Газета «Рыбак Приморья»

С возвращением!

Завершилось кругосветное плавание УПС «Паллада». 11 августа экипаж парусника торжественно встретили на 33-м причале ТОФ Владивостока. Участники многомесячного морского похода, посвященного 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева и 50-летию начала советских исследований в Тихом океане и Антарктиде, вернулись домой.

Туманным утром 11 августа Владивосток встречал «Палладу». Типичная для этого сезона жара подарила приморскому городу передышку и затянутое серым небо до боли напоминало ноябрьское, когда парусник Госкомрыболовства только отправлялся в долгий девятимесячный марафон. За это время изменилось немало: Госкомитет успел вновь превратиться в Федеральное агентство по рыболовству, страна сменила Госдуму и Президента, российская сборная отправилась покорять пекинские стадионы… А экипаж учебно-парусного судна, оставив за кормой 3 океана, 23 моря и 34,5 тысячи миль пути, вернулся в родную гавань.

Для торжественной встречи участников кругосветки на 33-м причале Тихоокеанского флота в парадном строю замерла рота почетного караула, рядом расположились барабанщицы – визитная карточка Дальрыбвтуза, знаменная группа, курсанты, студенты, преподаватели и, конечно же, родные и близкие моряков. Прямо на пристани напротив швартующегося судна развернулась красочная фотовыставка «Наша кругосветка», запечатлевшая самые яркие моменты путешествия.

Едва войдя в гавань, парусник сразу преподнес зрителям приятный сюрприз. Группы курсантов, выстроившись на мачтах в белой, синей и красной форме, приветствовали берег «живым» российским флагом. «Это наше ноу-хау, – рассказывал после прибытия капитан «Паллады» Николай ЗОРЧЕНКО. – Большой государственный флаг всем привычен, на всех кораблях такое есть. Подумав немного, мы решили, что можно напомнить цвета российского флага, отправив курсантов на реи. Правда, надо иметь хорошее воображение, чтобы догадаться, что это – флаг. Все-таки высота очень большая».

В честь успешного завершения кругосветного плавания был организован митинг. Ректор Дальрыбвтуза Георгий Ким зачитал поздравительные правительственные телеграммы от вице-премьера, председателя Морской коллегии Сергея Иванова, специального представителя Президента РФ по вопросам Международного полярного года, Героя Советского союза, Героя России Артура Чилингарова, директора Росвоенцентра при Правительстве РФ Юрия Квятковского.

С теплыми словами и поздравлениями в адрес экипажа на митинге выступили заместитель председателя оргкомитета кругосветки, начальник управления Федерального агентства по рыболовству Владимир Беляев, федеральный инспектор аппарата полпреда Президента России в ДФО Сергей Лелюхин, мэр Владивостока Игорь Пушкарев, заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Сергей Авраменко.

От имени губернатора Приморского края Сергея Дарькина участников экспедиции приветствовал начальник управления рыбного хозяйства Игорь УЛЕЙСКИЙ. «С особой гордостью мы воспринимаем тот факт, что наряду с российским и Андреевским флагом, на мачтах «Паллады» развевается вымпел рыбной отрасли Российской Федерации. Именно рыбная отрасль при поддержке всего рыбного хозяйства смогла снарядить парусник в столь трудное и ответственное плавание, – напомнил он. – Все 300 и даже больше курсантов, которые за эти дни прошли практику на морях и океанах завтра вернутся в рыбную отрасль: возглавят суда, вступят в машинное отделение, будут опускать и поднимать тралы. И это вселяет уверенность в будущее рыбной отрасли».

«Маленькой частичкой России» назвал «Палладу» владыка Вениамин, архиепископ Приморский и Владивостокский, год назад провожавший судно в большое плавание. «Вы уходили курсантами, а пришли моряками», – обратился он к практикантам. Не забыли и постоянный экипаж. Почетным членом и старшиной Владивостокского Морского собрания объявил Николая Зорченко председатель организации, вице-адмирал запаса Борис Приходько, вручив ему именной морской кортик и флаг.
«Ответное слово» от лица курсантского состава держал участник 3 этапа путешествия, дальрыбвтузовец Александр Яшин. Хотя его выступление больше напоминало доклад в стиле «Служу России», было ясно, что события кругосветки действительно запали ему в душу. Его товарищ Максим с факультета судовождения с улыбкой вспоминал свои приключения: «Это действительно потрясающий опыт. Особенно запомнилось, как жарко было в Красном море, а еще шторма. В последний шторм мы показали рекордную скорость. В иностранных портах нас встречали радушно. Настоящий ажиотаж мы вызвали в Японии. Несмотря на рабочий день приходило очень много людей, даже была одна свадебная пара».

Зато о ходе кругосветки отчитался капитан «Паллады» Николай Зорченко: «задание завершено успешно, несмотря на большие расстояния рейс выполнялся в четком соответствии с графиком, посетили все запланированные порты». Особо он отметил молодежь: «На нашем борту находились курсанты из всех регионов необъятной России. Калининградцы, архангельцы, астраханцы, волгоградцы, москвичи, приморцы, камчатцы, юнги из кадетских корпусов Владивостока, Москвы, Костромы показали самые высокие качества, присущие испокон веку русским морякам. Стойко переносили все тяготы морской службы, а их было немало. Несли вахты, принимали участие во всех работах – авральных, штормовых. И никто ни разу не пожаловался на трудности. Все понимали, что за нами стоит Россия, а России это нужно».

Для ребят, многие из которых впервые оказались за рубежом, с первых дней кругосветка обернулась настоящей экзотикой. Погружение в жаркие тропики сразу после ноябрьских заморозков, пестрое смешение языков, непривычная архитектура и люди, для которых российские парусник в этих широтах не меньшее диво, чем для нас караван верблюдов. Все новые порции впечатлений дарили курсантам приморские города Океании, переход через знаменитый Панамский канал в Атлантику, стоянка на «Острове свободы». Затем возвращение в Старый свет, где оживленные морские трассы Средиземноморья резко контрастируют с пустынной гладью тихоокеанских просторов. И снова в путь, пересекая Индийский океан, заглядывая в куда более знакомые дальневосточникам Шанхай, Ниигату, Пусан, – домой.

За 280 дней время кругосветки на борту учебно-парусного судна сменилось 3 курсантских экипажа. Каждому из них достался свой океан: первому до Кубы – непокорный Тихий, второму до Новороссийска – капризный Атлантический и третьему – жаркий Индийский. 366 будущих мореходов не просто получили зачет плавательной практики. Побывав в 19 странах мира, соприкоснувшись с культурой 4 континентов, представляя Россию в портах, куда порой десятки лет не ступала нога русского моряка, они научились отождествлять себя с родиной, получили настоящий урок патриотизма.

Говоря о походе, организаторы кругосветки не раз подчеркивали его политическую роль: напомнить о себе в тех странах, где позиции наших моряков и рыбаков некогда были сильны, и в которых о нас уже забывают или совсем забыли. Не случайно значительная часть маршрута пролегала по южным морям Тихого океана – разговоры о необходимости возвращения нашего рыбопромыслового флота в тот район последнее время звучат все чаще. Красавец-парусник с великолепным экипажем был призван явить миру еще один образ новой России – сильной морской державы, бережно хранящей традиции и готовой отстаивать свои интересы в Мировом океане.
Сразу после митинга у огромной карты, на которой отмечались все этапы плавания «Паллады», Николай Зорченко рассказывал почетным гостям о перипетиях рейса. Как удивлялись паруснику кубинцы, десятилетиями не видевшие российских кораблей, как радовались встрече с земляками выходцы из России и СССР. Каким тяжелым вышел переход через Атлантику, которая показалась даже суровее Тихого океана, а благодаря штормовому ветру переход, на который планировали затратить 26 суток, совершили всего за 14. О встрече в Бизерте (Тунис) – пристанище кораблей Черноморского флота, в 1920 г. под командованием Врангеля покинувших Крым, с дочерью одного из капитанов той эскадры. О южнокорейском Пусане – порту, куда заходил в своем последнем рейсе знаменитый фрегат «Паллада», описанный Гончаровым…

«Память» – вот еще одно ключевое слово этой одиссеи. Посетив места открытий и походов своих соотечественников – путешественников, первооткрывателей, исследователей XIX и XX вв., команда парусника отдала дань уважения россиянам, волею судеб нашедших последний приют на чужих берегах. Большой честью считают участие в таком грандиозном мероприятии, как кругосветное плавание офицеры и курсанты «Паллады». И если для учащихся Дальрыбвтуза, которому принадлежит парусник, попасть в экипаж не представлялось сверхсложной задачей, то молодежи с Камчатки, Астрахани, Архангельска, Волгограда и других регионов пришлось выдержать жесточайший конкурс, чтобы оказаться в числе счастливчиков. Этим ребятам еще только предстоит добираться до дома, но встречали их не менее радушно, чем коренных приморцев.
А вечером с успешным возращением участников похода поздравил руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, лично провожавший судно в кругосветку. Видео-мост «Владивосток–Москва» перекинулся через 9 тысяч километров, и курсанты смогли поделиться впечатлениями с руководителем отрасли, вспоминая дежурство на камбузе, шторм, качку, работу на мачтах с парусами. Глава Росрыболовства отметил, что очень приятно, когда продолжаются традиции великих русских моряков, и благодаря кругосветному плаванию курсанты и юнги прошли хорошую морскую школу.

Завершая разговор, Андрей Крайний пообещал в сентябре с рабочим визитом навестить Владивосток и лично поздравить экипаж «Паллады». Он поделился планами ведомства на 2009 г. – отправить барк балтийской академии рыбопромыслового флота «Крузенштерн» в трансатлантический рейс.

Нынешняя кругосветка стала только второй для «Паллады», первая была в 1992 г. Но ничего необычного в этом ее капитан не видит: «Мы привыкли плавать автономно. Этот рейс отличает только продолжительность – 280 суток. Тут у нас в месяц 1–2 захода в порт, а так каждую неделю в среднем заходим. Самые длинные переходы у нас были через Тихий океан – 35 суток без заходов в порты и через Индийский океан – 25 суток. А так шли из порта в порт, погода нам в принципе благоприятствовала. 18 июля благодаря одному тайфуну развили скорость 18,8 узла, а 14 лет назад было 18,7. Это мировой рекорд хода под парусами для судов нашего типа. Как и в прошлый раз пошлем данные в Книгу рекордов Гиннесса.

Курьез произошел во время остановки в Шанхае, когда мы «тиранулись» кормой о причал, ударили прямо по названию. Два лоцмана немного не справились, там ведь река, течение сильное. И поскольку 2 последние буквы «Паллады» улетели безвозвратно, остальные мы открутили и написали название судна прямо на корме.

Вообще встречи за рубежом проходили исключительно хорошо. В некоторых портах и русский язык первый раз слышали и российский флаг до этого не видели. А во многих портах мы напомнили о себе, например, в восточном Самоа, на Фиджи. Там, в южной части Тихого океана, раньше работал наш рыбопромысловый и научный флот. И вот с нашим появлением местные жители стали вспоминать некоторые русские фразы».

В этом году даже «именины» паруснику пришлось встречать в рейсе. Государственный флаг СССР, позже сменившийся российским триколором, впервые взвился над палубой судна 4 июля 1989 г. Свой 19-й «день рождения» «Паллада» отмечала в Сингапуре, кто знает, где застанет ее следующий, юбилейный год?

Анна ЛИМ