный «second hand».

«Ситуация ясна – пополнение флота теми силами, которые есть у судовладельцев сегодня, невозможно, – согласился заместитель руководителя Росрыболовства, статс-секретарь Сергей Подолян. – Также ясна и грань, которой необходимо очертить круг обсуждения данного вопроса: насколько государство должно вмешиваться в техническую политику предприятий по обновлению флота? Сегодня разработаны Концепция, Федеральная целевая программам, Программа антикризисных мер … И задача государства – наполнять эти концептуальные проекты деньгами, наращивать потенциал по строительству флота, но при этом трезво оценивать нынешние возможности российского судостроения и судоремонта – насколько они способны справиться с поставленной задачей. Не нужно «прятать голову в песок» и отказываться от перспектив покупки, строительства и ремонта судов за границей. Но в работе на перспективу в этом направлении важно сохранить приоритет для судостроения в РФ», – отметил он.

В качестве мер решения обозначенной проблемы Комитет Госдумы предложил внести ряд изменений в Налоговый кодекс РФ (амортизационный коэффициент при строительстве на отечественных верфях, освобождение от НДС при ввозе «незаходных» судов), в таможенное законодательство РФ (снижение ставок на оборудование, освобождение от пошлин в отношении тех же «незаходных» судов), в ФЗ о федеральном бюджете до 2012 г. (субсидии по лизинговым платежам на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота и т.д.). А также внести изменения в ФЗ об ОЭЗ, в закон о рыболовстве (по созданию реестра судов и постепенному выводу из эксплуатации «недееспособных» единиц флота) и т.д.

Признав большинство из предлагаемых мер положительными, рыбаки, между тем, в очередной раз предостерегли чиновников от опрометчивых шагов и недальновидного законотворчества. «Мы благодарны тем нормативным актам, которые действительно способствовали стабилизации рыбного хозяйства. Но, к сожалению, ситуация такова, что в вопросы законотворчества, прямо или косвенно влияющие на решение вопроса обновления и модернизации флота, внесена серьезная «ложка дегтя», – отметил в своем выступлении президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Юрий Кокорев.

Прежде всего, приходится признать – наш флот не может вернуться в зоны иностранных государств, и не только потому, что его нет: невозможно проводить исследования в этих водах из-за нормы по уничтожению «научных» уловов. Рыбакам отчасти снизили налоговое бремя, но одновременно «компенсировали» это за счет обязанности доставки уловов на берег (со всеми вытекающими отсюда платежами и сборами), при этом нарушители, как и прежде, продолжают обходить российские порты стороной. «Одна из прогрессивных форм обновления флота – лизинг в форме бербоут-чартера – была предложена нам государством и опять же стала нашим проклятием, – продолжил перечисление президент ВАРПЭ. – А норма, запрещающая обработку на судах прибрежного лова и обязывающая доставлять улов на берег, привела к тому, что береговая переработка задыхается от нехватки мощностей, зато рыбаки опять оказались пострадавшими. В результате всего этого финансовое состояние отрасли сегодня таково, что рыбаку не оставлено внутренних источников для развития, нет условий для зарабатывания денег».

Подводя итоги нынешнего заседания, председатель Комитета признал необходимость дополнения разработанных Госдумой мер по решению вопроса отраслевого судостроения предложениями, озвученными в этот день рыбаками. Но в качестве основной мысли, которая должна быть взята законодателями за основу в дальнейшей работе, по мнению Евгения Туголукова, следует выделить последнюю из прозвучавших: «Разговоры об особенностях и частностях можно вести очень долго, но суть – всегда краткая, и она была обозначена сегодня: рыбное хозяйство – это действительно особо важная отрасль и государство должно придавать ей соответствующее значение».

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: варпэкалининградкамчатканорвегияросрыболовствосудостроение

Похожие новости

24 марта 2010 года

В Северном и Дальневосточном бассейнах улов удачный

По состоянию на 23 марта общий вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил 1 млн. 16,7 тыс. тонн, что на 171 тыс. тонн больше уровня прошлого года.

Наука выступила за продление промысла минтая

Ученые ВНИРО поддержали предложение увеличить период добычи минтая. Кроме того, представители отраслевой науки обсудили внесение изменений в Правила рыболовства для Западно-Сибирского бассейна и другие вопросы.

23 марта 2010 года

Коррективы в правила согласования рассмотрят специалисты

Рабочая группа, созданная по приказу Росрыболовства, доработает изменения в постановление Правительства, касающееся правил согласования размещения объектов и внедрения новых технологических процессов, влияющих на ВБР и среду их обитания.

На службу – только лучших

В ближайшее время состав Охотского территориального управления Росрыболовства пополнится еще 7 сотрудниками. Отбор настолько тщателен, что одна из должностей так и осталась свободной.

22 марта 2010 года

Финансовая поддержка осуществляется с учетом кризиса

Правительство РФ отчиталось о реализации мер по поддержке отраслей российской экономики за 2009 г. Согласно предоставленной информации, рыбная отрасль продемонстрировала положительную динамику.

Карельские рыбаки добились успеха по всем статьям

К началу весны объем добычи рыбы предприятиями Карелии составил более 9 тыс. тонн, превысив показатели прошлого года. Успех сопутствует рыбакам в океаническом промысле, в Белом море и на пресноводных водоемах.

Лента новостей

15 декабря 2017 года

Итоги недели – в обзоре Fishnews

«Рыбная» тема неожиданно оказалась в центре внимания на пресс-конференции президента. Депутаты поддержали во втором чтении законопроект об отсрочке для электронной ветсертификации. В регионах готовятся к Всероссийскому съезду рыбаков.

Отсрочка по электронной ветсертификации прошла второе чтение

Госдумы приняла во втором чтении законопроект, сдвигающий дату, с которой ветеринарно-сопроводительные документы должны оформляться в электронном виде, на 1 июля 2018 г. Предложение дать отсрочку до 2019 г. не поддержали.

Сенаторы одобрили поправки в закон о рыболовстве

Совет Федерации поддержал изменения закона, которые должны устранить противоречия в правилах регулирования прибрежного рыболовства, вступающих в силу в 2019 г. Исключается возможность доставки уловов в замороженном виде при этом виде промысла.

Франция поставила российской рыбе «радиоактивный» барьер

Ветеринарная служба Франции задерживает ввозимые из России партии рыбопродукции под предлогом проверки на содержание рутения. В группе «Норебо» такую меру считают политически мотивированной.

У марифермеров Приморья будет «единый голос»

Аквакультурные ассоциации Приморского края создали координационный совет. Он займется выработкой консолидированной позиции и предложений по вопросам марикультуры, а также взаимодействием с федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Камчатка готовится к Всероссийскому съезду рыбаков

В регионах продолжают подготовку к IV Всероссийскому съезду работников рыбного хозяйства. Инициативу о проведении важнейшего отраслевого мероприятия поддержало профессиональное сообщество Камчатского края.

Рыбаки предлагают дополнительные ограничения по Амуру

Рыбопромышленники Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края подготовили свои предложения к решению ДВНПС. Среди них – оснащение ставных орудий лова пропускными «окнами» и установка заездков с привязкой крыла к материковому берегу.

Русская рыба пробует онлайн

На выставке «Дни Дальнего Востока» Росрыболовство продемонстрировало преимущества формата интернет-магазинов для торговли рыбой и морепродуктами напрямую от производителей и поставило перед сетями вопросы о качестве и ценообразовании на рыбную продукцию.

Владимиру Путину рассказали об «омулевой безработице»

Президент России Владимир Путин обратит внимание на проблемы жителей Байкальского региона, оставшихся без работы после запрета на промышленный лов омуля. Об этом глава государства заявил на пресс-конференции 14 декабря.

Северным рыбакам стали известны перспективы лова на 2018 год

Росрыболовство распределило между пользователями квоты добычи водных биоресурсов Северного бассейна в районах действия международных договоров, а также квоты вылова крабов в 200-мильной зоне РФ в Баренцевом море на предстоящий год.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31