Новости
Олег БРАТУХИН

Финансовые тонкости «рыболовного» судостроения

Пока в России не появится специализированного банка, вопрос кредитования отечественных судовладельцев решен не будет, уверен председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» Олег Братухин.

Поводом для рассмотрения вопросов, связанных со строительством и финансированием строительства рыболовных судов, послужило совещание, которое 26 апреля 2012 г. провел руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Обобщая прозвучавшую на нем информацию, а также собственный опыт, Олег Братухин делает вывод, что на сегодняшний день существует два основных вопроса, определяющих саму возможность строительства рыболовных судов на отечественных верфях. Первый – есть ли у рыбаков собственные средства в объеме 20-30% стоимости заказанного судна. И второй – готовы ли российские банки кредитовать рыболовные компании в той или иной форме, поскольку никто в мире не строит суда лишь за свои средства.

«Мы видим, что деньги у рыбаков есть, по крайней мере, у части компаний, поэтому тезис о том, что предприятиям отрасли самостоятельно, без поддержки государства решить вопрос обновления рыболовного флота невозможно, неверный, – размышляет в своей статье для журнала «Fishnews – Новости рыболовства» председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания». – Об этом свидетельствуют и факты начавшегося строительства рыболовных судов на зарубежных верфях – что невозможно без собственных средств в объеме минимум 20%. Об этом свидетельствует и та информация, которая попадает в открытую печать».

Однако при наличии у рыбаков лишь части собственных средств на строительство судна встает вопрос об их кредитовании отечественными банками.

«Что бы ни говорило о рыбном хозяйстве его руководство и как бы ни уговаривало банки, рыболовная отрасль считается и будет считаться среди финансистов всего мира сферой с весьма высоким уровнем риска в отношении возврата вложенного капитала. Возможно, такое мнение проистекает из того, что лишь очень небольшое количество банковских специалистов обладает достаточным уровнем знаний в области судостроения и рыболовства, но главное – по той причине, что эти отрасли действительно сложны по своей сути. Видимо, отсутствует и понимание, что, например, современные пелагические траулеры-заводы – это уже давно не суда-охотники за рыбой, у которых все зависит от удачи и умения капитана», – отмечает эксперт.

Между тем, по словам Олега Братухина, типов рыболовных судов действительно существует достаточно много, и они имеют не просто особенности, но принципиально отличаются друг от друга по размерениям, техническим характеристикам и т.д. Даже суда одного типа, в зависимости от уровня заложенных технических решений, могут отличаться в 3-5 раз по экономическим показателям. «Непонимание всего этого ведет к отрицанию. Поэтому, несмотря на существенно более высокие экономические показатели рыболовных судов по сравнению с другими типами судов, даже наиболее продвинутые банкиры склонны по возможности избегать кредитования судов, которые считаются специализированными (т.е. не являются стандартными транспортными судами, перевозящими груз из пункта А в пункт Б) и к недостаткам которых относится отсутствие одинаковости», – делает вывод автор статьи.

А отсутствие нужных специалистов и наработанной практики работы, по его мнению, приводит к тому, что сегодня к оценке рисков при реализации того или иного проекта строительства рыбопромыслового судна наши отечественные банки не готовы.

«В связи с этим уместно привести пример Китая. Обычно достаточно настороженно относящаяся к приходу на свой рынок иностранных банков, КНР приветствовала появление на нем норвежского морского банка DnB Nor, ставшего первым иностранным банком, который берет в залог суда под китайским флагом.

Пока в России не появится такого специализированного банка (или специализированного подразделения крупного банка), вопрос кредитования отечественных судовладельцев решен не будет», – заключает Олег Братухин.

Рассуждения же о том, что с созданием при помощи госсредств специализированной лизинговой компании все проблемы будут решены, не имеют под собой оснований, считает он: «поскольку банк взамен снижения рисков утраты или ухудшения состояния судна как обеспечения кредита получает значительное число дополнительных рисков, связанных с покупкой судна».

Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте РИА Fishnews.ru.

НазадМетки: КНРросрыболовствосудостроение

Похожие новости

10 июля 2012 года

Наука пересмотрела лимиты по добыче сиговых

Госрыбцентр совместно с уральским филиалом подготовили материалы биологических обоснований по корректировке сиговых видов рыб в Курганской области на 2012 г. ОДУ пеляди и рипуса предложен в пределах 504 тонн.

ВТО – вызов профессионализму рыбаков

К работе в условиях членства России в ВТО отечественная рыбная промышленность подготовлена гораздо лучше, чем сельское хозяйство, считает депутат Госдумы Георгий Карлов. Однако ряд позиций нужно в срочном порядке подтянуть.

На Сахалине решается судьба анивского лосося

В Сахалинской области не утихают дебаты по вопросу закрытия промысла горбуши на участке побережья Охотского моря от мыса Свободный до мыса Анива.

Сахалинские пограничники следят за сохранностью лосося

С начала июня сотрудники Сахалинского погрануправления совместно с представителями рыбоохраны и полиции провели 6 рейдов по сбережению водных биоресурсов. Наиболее активная работа начнется в конце июля, с развитием лососевой путины.

09 июля 2012 года

Вышел очередной номер журнала «Fishnews – Новости рыболовства»

Новый номер журнала «Fishnews – Новости рыболовства» открывает интервью, в котором депутат Госдумы Георгий Карлов оценивает перспективы отечественного рыбного хозяйства в условиях структурных реформ в управлении отраслью, а также присоединения России к ВТО.

Китайские браконьеры «отбрасывают» сети

Распространенным нарушением на реке Амур является установка браконьерских сетей китайскими рыбаками. Однако задержать нарушителей с поличным сложно: при приближении инспекторов они обрезают сети и скрываются на своей территории.

Лента новостей

18 декабря 2017 года

Юрий Алексеев: Перегрузы припасов в штормовых укрытиях – вопрос с простым решением

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота напомнила о проблеме, которая имеет простое решение, но остается актуальной до сих пор – перегрузы припасов и смена экипажа в штормовых укрытиях для судов, прошедших пограничный контроль.

Консервный завод на Шикотане получит калининградское оборудование

Оборудование для консервного завода рыбокомбинату «Островной» поставит калининградская компания «Рыбтехцентр». Соглашение об этом было подписано на выставке «Дни Дальнего Востока в Москве».

Росрыболовство учло предложения ВАРПЭ по закреплению долей квот

Новые редакции проектов постановлений о перезакреплении долей квот существенно изменены, в том числе с учетом замечаний ВАРПЭ, рассказали в ассоциации. Объединение работает над тем, чтобы процесс заключения договоров на новый срок прошел прозрачно и был комфортным для предприятий.

Претенденты на инвестквоты нацелились на минтаевые заводы

7 декабря завершился прием заявок от желающих получить квоты вылова на инвестиционные цели. На Дальнем Востоке претенденты хотят реализовать проекты по постройке заводов на Камчатке, Курилах, в Приморье и Магаданской области.

Что ждет минтайщиков в следующем году – рассказали ученые

Прогноз науки на предстоящую минтаевую путину в Охотском море содержит данные об ожидаемой погодной обстановке, льдах, а также предполагаемых размерах рыбы и количестве молоди.

Российские рыбаки могут заявиться на промысел в зоне Марокко

Росрыболовство открыло прием заявок на закрепление долей квот добычи в атлантической рыболовной зоне Марокко. Суммарно в следующем году российские суда смогут добыть 140 тыс. тонн мелких пелагических видов рыб.

Осетровому бизнесу помешали правоохранители

В Астраханской области полиция раскрыла деятельность преступной группы, занимавшейся нелегальным оборотом осетрины. Задержаны четверо подозреваемых, изъято почти 2,5 тонны продукции.

Минтранс подумает над решением проблем пункта пропуска на Шикотане

Премьер Дмитрий Медведев поручил Минтрансу совместно с правительством Сахалинской области подготовить предложения по функционированию пункта пропуска на Шикотане.

Потенциал Камчатки с успехом продемонстрировали в столице

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин высоко оценил участие региона в Днях Дальнего Востока в Москве. Полуостров был представлен на трех основных площадках выставки: инвестиционный потенциал, ярмарка вакансий и «дальневосточный гектар».

Индийская креветка готовится к прорыву

Экспорт креветки из Индии может вырасти с 3,8 млрд долларов в 2016 г. до 7 млрд долларов к 2022 г., прогнозируют аналитики республики. Предполагается, что поставки вырастут благодаря расширению производства и повышению качества продукта, а также ослаблению зарубежных конкурентов.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31