Новости
Кому выгодна «минтаевая война»?

Кому выгодна «минтаевая война»?

Россия заинтересована в диалоге с южнокорейскими партнерами по вопросам квот, демонстрируя готовность идти на компромисс, считает старший преподаватель кафедры корееведения Школы региональных и международных исследований ДВФУ Вадим Акуленко.

В октябре 2012 г. руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний достаточно четко обозначил позицию ведомства по вопросу иностранных квот. Глава ФАР заявил: если Республика Корея и Япония не начнут выполнять взятые на себя обязательства по подписанным соглашениям, Россия намерена лишить их квот на добычу биоресурсов в российских водах. Как отметил старший преподаватель кафедры корееведения Школы региональных и международных исследований ДВФУ Вадим Акуленко в статье, опубликованной на сайте Fishnews, жесткое высказывание руководителя агентства было связано с продолжающимся незаконным импортом в Республику Корея российского краба через третьи страны.

На начавшемся 14 ноября 2012 г. в Москве первом туре переговоров между Южной Кореей и Россией по вопросу наделения квотами на 2013 г. стороны так и не смогли прийти к общему знаменателю. В провале переговоров южнокорейские СМИ поспешили обвинить «непримиримую» позицию российских переговорщиков по вопросу борьбы с поставками в Республику Корея краба, добытого браконьерами в исключительной экономической зоне РФ. Несмотря на заверения южнокорейской стороны о скорейшем урегулировании спорного вопроса, Россия осталась непреклонной – наделение квотами увязывалось с решением вопроса о браконьерском крабе.

Следующий раунд переговоров тоже прошел безрезультатно и только третий (с 23 по 25 апреля 2013 г., Москва) стал прорывным, обратил внимание автор обзора. Стороны, наконец, смогли договориться о размере квот для южнокорейских рыбаков на текущий год. В частности, лимиты на вылов трески, кальмара, сайры, камбалы, сельди, ската и фугу остались на уровне 2012 г. Что касается минтая, то южнокорейским рыбакам было дано разрешение на добычу 20,5 тыс. тонн, а вопрос о передаче квоты на добычу еще 19,5 тыс. тонн решено было отложить до заключения финального соглашения и выполнения всех условий, предъявленных российской стороной. Среди этих условий было и внесение поправок в южнокорейский закон «О развитии океанического рыболовства».

Эксперт подчеркнул, что по результатам апрельского раунда переговоров Сеулу пришлось принять все выдвинутые Москвой условия. Подписание соглашения произошло только после того, как через Национальную ассамблею Республики Корея были проведены поправки к упомянутому южнокорейскому закону. В соглашении были прописаны объемы лимитов на 2013 год, их стоимость для южнокорейской стороны, а также различные вопросы взаимодействия в области борьбы с ННН-промыслом.

Однако всего неделю спустя после подписания этого «выстраданного» соглашения южнокорейские чиновники и представители рыболовного бизнеса обнаружили, что с заключением договора «минтаевая война» не закончилась: был завершен лишь первый ее этап. Новая атака на южнокорейские позиции началась в конце июля.

На пресс-конференции, проведенной Федеральной антимонопольной службой России 23 июля 2013 г., руководитель ведомства Игорь Артемьев заявил, что компании Южной Кореи в ближайшее время «должны продать около 20 российских рыболовецких предприятий, в которых они получили контроль незаконным путем». По мнению ФАС, южнокорейские компании, не получив разрешений от российского Правительства (что предусмотрено федеральными законами № 57 «Об иностранных инвестициях» и № 166 «О рыболовстве»), завладели российскими рыбодобывающими предприятиями, имеющими квоты на добычу минтая, и их руками добывали этот ценный ресурс для внутреннего рынка Республики Корея.

«Заявление российской антимонопольной службы и последовавшие за этим проверки рыбодобывающих компаний Дальнего Востока РФ возмутили южнокорейские деловые круги, - обратил внимание Вадим Акуленко. - Представителям южнокорейского Министерства морских дел и рыболовства, только недавно отпраздновавшим завершение «минтаевой войны», в начале октября вновь пришлось ехать в Москву и «выражать озабоченность сложившейся ситуацией».

Заинтересовались резонансным вопросом и российские народные избранники. Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии обратился к генпрокурору Юрию Чайке и директору ФСБ России Александру Бортникову с просьбой обеспечить изъятие из незаконного владения иностранных компаний долей квот добычи возобновляемых биологических ресурсов.

Не остался в стороне от решения минтаевого вопроса и Президент России Владимир Путин, который в ходе прошедшей 13 ноября 2013 г. встречи с Президентом Республики Корея Пак Кын Хе рекомендовал корейским компаниям, контролирующим российские промысловые предприятия, самостоятельно прекратить незаконную деятельность и войти в отрасль на законных основаниях.

Автор материала добавил, что Российская Федерация четко дает понять южнокорейским партнерам свою заинтересованность в диалоге по сложным вопросам, демонстрируя готовность идти на компромисс. В пример специалист привел достигнутую договоренность о выделении промысловых лимитов на 2014 г. на 23-й сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству. По аналогии с прошлым годом квота на добычу минтая была поделена на две части. При этом большая часть (30 тыс. тонн) будет передана южнокорейской стороне сразу после заключения соглашения, а оставшаяся (10 тыс. тонн.) – по итогам анализа ее готовности выполнять обязанности по пресечению выгрузки незаконно добытого российского краба в своих портах. Такая гибкость российской стороны существенно контрастирует с прежней жесткой позицией, занятой в ходе переговоров 2013 г., резюмировал Вадим Акуленко.

Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.

НазадМетки: ФАСдальний востоккальмаркореякрабмоскваправительствояпония
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31