Личное мнение

20 января 2017 года
Старший советник программы по устойчивому рыболовству WWF, почетный эколог России, кандидат биологических наук Константин ЗГУРОВСКИЙ

Что Год экологии может принести морским обитателям?

Константин ЗГУРОВСКИЙ, Ст. советник программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России

Нынешний год объявлен в России Годом экологии, а огромная часть экологических проблем связана с морями и океанами. Это и браконьерство, и нерациональные методы промысла, и глобальное потепление, и повышение кислотности морской воды, и ее загрязнение как обычным мусором и стоками, так и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и радионуклидами. Старший советник программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России Константин Згуровский в статье для Fishnews сделал обзор основных угроз для морских экосистем и рассказал, что нужно для сохранения их продуктивности:

Достижения и упущения

Накануне Года экологии Всемирный фонд дикой природы (WWF России) отметил как положительные, так и отрицательные результаты 2016 года, которые будут иметь наиболее значимые последствия для рыболовства и морских экосистем нашей страны. Из позитивных итогов организация выделила следующие:

1. Введен мораторий на добычу нефти на новых участках арктического шельфа. Правительство РФ впервые в истории установило временный запрет на выдачу компаниям новых лицензий на освоение нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе. Год назад более 80 тыс. единомышленников WWF подписали обращение с требованием на 10 лет заморозить разработку новых месторождений в полярных районах.

2. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось подписание Парижского климатического соглашения, принятого еще в декабре 2015 года. Россия также подписала договор, однако, к сожалению, пока его не ратифицировала. С другой стороны, наша страна приняла Национальный план действий, который, по сути, включает все обязательства России по Парижскому соглашению.

3. Объем российского вылова трески и пикши в Баренцевом море, сертифицированного по экологическим стандартам Морского попечительского совета (MSC), достиг 90%. Кроме того, увеличился на 10% объем сертифицированных промыслов лососей на Дальнем Востоке, а Ассоциация добытчиков минтая успешно прошла ежегодный аудит.

4. С 1 января 2016 года начал действовать запрет дрифтерного лова в исключительной экономзоне России. По нашему мнению, это привело к увеличению подходов лососей на нерестилища. К концу года на Камчатке выловили более 54 тыс. тонн нерки, что на 10 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Дрифтерный промысел не только негативно отражался на прибрежном рыболовстве, сокращая вылов лососей за счет добычи мигрирующих рыб в море, но и служил причиной гибели морских птиц и млекопитающих, в том числе редких видов.

Однако 2016 год отметился и рядом негативных для природы событий. Несмотря на многолетние усилия экологов, так и не был принят важнейший законопроект о совершенствовании государственной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, в частности в отношении рыболовства.

Антропогенная нагрузка растет

Давайте теперь поговорим о ситуации с сохранением водных морских биоресурсов, экосистем и экологических проблемах Мирового океана и посмотрим, что Год экологии нам готовит.

Морские экосистемы обеспечивают основу для жизнедеятельности многих людей, особенно в развивающихся странах. По данным ООН, существование более чем 3 млрд человек зависит от животного белка, добываемого в Мировом океане. Около 300 млн людей непосредственно задействованы в морском рыболовстве, 90% из них – преимущественно в прибрежных промыслах. При этом потребление рыбы растет во всех странах.

Однако различные виды человеческой деятельности остаются угрозой для Мирового океана и морских биоресурсов. По данным WWF, здоровью морей угрожает загрязнение воды и дна, при этом 80% вредных веществ поступает из наземных источников. Также угрозу морским экосистемам представляют различные типы инвазий (в частности, когда чужеродные виды переносятся в балластных водах), аквакультура и дикий, нерегулируемый туризм. Заметим, что с 1 января 2017 года вступила в действие статья Полярного кодекса о запрете сброса балластных вод в арктических водах. Отдельные скандинавские страны установили мораторий на использование тяжелого топлива для своих судов, работающих в арктической зоне. К этому, скорее всего, придут в недалеком будущем и другие приарктические государства, включая Россию.

Четверть всех выбросов двуокиси углерода, выделяющейся в результате деятельности человека, поглощается океанами. Это приводит к повышению кислотности морской воды с тяжелыми последствиями для морских экосистем. Согласно прогнозам, потепление Мирового океана также меняет поведение рыб – как правило, толкает их к полюсам и в более глубокие слои воды, - а также меняет уровень метаболизма и продуктивность некоторых видов. Из-за изменения рН воды и последующего закисления возможны серьезные негативные последствия для морских экосистем, которые связаны с растворением скелетов кораллов, раковин моллюсков, и даже исчезновение отдельных фракций планктона, являющегося основой для всех пищевых цепочек. Эти последствия будут только усугубляться на фоне климатических изменений, вызывающих уменьшение растворимости СО2, смещение морских течений и дефицит кислорода, растворенного в воде.

Повышение уровня моря угрожает естественной среде обитания сухопутных животных и представляет серьезную угрозу для прибрежных поселений во всем мире. Долгосрочный уровень закисления океана зависит от сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. В этой связи важную роль будет играть эффективная реализация положений Парижского климатического соглашения.

Значительные пробелы существуют в знаниях о загрязнении морей, в том числе о всех аспектах «жизненного цикла» морского мусора, пластмассы и ее микрочастиц, накапливания в морских организмах тяжелых металлов, свинца и других опасных веществ. Далека от решения проблема загрязнения океана радионуклидами, в частности, в результате трагедии на атомной станции «Фукусима» в Японии. Некоторые корейские СМИ публикуют статьи об опасности радиоактивного загрязнения российской рыбы. И хотя эти публикации носят спекулятивный характер, они могут осложнить положение отечественных уловов на международном рынке, особенно если не заниматься серьезно мониторингом радиологической обстановки, в ситуации когда утечки со станции будут продолжаться. Необходимо продолжать усилия по продвижению т.н. Стратегической экологической оценки всех крупных инфраструктурных проектов на шельфе и побережьях. Кроме того, мы надеемся на подписание Россией в 2017 году Орхусской конвенции. Рассчитываем также на принятие закона об экологической экспертизе, который должен решить многочисленные проблемы, возникающие при планировании любой хозяйственной деятельности (в том числе и рыбопромышленной, а также прокладки дорог, добычи полезных ископаемых, строительства заводов, электростанций, дамб, крупных сельхозпредприятий и т.д.).

Разрушительные методы рыболовства, перелов и незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (ННН-промысел) увеличивают давление на морские экосистемы. По данным ФАО, почти треть всех рыбных запасов сейчас ниже приемлемого уровня (в 1974 году – 10%). Многие государства серьезно субсидируют рыболовство, что усилить проблему, поощряя создание избыточных промысловых мощностей. Прогнозируемый рост мирового населения до 9,6 млрд человек к 2050 году может серьезно усугубить ситуацию, если не будут приняты меры по сбережению и рациональному устойчивому использованию водных биоресурсов.

Использовать ресурсы морей нужно продуманно

В сложившейся ситуации правительства и международные организации принимают всевозможные меры для снижения воздействия человечества на океаны и моря. С каждым годом увеличивается число государств, которые принимают меры по осуществлению морского пространственного планирования и строят свою деятельность в области рыболовства, туризма, аквакультуры, морских возобновляемых источников энергии, морской биотехнологии и других мероприятий на основе парадигмы устойчивого развития. Для решения этих задач принято несколько международных документов, прежде всего это Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS), которая устанавливает правовые рамки осуществления всей деятельности в Мировом океане. UNCLOS и соглашения, принятые для ее реализации, дополнены большим набором инструментов, регулирующих различные аспекты, связанные с использованием живых и неживых ресурсов Мирового океана, перевозками и загрязнением морской среды из различных источников.

Несколько интегрированных, междисциплинарных и межсекторальных инструментов были разработаны, чтобы помочь управлять деятельностью в океанах и морях на более устойчивой основе, в том числе с помощью экосистемных подходов и зонально привязанных инструментов планирования хозяйственной деятельности. Например, таких, как интегральный подход к пространственному планированию и созданию морских охраняемых районов (МОР), и морских особо охраняемых территорий (МООПТ).

WWF вместе с экспертами в 2017 году продолжает разработку модельного проекта по интегральному морскому управлению в Баренцевоморском регионе, эта инициатива была поддержана руководством страны. Подобные разработки могут помочь в разрешении конфликта интересов, например, между нефтяниками, золотодобытчиками и рыбаками. Также мы рассчитываем на участие рыбаков и Федерального агентства по рыболовству в этой работе в текущем году.

Количество и размер МООПТ во всем мире резко возросло за последние 20 лет, в настоящее время морские особо охраняемые территории охватывают почти 15 млн км2, или 4,12% от океанов. WWF надеется на серьезные подвижки в 2017 году в деле создания рыбохозяйственной заповедной зоны (РХЗЗ) на шельфе Западной Камчатки в Охотском море. Этот шельф дает до четверти всего годового улова страны и является уникальным по биопродуктивности морским районом в мировом масштабе.

Ряд международных документов, в частности UNCLOS и Соглашение ООН по рыбным запасам (UNFSA), заключенное в 1995 году, относятся к устойчивому использованию морских живых ресурсов и сотрудничеству между государствами в этом направлении. Ожидается, что вступление в силу и реализация Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) соглашения о мерах государства порта станет важным шагом вперед в борьбе с нелегальным рыболовством во всем мире. В последние годы объем браконьерства в российских водах существенно снизился, это связано как с выполнением Национального плана противодействия ННН-промыслу, так и с заключением Россией двухсторонних соглашений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с международным сотрудничеством в рамках различных комиссий и региональных организаций по управлению рыболовством (Regional Fisheries Management Organisation – RFMO). Вместе с тем нас тревожит ситуация с отменой Росрыболовством использования на рыболовных судах радиомаяков системы «Аргос». Это может привести к серьезным сбоям в работе спутникового мониторинга промысла в 2017 году.

Новые подходы к рыбалке

Экосистемный подход к управлению рыболовством (Ecosystem Based Fishery Management – EBFM) относится к управленческим действиям, направленным на сохранение структуры и здорового функционирования морских экосистем в дополнение к сохранению рыбных ресурсов. Комплексный экосистемный подход к управлению рыболовством направлен на учет всех аспектов влияния промысла на запасы рыб и среду их обитания, взаимодействия в пищевой сети, воздействия климата на рыболовство, сложных взаимодействий между рыбой и средой ее обитания. Такие меры, как сокращение выбросов и приловов, применение менее разрушительных методов промысла, также могут поддержать здоровье и продуктивность морских экосистем. Именно поэтому мы работаем в тесном контакте с рыбаками на Баренце, которые вместе с учеными разрабатывают меры по снижению негативного воздействия на донные сообщества. Уже идут работы по созданию щадящей модели донного трала, которая будет оказывать значительно меньшее (до 80%) воздействие на дно и его обитателей. Также разрабатывается программа по регистрации и картографированию наиболее ценных и уязвимых донных сообществ. Специальные карты позволят рыбакам сознательно корректировать свою работу и не причинять вреда этим экосистемам.

На пелагическом промысле, в частности минтая, необходимо будет заняться разработкой мер по снижению прилова молоди. Например, оценкой эффективности сокращения прилова посредством использования сортирующих решеток. Мы хотим предложить правительству разработать систему мер поддержки ученых и рыбаков, занимающихся внедрением инновационных и ресурсо- и природосберегающих технологий. Нет нужды говорить, что сбор и обработка данных по состоянию запасов и окружающей среды, научное понимание процессов, происходящих в океане, имеют важное значение для прогнозирования, управления биоресурсами, влияют на жизнь людей. К сожалению, наука в последние годы испытывает все большие проблемы с финансированием, стареет научно-исследовательский флот и кадровый состав институтов, справедливые нарекания рыбаков вызывает точность прогнозов. Все это требует принятия серьезных мер по поддержке рыбохозяйственных институтов со стороны руководства отрасли.

Нельзя обойти стороной и горячие дебаты по инвестиционным квотам. WWF приветствует стремление повысить эффективность использования водных биоресурсов, внедрение современных способов переработки и т.п., но считает, что существует много других способов стимулирования прогресса помимо передела квот. Ведь доказано, что рыбак, имеющий долгосрочную перспективу использования ресурса, будет гораздо бережнее относиться к нему, как к основе своего бизнеса. К тому же, строительство нового флота должно сопровождаться мерами по выведению из эксплуатации устаревших судов, иначе это может привести к переловам и подрыву запасов.

Устойчивое потребление и воспроизводство водных биоресурсов будет играть ключевую роль в облегчении давления на природные экосистемы, и в частности на рыбу как источник пищи. Изменения в потреблении влияют на спрос на продовольствие и снижение нагрузки на рыбные запасы. Государства и другие заинтересованные стороны могут использовать различные рыночные инструменты, в том числе экологическую маркировку и различные программы сертификации для поощрения устойчивого потребления и производства в рыболовстве и аквакультуре.

Экосертификация не стоит на месте

Как уже говорилось, Россия добилась существенных успехов в экологической сертификации промыслов по системе Морского попечительского совета. Но получение экосертификата не означает, что рыбаки могут почивать на лаврах. С 2017 года начал действовать новый стандарт MSC 2.0. Он предполагает более серьезную оценку воздействия промысла на морские экосистемы и внедрение т.н. экосистемного подхода к управлению рыболовством. В рамках этого стандарта мы предлагаем в текущем году:

- подойти к внедрению «прямых» измерения улова на борту вместо расчетов через готовую продукцию с использованием коэффициентов;

- не прекращать обучение наблюдателей, которое в 2015 году так успешно начали ТИНРО, Дальрыбвтуз и Ассоциация добытчиков минтая, ускорить работу по определению статуса наблюдателей на судах. Как член специальной рабочей группы, созданной АДМ, Всемирный фонд дикой природы считает необходимым увеличение охвата промысла наблюдателями. Это позволит лучше оценить стратегию промысла, объемы прилова и выбросов;

- есть некоторый прогресс во внедрении электронных промжурналов, но эту работу нужно ускорить. К тому же, есть информация, что ЭПЖ в нынешнем виде не всегда отражает реальную картину с промысла из-за большой доли данных, вводимых вручную. А анализ получаемых из ССД данных, относительно промысловых операций, показал их низкую информативность и высокую субъективность;

- провести полевые испытания на промысле усовершенствованного донного трала, пелагического трала с модернизированной селективной вставкой для снижения прилова молоди минтая, а также начать картирование уязвимых донных экосистем.

Прозрачность происхождения рыбопродукции – это очень эффективный рыночный механизм сохранения рыбных запасов. Именно поэтому мы по всему миру разрабатываем и издаем различные руководства для потребителя. В Швеции, например, рынок настолько чувствителен, что после публикации такого пособия WWF у части крупных компаний продажи некоторых видов продуктов упали вдвое!

Угрозы от аквакультуры

Продукция аквакультуры, наиболее быстро растущего сектора рыбной промышленности, по источникам ФАО, уже обеспечивает половину мировой рыбопродукции. Вместе с тем во многих странах практически отсутствует система государственного управления и контроля, слабо разработаны механизмы регулирования в этой сфере. Таким образом, возникают риски как для потребителей продуктов аквакультуры, так и для диких морских биоресурсов. Хорошим примером может служить массовая гибель разводимого лосося из-за болезней в Норвегии и Чили – ущерб исчисляется сотнями миллионов долларов.

Массированные преобразования побережья и загрязнение прибрежных акваторий продуктами жизнедеятельности лососей, креветок, пангасиуса и других видов, разводимых в промышленных масштабах, также несут серьезную угрозу. WWF России предлагает незамедлительно предпринять меры по внедрению строгих экологических и ветеринарных стандартов для развития аквакультуры в РФ. Мы призываем бизнес обратить внимание на добровольные системы экосертификации аквакультуры, такие как ASC (Aquaculture Stewardship Council) или BAP (Best Aquaculture Practices).

Морские проблемы обсудят на высшем уровне

Генеральная Ассамблея ООН решила созвать совещание высокого уровня, посвященное сохранению и рациональному использованию океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Конференция пройдет в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 5 по 9 июня 2017 года (8 июня отмечается Всемирный день океанов).

Кроме того, большое внимание будет уделяться инновационным способам финансирования, связанным с противодействием загрязнению океана и принятием мер по сохранению морской среды. Анализ пробелов в этой сфере поможет разработать национальные стратегии долгосрочного финансирования природоохранных мероприятий. Было отмечено, что Глобальному экологическому фонду (ГЭФ) на следующем этапе (с 2018 по 2022 годы) следует стремиться к тому, чтобы предоставить финансовую поддержку развивающимся странам. Необходимо помочь им внедрить соответствующие национальные и региональные политики и законодательство, создать условия для мониторинга и контроля. А также для обеспечения устойчивого развития т.н. «Синей экономики» – экономики освоения и сохранения богатств океана и морских экосистем.

Задачи для науки

Что касается отраслевых институтов, в рамках первой глобальной комплексной оценки состояния морской среды были выявлены следующие общие потребности в развитии потенциала:

1) обеспечение доступа и обмен данными;

2) разработка положений по спецподготовке для молодых ученых и специалистов-практиков;

3) сбор данных о функционировании экосистем, сохранении биоразнообразия и эффективности рыбного промысла;

4) необходимость повышения профессионального уровня в области оценки социально-экономических вопросов;

5) расширение возможностей для проведения комплексных исследований и оценки экосистемных услуг морских экосистем.

Существует также большая необходимость в изучении закисления океана, - сравнительно новой области исследования. Необходимо также налаживание научного сотрудничества между странами по трансграничным вопросам. Государственно-частное партнерство может способствовать развитию необходимой инфраструктуры и технических инноваций в области устойчивого управления рыболовством.

Константин Згуровский, старший советник программы по устойчивому рыболовству WWF, почетный эколог России, кандидат биологических наук

Fishnews

Январь 2017 г.