Личное мнение

23 ноября 2017 года
Первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр ВАСЬКОВ

О барьерах и решениях

Александр ВАСЬКОВ, Первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья

Совещание на тему: как создать благоприятные условия для поставок рыбопродукции на внутренний рынок, проведут 23 ноября в Совете Федерации. Обсудить предлагается ресурсное обеспечение российских рыбаков, таможенный, пограничный, ветеринарный контроль, тарифную политику при перевозках рыбы, развитие портовой инфраструктуры, прямые поставки для госнужд. Темы обширные, с множеством вопросов. Прежде всего, можно остановиться на административных барьерах, считает первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков. Общаясь с корреспондентом Fishnews, он привел несколько примеров таких препятствий:

От статуса к контрольным точкам

– Все мы помним ситуацию с группой компаний «Доброфлот», когда на плавзаводе заморозили рыбу, повезли ее в Россию, дабы использовать на консервном производстве. Однако таможня поставила вопрос о стране происхождения товара. Летом президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству в трехмесячный срок решить вопрос правового регулирования и определения статуса продукции, изготовленной в открытом море на российских судах, а также обеспечения возможности ее беспрепятственной доставки на российский берег. Однако проблема до сих пор не снята, хотя ее решение находится на уровне приведения приказа Федеральной таможенной службы в соответствие с международными нормами, регламентирующими определение страны происхождения товара.

Еще одна актуальная тема в связи с развитием промыслов перспективных объектов – дальневосточной сардины (иваси), скумбрии, сайры – это контрольные пункты (точки). Требование об их прохождении, когда судну при промысле нужно постоянно перемещаться за пределы российской экономзоны и обратно, – рудиментарное. Фактически контрольно-проверочных мероприятий в этих пунктах не осуществляется. А спутниковое позиционирование позволяет в режиме реального времени отслеживать любые перемещения. Кроме того, на приемо-перерабатывающих судах, работающих на этих объектах, постоянно присутствуют должностные лица пограничных органов.

Минсельхоз прорабатывает проект постановления, предусматривающего обязательную доставку уловов из открытого моря северо-западной части Тихого океана в Россию – чтобы на суда, работающие в этих районах, не распространялось требование о прохождении контрольных пунктов. Но здесь, на мой взгляд, есть риск появления в будущем нового барьера. Понятно, иваси, сайра – объекты, которые идут в Россию. Но, возможно, рыбаки решат осваивать и другие виды водных биоресурсов в открытом море СЗТО, и необходимость обязательной доставки при отсутствии рынка может заставить их отказаться от своих планов или уйти под «удобный флаг». Мне кажется, чтобы не бить по перспективам, надо подойти к решению вопроса более точечно.

Сложности для краба

Еще один пример – несовершенные нормы ПДК. Из-за того, что нормативная база не предусматривает разделение неорганического и органического мышьяка, на внутренний рынок закрыт путь для глубоководных крабов, добываемых российскими судами. Проблема поднималась неоднократно. Отмечалось, что основное количество мышьяка в морепродуктах содержится в безопасной органической форме. Специалисты разработали методику раздельного определения органического и неорганического мышьяка. Выдвигались предложения по техническому регламенту ЕАЭС, однако воз и ныне там.

В итоге получается, что глубоководных крабов с удовольствием едят за границей, а в Россию этот продукт попасть не может. Чем не административный барьер?

Развивать одно, не навредив другому

Барьером, на мой взгляд, является и однобокий подход к решению некоторых проблем. Например, Минвостокразвития предложило проект постановления об определении границ рыбоводных участков. Казалось бы, дело хорошее.

Однако в этом проекте определено: на удалении 1 км от берега приоритет отдается рыбоводству, а не рыболовству. А ведь именно в этих районах осуществляется промысел морского ежа, зарывающихся моллюсков. Ведется промысел стационарными орудиями лова и закидными неводами. Если такой документ принять, мы нанесем удар по «прибрежке».

В целом вопросов у рыбаков сейчас хватает. Это и внедрение электронной ветеринарной сертификации – считаю, что здесь нужно не торопиться, тщательно отработать все детали. Это, конечно, закрепление долей квот на новый период: мы предлагаем, чтобы процесс перезакрепления проходил прозрачно для рыбацкого сообщества, для регионов. Административные барьеры постепенно устраняются, но есть над чем работать.

Fishnews

Ноябрь 2017 г.