Новости
Продвижение российской рыбы – глобальная задача

Продвижение российской рыбы – глобальная задача

В ближайшее время Правительству предстоит проработать меры продвижения на внутреннем рынке отечественной рыбопродукции. По оценкам экспертов, для успешного выполнения задачи нужно продумать целый ряд вопросов – от поддержки рыбопереработки до повышения культуры потребления.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов. Речь идет об усилении контроля за рыбными товарами, идущими из-за рубежа, стимулировании аквакультуры, развитии системы дополнительной добровольной сертификации. Кроме того, поставлена задача предусмотреть «стимулирование потребительского спроса на пищевую и иную продукцию из российских водных биоресурсов на внутреннем рынке в целях замещения менее качественных импортных аналогов».

По мнению представителей рыбной отрасли, вопрос с продвижением среди россиян отечественных рыбных товаров назрел давно, причем к решению проблемы подталкивает ситуация с качеством и безопасностью продукции, поступающей из-за границы. «Очевидно, что любое стимулирование внутрироссийского потребительского спроса на пищевую продукцию из российских водных биоресурсов крайне важно и необходимо. Главными доводами в поддержку этих поручений можно назвать ту критическую ситуацию, которая сложилась на продовольственном рынке страны в части качества и безопасности рыбопродукции. Что, как не здоровье и благополучие граждан страны, может быть приоритетом государства? Это цель, которая достойна того, чтобы государство вкладывало деньги и силы», – убежден генеральный директор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов. «Безусловно, я, как руководитель предприятия, ориентированного на внутренний рынок, поддерживаю и разделяю поручения Президента», – добавляет он.

Для решения проблемы с продвижением отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке необходима отлаженная система информирования потребителя, считают представители рыбной промышленности. Сейчас россияне плохо осведомлены о качестве и полезных свойствах отечественных рыбных товаров, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

«Мне, как профессионалу в пищевом производстве, очевидна вся беззащитность не информированного российского потребителя перед ухищрениями современных иностранных производителей пищевой продукции, в том числе и на рыбном рынке, – продолжает тему Александр Ефремов. – Наибольшая угроза в части рыбопродукции, на мой взгляд, идет даже не от использования пресловутых Е-консервантов, красителей, усилителей вкуса, запаха, как это принято считать. Главная угроза идет от искусственно выращенной рыбы: для защиты от заболеваний и ускоренного воспроизводства которой могут использоваться различные формы антибиотиков и искусственных кормов на основе генно-модифицированных добавок».

По словам руководителя рыбопромышленного предприятия, на сегодняшний день московский рынок рыбопродукции на 70-80% заполнен искусственно выращенной рыбой иностранного производства. А ведь Россия располагает одним из самых больших в мире запасов экологически безопасных водных биоресурсов. «Именно по этой причине российская рыбопродукция так востребована на западных рынках, где уже давно знают цену дикой рыбе холодных морей», – рассказывает руководитель «Южморрыбфлота». В качестве примера он приводит креветку, которая в московских магазинах может стоить в 3-5 раз дешевле, той, что продается в Японии. Но японский потребитель знает, что перед ним – российская креветка, выловленная в экологически чистых водах Дальнего Востока, и осведомлен, чем она отличается от искусственно выращенной креветки, которая продается в Москве. «Японцы знают толк в рыбе и умеют считать деньги, поэтому не покупали бы значительно дороже креветку из России, если бы она не обладала значительно лучшими вкусовыми, но главное – потребительскими качествами с точки зрения экологичности».

При наличии полной и достоверной информации о представленных в продаже рыбных товарах (как отечественных, так и импортных) наш покупатель обязательно не обойдет своим вниманием российскую рыбу, убежден Александр Ефремов. Обеспечить же потребителя объективной и понятной информацией должно государство, полагает он. По мнению представителя рыбной промышленности, определенные шаги в этом направлении уже предприняты, но нужно продолжать работу. Информированность потребителя – один из принципов цивилизованного рынка, государство должно вкладывать деньги и сосредоточить усилия не на создании все новых и новых форм и методов контроля бизнеса, а на просвещении потребителя, подчеркивает генеральный директор «Южморрыбфлота».

Георгий Мартынов, в свою очередь, отмечает, что нужны определенные программы по популяризации российской рыбопродукции – на уровне, допустим, Министерства сельского хозяйства, Росрыболовства, регионов. За рубежом есть примеры такой работы. В частности, в США Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы (NOAA) реализует специальную программу, в рамках которой доступно разъясняет населению пользу от употребления в пищу рыбопродукции. В России, в частности, можно было бы информировать потребителей о качестве и полезных свойствах тихоокеанских лососей, считает президент АРПП.

Однако с продвижением российской рыбопродукции на внутреннем рынке неразрывно связаны вопросы развития производственной базы. Именно развитость производства является основой продовольственной безопасности, полагает Александр Ефремов. Нынешняя парадоксальная ситуация, когда Россия экспортирует и импортирует одну и ту же по ассортименту продукцию, могла сложиться только из-за неразвитости перерабатывающих производств и рынка рыбопродукции в целом. По мнению генерального директора «Южморрыбфлота», действенными методами для стимулирования российской рыбопереработки могли бы стать, в частности, снижение арендной ставки на землю для переработчиков, строительство холодильных площадей в непосредственной близости от успешно работающих на протяжении последних лет рыбоперерабатывающих предприятий. В качестве эффективного инструмента также названо субсидирование затрат на единицу произведенной продукции. Кроме того, необходимо бороться с избыточными административными барьерами, поощрять конкуренцию, создавать равные и справедливые условия для работы, подчеркивает руководитель рыбопромышленной компании.

Специалисты отмечают: важно, чтобы российская рыба могла благополучно попасть на прилавок. «Что же касается стимулирования потребительского спроса на российскую рыбу, то, если наша рыба попадет в магазины, уверяю вас, люди самостоятельно сделают выбор в ее пользу. Но для этого необходимо решить целый комплекс вопросов, начиная со снижения стоимости железнодорожной перевозки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны во время путины и заканчивая прозрачными договорами с торговыми сетями. Несмотря на принятый закон о торговле, работа с ретейлом крайне запутана – в договоры включаются бонусы и прочее. Поэтому если ты продавец российской рыбы, а не кока-колы, то может оказаться, что товар в торговые сети ты поставляешь себе в убыток», – заявил Fishnews и. о. президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.

Еще один важнейший вопрос, по мнению экспертов, – развитие в стране культуры потребления рыбных товаров. «Можно создать комфортные условия для рыбаков и переработчиков, решить проблемы с логистикой, делать для российского производителя приоритет при государственных закупках, однако если не будет развиваться культура потребления рыбной продукции – целей по продвижению российской рыбы не достичь. Во времена СССР из-за неудачного приготовления блюд Рыбный день граждане подчас воспринимали как наказание. Сейчас государству надо серьезно задуматься над этими вопросами, чтобы поручения Президента были реализованы», – считает главный редактор газеты «Fishnews Дайджест» Елена Филатова.

Fishnews


НазадМетки: аквакультурадальний востоккреветкамоскваправительстворосрыболовствосшаяпония
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31