СМИ о рыболовстве

17 января 2014 года

Карьера помахала хвостом - газета "Коммерсант"

Андрей Крайний покидает Росрыболовство.

Росрыболовство возглавит замминистра сельского хозяйства, но нынешнему главе ведомства Андрею Крайнему этот пост предложен не будет. Главная причина отставки может быть в том, что автономность Росрыболовства в 2007-2012 годах к радикальным изменениям в отрасли не привела, тогда как активно защищавший такой подход Андрей Крайний обещал теперь уже явно недостижимое удвоение производства к 2015 году.

Вчера на заседании правительства была утверждена запрашиваемая с июля 2013 года Минсельхозом поправка к положениям о министерстве и Федеральном агентстве по рыболовству, разрешающая министру сельского хозяйства иметь не семь, как сейчас, а восемь заместителей. Еще одним замминистра будет как раз глава подчиненного Минсельхозу Росрыболовства. Но, подчеркнул курирующий отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович, нынешнего руководителя агентства Андрея Крайнего не планируется представлять к назначению замминистра. Таким образом, после подписания поправок премьером Дмитрием Медведевым начнется процедура смены главы ведомства.

Связаться с господином Крайним вчера не удалось. В качестве возможного сменщика источники "Ъ" в отрасли называют действующего замминистра Илью Шестакова; сам господин Шестаков отказался это комментировать. Собеседники "Ъ" в Белом доме поясняют, что политическое решение об отставке Андрея Крайнего принято в декабре 2013 года — сейчас же, по сути, происходит оформление окончательного подчинения Росрыболовства Минсельхозу. Вопрос о том, в какой степени агентство должно контролироваться министерством, был важнейшим для Андрея Крайнего, пришедшего в Росрыболовство в мае 2007 года. Госкомитет по рыболовству тогда напрямую подчинили Белому дому, и независимость ведомства была, по существу, частью программы господина Крайнего. В 2008 году на несколько месяцев глава Минсельхоза Алексей Гордеев возвращал Росрыболовство в подчинение министерству, но оно вернуло себе независимость. В 2012 году она оказалась вновь потеряна, но формально: Росрыболовство оставалось де-факто независимым.

Другие части программы Андрея Крайнего — создание государственного АО "Росрыбфлот", удвоение к 2015 году валовой продукции в рыбохозяйственном комплексе и рост в четыре раза производства аквакультурного сектора — достаточно очевидно провалились. Объем добычи рыбы и других биоресурсов в 2007-2012 годах вырос лишь на 27%, до 4,3 млн тонн, причем в переходные и кризисные 2007-2008 годы темпы роста были существенно выше, чем в 2009-2012 годах. Экспорт рыбы и морепродуктов увеличился с $2,2 млрд в 2007 году до $3,1 млрд в 2012 году, импорт в те же годы вырос с $1,7 млрд до $2,6 млрд.

Сказать, что у Росрыболовства не было достижений, нельзя. Доля отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке выросла с 67,6% в 2008 году до 78,2% в 2012-м, среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов увеличилось с 19,7 кг в 2009-м до 22 кг в 2012 году. Оборот в рыбохозяйственном секторе вырос в 2009-2012 годах с 101,5 млрд до 136 млрд руб. Кроме этого, господину Крайнему удалось сократить число конфликтов в отрасли, отладить механизмы долгосрочных аукционов, ощутимо снизить доли теневого сектора и браконьерства. Но все эти успехи вполне соответствовали общему развитию страны за эти годы. Стоимость же Росрыболовства для правительства резко выросла — с 8,1 млрд в 2007 году до 13,9 млрд руб. в 2013-м. Серьезных претензий к Андрею Крайнему у правительства почти не было, в отличие от множества мелких: чиновник всегда был амбициозен, в конфликты вступал легко и даже стал фигурантом уголовного дела (сейчас оно уже закрыто).

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин очевидных причин для отставки Андрея Крайнего не видит — возможно, предполагает он, дело в личных разногласиях с министром Николаем Федоровым. Впрочем, с большой вероятностью главная причина проигрыша Андрея Крайнего Минсельхозу, который никогда не оставлял попыток вернуть себе управление Росрыболовством,— отказ службы от радикальных решений и отсутствие надежд на обещанную революцию в отрасли. Директор Рыбного союза Сергей Гудков добавляет, что "господин Крайний хорошо знает рыбаков и их нужды, но сейчас основная работа ведомства должна быть сосредоточена на берегу, где требуется и иной подход, и иные методы".

Анна Зиброва, Олег Трутнев, Анна Токарева, Дмитрий Бутрин

Данный материал находится по адресу: http://www.kommersant.ru/doc/2385365