- Андрей Сергеевич, давайте начнем нашу беседу с подготовки федерального закона об аквакультуре. Я знаю, что вопрос распределения участков волновал представителей рыбоводной отрасли Сахалинского региона еще до выхода этого правового акта. И профильная ассоциация направляла свои предложения.
- Федеральный закон об аквакультуре разрабатывали много лет. После вмешательства первых лиц государства, его наконец приняли. Причем на финальной стадии процесс пошел довольно быстро. Возможно, поэтому закон не учел интересов действующих лососевых рыбоводных предприятий Дальнего Востока.
Сахалинская область, напомню, лидирует в ДФО и стране в целом по выпуску молоди тихоокеанских лососей. В нашем регионе действует 41 рыбоводный завод, ведется работа по открытию новых ЛРЗ. Сегодня Россия выпускает в год более 900 млн. экземпляров молоди, из них Сахалинская область – свыше 800 млн. экземпляров. Я называю наших рыбоводов оптимистами, которые работают на перспективу. Основу для получения прибыли в дальнейшем они закладывают сейчас. И интересы предпринимателей, конечно, должны быть соблюдены.
Вышел закон об аквакультуре – и что мы увидели? Чтобы реализовать право на добычу, предприниматель должен получить в пользование рыбоводный участок и объем объектов аквакультуры, подлежащих изъятию, рассчитанный на основании соответствующей методики. Следует обратить внимание, что без рыбоводного участка рыбоводное хозяйство не сможет получить объем для добычи.
Подписанное 15 мая 2014 года постановление Правительства № 450 «Об утверждении правил организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком», мягко скажем, удивило. Согласно данному правовому акту, действующие рыбоводные заводы, чтобы получить участки на водных объектах, куда они не один год выпускали молодь, должны будут выходить на аукционы. Неоднократно мы заявляли, что это несправедливо. Первые частные рыбоводные заводы появились в 90-е, предприниматели вложили приличные суммы для развития хозяйств (а это не один миллион долларов), ведут многолетнюю эффективную деятельность. За это время сформировался определенный возврат лосося – кеты, горбуши. А теперь, для того чтоб осуществить переход из одного правового поля в другое, предприятиям необходимо бороться за рыбоводный участок на общих основаниях.
Предприниматель, который только планирует заниматься аквакультурой, конечно, спокойно выйдет на аукцион и, если победит, построит завод. Но действующие предприятия не понимают, почему при таком длительном инвестировании в отрасль они должны участвовать в торгах по принципу «кто больше заплатит». Мало того, многие предприниматели беспокоятся, что на аукционах проиграют.
Поэтому Ассоциация лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области обратилась к региональному бизнес-омбудсмену, выразила свои опасения – проблема нашла отражение в ежегодном докладе уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
По итогам доклада вице-премьер Аркадий Дворкович 3 декабря 2014 года дал ряд поручений. Минсельхозу России поставлена задача «совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием отраслевых союзов (ассоциаций) проработать вопрос о внесений изменений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области аквакультуры (рыбоводства), в части установления преимущественного права на предоставление рыбоводного участка для осуществления пастбищной аквакультуры организациям, осуществляющим до вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)…» искусственное воспроизводство водных биоресурсов на водном объекте, на котором сформирован такой рыбоводный участок, и предоставить предложения в Правительство РФ в установленном порядке». Срок – 19 марта 2015 года.
Таким образом, государство и вице-премьер разобрались с проблемой, поручили Министерству сельского хозяйства проработать изменения в нормативную базу, регламентирующую лососеводство. Была проделана серьезная работа. Мы знали, что достучались до президента России. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, понимая важность развития лососеводства, еще до того как появился этот перечень поручений, поставил задачу проработать данный вопрос с отраслевыми ассоциациями.
Понимая, что практика применения федерального закона об аквакультуре еще не выработана и внести в него поправки будет очень сложно, мы заявили о том, что необходимо вносить изменения в постановление Правительства № 450. Все единогласно выступали за то, чтобы участки на водных объектах, где работают лососевые рыбоводные заводы, распределялись на конкурсах, причем должен быть приоритет для действующих предприятий. Нужно, чтобы наличие ЛРЗ на водоеме обеспечивало участнику торгов дополнительные баллы. Остальные критерии – это планируемые объемы производства и денежная составляющая. Предприниматели даже не возражали против того, чтобы заплатить определенную сумму. С учетом, что действующие рыбоводные мощности дадут им преимущество.
Позиция была сначала проработана на уровне Сахалинской области – с привлечением регионального агентства по рыболовству, Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, Сахалинского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, отраслевых объединений.
Наши предложения были поддержаны на совещании под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова. Во встрече участвовали представители науки, бассейновых управлений, различных ассоциаций. Было много инициатив, но остановились на тех, которые выдвинула делегация Сахалинской области. Наши предложения вошли в протокол и были направлены в Минсельхоз.
- Однако изменения решено было вносить в федеральный закон об аквакультуре.
- Да, появился другой документ – проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)…». Поправки предусматривают право рыбоводных хозяйств, осуществляющих искусственное воспроизводство анадромных видов рыб на собственные средства во внутренних водах РФ (за исключением морских вод), на заключение безвозмездного договора пользования рыбоводным участком на базовом водоеме без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Такую возможность предложено распространить на предприятия, которые работали в режиме искусственного воспроизводства до 31 декабря 2015 года.
Казалось бы, идеально – не нужно даже участвовать в конкурсах и платить деньги. Но что нас настораживает? Во-первых, закон об аквакультуре не имеет, как я уже говорил, правоприменительной практики. И в связи с этим встает вопрос, будет ли согласовано внесение в этот документ изменений? На наш взгляд, гораздо проще было бы внести поправки в постановление № 450.
Во-вторых, настораживает формулировка законопроекта: получить участки без торгов смогут рыбоводные хозяйства, владеющие заводом на праве собственности или на основании договора аренды. Но в нашей области ЛРЗ, в соответствии с договорами аренды, переданы компаниям не во временное владение и пользование, а во временное пользование. Не означает ли это, что эффективные предприятия не смогут воспользоваться правом, которое предусматривает проект федерального закона?
В перечне поручений четко написано: проработать вопрос о внесении изменений в законодательство с участием отраслевых союзов (ассоциаций). Это необходимо, чтобы не возникало опасений, о которых я сейчас говорил.
- Вопрос о наделении лососевых заводов рыбоводными участками ставился, когда Сахалинскую область посетил министр сельского хозяйства Николай Федоров. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
- Да, глава Минсельхоза, понимая важность развития аквакультуры в целом в РФ, свою рабочую поездку начал с того, что побывал на Охотском лососевом рыбоводном заводе в Корсаковском районе – один из образцовых ЛРЗ, который находится в аренде у частной компании более 20 лет. Труд специалистов обеспечивает ежегодный возврат около 3 тыс. тонн кеты – а это работа и для рыбаков, и для переработчиков, и для смежных отраслей. В поездке также принимал участие Илья Шестаков. Мы высказали свои опасения по поводу будущего действующих предприятий и заявили о необходимости как можно более оперативно и консолидированно проработать вопрос наделения рыбоводными участками. Мы хотим знать, на какой стадии подготовка проекта о внесении изменений в закон об аквакультуре. На совещании под руководством Николая Федорова было заявлено, что документ проходит внутриведомственное согласование – нас интересует, каковы отзывы, какие сроки поставлены госорганам. Чтобы решение вопроса не растянулось на неопределенный период. И конечно, хотим получить разъяснения формулировки, касающейся арендованных ЛРЗ. Причем это должна быть письменно зафиксированная юридическая оценка.
Я думаю, на сегодняшний день нет никаких проблем провести обсуждение ситуации на площадке рабочей группы, созданной при Минсельхозе. Пригласить представителей отраслевых объединений, в том числе Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области. Специалистов Федеральной антимонопольной службы (как было сказано на совещании, это ведомство заявило о необходимости решать вопрос с рыбоводными участками через внесение изменений в закон об аквакультуре).
На совещании у министра обсуждение лососеводства оказалось, пожалуй, самым длительным по времени. Губернатор Александр Хорошавин обратил внимание на то, что правовая неурегулированность тормозит развитие отрасли как в Сахалинской области, так и на Дальнем Восток в целом. И этой проблемой нужно заниматься.
Хочется отметить, что сейчас Япония ежегодно выпускает около 2 млрд. штук молоди тихоокеанских лососей в год, США – на второй позиции, примерно 1,5 млрд. экземпляров. При этом кормовая база Тихого океана, хоть и не является безграничной, но все еще позволяет наращивать объемы выпуска молоди. Однако мы не двигаемся вперед, не пытаемся воспользоваться случаем и получить дополнительный высоко востребованный в нашей стране ресурс, – главным образом, из-за пробелов в законодательной базе. Сегодня вопрос стоит просто: какая из стран АТР займет свободную нишу по выпуску молоди, та и получит дополнительную прибавку к объему добычи тихоокеанских лососей.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Февраль 2015 г.