Пять лет назад образовалось самое влиятельное рыбацкое объединение в России.
СЕКРЕТНАЯ ИСТОРИЯ МИНТАЕВОЙ АССОЦИАЦИИВесной 2006 года руководители нескольких крупнейших российских рыболовных компаний (ОАО «Находкинская БАМР», ОАО «ТУРНИФ», ОАО «Океанрыбфлот» и несколько других) собрались на неформальную встречу. Рыбопромышленников всерьез обеспокоило резкое падение цен на икру минтая. Минтаевые икорные аукционы с начала 2000-х годов превратились в один из ключевых по доходности рынков для дальневосточной рыбной промышленности, но весной 2006 года цена на икру упала почти втрое.
Рыбопромышленники пригласили группу консультантов из Тихоокеанского центра стратегических разработок (ТЦСР), чтобы спрогнозировать дальнейшее поведение рынка. Эксперты ТЦСР исследовали динамику цен на икорном рынке и пришли к четкому выводу: избыточное производство икры минтая в самое ближайшее время разрушит прибыльный сегмент бизнеса. Наилучшим выходом из ситуации представлялось создание минтаевой ассоциации и ограничение объема производства икры.
Вдохновителем образования ассоциации был председатель Совета директоров ОАО «ТУРНИФ» Григорий Абовский: он убеждал весьма недоверчиво относившихся к образованию очередной ассоциации коллег в насущной необходимости подобного объединения. В апреле 2006 года 21 рыболовное предприятие подписали договор о создании Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). Сейчас спустя пять лет история АДМ представляется сплошной дорогой от успеха к успеху – действительность была иной.
Очень важным было участие в образовании Ассоциации добытчиков минтая ОАО «Океанрыбфлот». Это крупнейшее предприятие Дальнего Востока занимало первое место по размеру квоты минтая. Акционеры «Океанрыбфлота» оказались перед сложным выбором: даже при снижении доходности икорных продаж «ресурсная подушка» предприятия позволяла успешно продолжать бизнес. А вот более мелким предприятиям пришлось бы совсем туго. После острых дискуссий акционеры «Океанрыбфлота» приняли решение пожертвовать частью текущей прибыли ради будущего всей минтаевой индустрии и присоединились к АДМ: их смог убедить Игорь Евтушок, возглавлявший совет директоров ОАО «Океанрыбфлот». Никаких сомнений в том, что именно Игорь Евтушок должен возглавить Ассоциацию добытчиков минтая не возникло. Нужна была фигура очень крупного калибра, чтобы сразу показать реальную силу новой ассоциации.
Спустя полгода после образования АДМ выступила с инициативой добровольного ограничения выпуска икры минтая. В «Нормативах по выходу продукции для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», разработанных ТИНРО еще в 80-е годы, был установлен потолок для производства икры минтая: 4,5% от объема добытого сырья за период путины. АДМ рекомендовала своим членам придерживаться ограничения. Чтобы было понятно: в Охотоморскую минтаевую путину-2006 средний выход икры минтая превышал 6%. Однако с добровольным ограничением выхода икры согласились не все. Два предприятия сразу же вышли из АДМ. Сложно происходило согласование интересов и среди оставшихся. На общем собрании приняли решение установить для нарушителей 4,5-процентного лимита штраф. Однако не все члены АДМ согласились уплачивать штраф, а оставшиеся за бортом ассоциации предприятия продолжали «дербанить икру» по-старому. Нужен был более сильный инструмент контроля.
После обсуждения сложившейся ситуации члены АДМ решили: необходимо менять Правила рыболовства. Впервые рыбаки сами предложили ограничение для собственного бизнеса. Это был осознанный шаг рыбацкого сообщества к ответственному рыболовству. В сентябре 2007 г. Минсельхоз внес изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного бассейна, ограничив выход икры во время Охотоморской минтаевой путины 4,5%. Но не за весь период путины, а посуточно!
Главная ошибка ассоциации заключалась в том, что прохождению проекта приказа Минсельхоза по инстанциям не уделили достаточного внимания. Практика показывает: любая благая идея может быть до неузнаваемости искажена в кабинетах чиновников. На будущее члены АДМ сделали важный вывод: ассоциации необходима профессиональная исполнительная дирекция.
А пока, в 2008 году, нормативно-правовой брак стал сигнальной ракетой для Северо-Восточного пограничного управления. В марте 2008 года 15 судов АДМ были арестованы пограничниками и отконвоированы в Петропавловск-Камчатский. Корабли надолго застряли в бухте Авача. Счетчики начали отсчитывать убытки, а юристы многих рыболовных предприятий надолго прописались в камчатских гостиницах.
Это был критический период в биографии АДМ. Все недоброжелатели, все те, кому была не по душе идея об ограничении выхода икры, все те, кто наживался на «икорном помешательстве», смеялись над «умниками, которые сами на себя надели хомут с 4,5%». Началось брожение внутри самой ассоциации (еще три предприятия вышли из ее состава). Кроме того, лобовое столкновение ассоциации с контрольными органами и необходимость жестко и бескомпромиссно защищать интересы членов АДМ требовали, чтобы у президента ассоциации были «развязаны руки», чтобы необходимость защиты собственного бизнеса не ограничивала его действия. В мае 2008 года новым президентом АДМ был избран Герман Зверев (в сентябре-декабре 2006 г. он работал исполнительным директором АДМ, но затем перешел на работу в администрацию Приморского края).
Как считает руководитель ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков, избрание Германа Зверева позволило Ассоциации выйти из кризиса. «К этому времени внутри ассоциации все чаще звучали сомнения в ее целесообразности. Мы не видели результатов работы. Многие стали затягивать с уплатой взносов». В мае 2008 года задолженность членов АДМ перевалила за три миллиона рублей. Нужен был сильный и яркий сигнал для всего рыбацкого сообщества, сигнал о том, что АДМ «сдуваться» не собирается. Самым точным решением оказалось проведение общего собрания ассоциации в Москве. В собрании приняли участие руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, председатель Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Совета Федерации Геннадий Горбунов, советник руководителя Администрации Президента Олег Кожемяко, начальник Государственной морской инспекции в структуре Пограничной службы ФСБ России Вячеслав Бычков. Арест судов широко обсуждался в средствах массовой информации, причем АДМ удалось захватить лидерство на медийном поле. Явное неодобрение действия СВПУ вызвали и у руководства Пограничной службы. АДМ очень удачно «поиграла мышцами», и оказалось, что слухи о ее смерти сильно преувеличены.
Возникнув как объединение экспортеров, АДМ за пять лет стала главной дальневосточной рыбохозяйственной ассоциацией. Внутри нее – большая группа предприятий прибрежного рыболовства, предприятия, ориентирующиеся преимущественно на внутренний рынок, экспортеры, работающие на корейский и китайский рынки, на европейский рынок. Ассоциация объединяет предприятия, которые добывают 35% общероссийского вылова водных биоресурсов (70% российского минтая, 20% российской сельди).
В 2008 году АДМ уверенно выходит на российский уровень и включается в борьбу за отмену идеи принудительной биржевой торговли водными биоресурсами. В феврале 2009 года проект правительственного постановления о введении биржевой торговли проходит все согласования и подготовлен «на красном бланке». Это значит, что осталось последнее согласование – Виктора Зубкова, и потом – подпись председателя Правительства. Буквально за считанные дни против принудительной биржевой торговли была развернута мощная кампания. Органы государственной власти субъектов Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, общественные объединения рыбаков шлют тревожные обращения в Правительство. Единодушное мнение всей отрасли убеждает Правительство отложить «сырую идею». Но ведь единодушное мнение появляется не само по себе. Нужна организационная работа, нужна медийная поддержка, нужно умение организовать широкую коалицию и убедить очень разных людей выступить вместе.
Почти одновременно ведется упорная борьба за проект Технического регламента «Пищевая продукция из водных биоресурсов». В январе 2009 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект, положения которого вводили сложную, запутанную и предельно коррупционную систему регистрации рыбоперерабатывающих предприятий. В течение нескольких месяцев органы представительной власти дальневосточных регионов направили свои возражения против законопроекта. «Против» высказались Минздравсоцразвития, Роспотребнадзор, Минпромторг, а в апреле 2009 г. разгромное заключение на принятый в первом чтении техрегламент направил в Государственную Думу Президент России Дмитрий Медведев.
Напомним, что в обоих случаях борьба была очень серьезная, здесь простым обращением «трудящихся» никого не убедишь. Понадобилось отточить до совершенства технологию работы с органами власти, которую АДМ впервые применила в рыбацкой среде. Выбрав объект действия (или противодействия), в ассоциации готовят серьезное научное обоснование, при необходимости привлекают научные центры или консалтинговые компании. Затем определяется перечень министерств и ведомств (или иных органов власти), с которыми необходимо работать. Для каждого из них на основании подготовленного исследования пишется своя специальная версия документа, учитывающая специфику именно этого министерства или ведомства. И, наконец, готовятся очень подробные справочные материалы для чиновников, чтобы они могли ясно и наглядно представить суть и последствия тех или иных управленческих решений.
Наверное, ярче всего эти технологии проявились во время истории с «квотами под киль». Эта идея вызвала шок у всех российских рыбаков. АДМ в течение августа-сентября 2010 года подготовила специальное исследование, в котором детально проанализировала мировой опыт применения «квот под киль» и последствия отмены исторического принципа наделения долями. Однако бывают моменты, когда любое организационное искусство или научная аргументация оказываются недостаточными. Бывают моменты, когда нужно ясно и убедительно за несколько минут рассказать о своем предложении главе государства или главе правительства.
Как вспоминает председатель Союза промышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко, «в августе 2010 года, когда Владимир Путин был на Камчатке, состоялась встреча с рыбаками. И на ней начался спор между главой ОСК Романом Троценко и Германом Зверевым по поводу «квот под киль». Могу подтвердить, насколько внимательно Владимир Путин выслушал Зверева, когда тот к нему обратился: «Владимир Владимирович, есть четыре причины, которые сделают «квоты под киль» неэффективными и разрушительными». И четко, по пунктам рассказал. После этого еще один разговор был у них на конференции «Единой России» в Хабаровске. Там Зверев просил ускорить принятие закона о штормовых укрытиях».
В августе 2010 г. на Камчатке Владимир Путин дал поручение подготовить Стратегию развития рыболовного судостроения, и в сентябре в АДМ подготовили проект этого документа. Затем он был доработан в Федеральном агентстве по рыболовству, но почти половина итогового документа – это работа АДМ.
Предприятия – члены АДМ обеспечивают почти 40% мирового вылова минтая, поэтому важнейшим направлением в ее работе является защита интересов своих членов на мировом рынке. В 2007 году АДМ прошла предварительную сертификацию промысла минтая в Охотском и Беринговом морях по стандартам Морского попечительского совета (MSC). Как считает генеральный директор ОАО «Находкинская БАМР» Петр Савчук, «сертификат MSC – это пропуск в другую ценовую категорию для минтаевой продукции, это гарантия стабильности долгосрочных поставок минтая на внешний рынок. Убежден в том, что в течение трех-четырех лет весь мировой рынок рыбопродукции будет регулироваться с помощью такого рода сертификатов. Чем раньше мы сможем его получить, тем прочнее будет наш бизнес».
Никто прежде в России не решал такой сложной задачи – получить международный сертификат на промысел в полтора миллиона тонн, осуществляемый в двух морях. В мире пока один успешный проект сертификации промысла такого объема – промысел перуанского анчоуса в Тихом океане. Успешный российский опыт сертификации промыслов пока ограничивается двумя: сертификация 150 тысяч тонн трески в зоне совместного российско-норвежского управления в Баренцевом море и сертификация примерно 50 тысяч тонн кеты в районе острова Итуруп.
Для работы над проектом сертификации АДМ заключила контракт с канадской сертификационной компанией «Moody Marine», ФГУП «ТИНРО-Центр» и ирландской сертификационной компанией «Global Trust». Ассоциации удалось постепенно создать широкую коалицию в поддержку российской заявки. Хотя это было очень трудно: ассоциация столкнулась с предвзятым подходом со стороны американских минтайщиков (At-Sea Processors Association) и некоторых специалистов WWF. Так в кругах экологических активистов некоторыми бывшими представителями российской рыболовной науки целенаправленно распространяются давно устаревшие данные начала 2000-х годов о выбросах минтая.
Удивительно, но крайности сходятся! Российские противники ответственного рыболовства, американские минтайщики и экологи-глобалисты оказались в одной связке. Одни не могут простить АДМ запрета дикого «икорного Клондайка»», другие страшатся проникновения в собственный «заповедник прибыли» сертифицированной российской продукции, третьи опасаются утраты монопольного статуса «жрецов ответственного рыболовства». Поэтому все вместе они объединились против Ассоциации добытчиков минтая.
Мало кто знает, какие интриги и битвы происходят в сфере международной экологической сертификации. Здесь правят бал глобальные ритейловые компании и мощные неправительственные экологические организации. На их фоне любое, самое крупное российское рыболовное предприятие – небольшая рыбешка. Однако объединение российских минтайщиков постепенно становится реальной силой. Ассоциация добытчиков минтая принята в закрытый международный клуб «Ground Fish», который объединяет крупнейших игроков мирового рыболовства. В марте 2011 года на Бостонской рыбной выставке АДМ избрана секретарем Партнерства по улучшению промысла минтая (FIP объединяет крупнейших переработчиков и продавцов минтая в Европе и США). В июле 2011 года АДМ получила официальное предложение Международного союза рыболовных ассоциаций (IKFA) войти в ее состав.
Правильная работа АДМ во многом объясняется правильным менеджментом. В исполнительной дирекции АДМ – две группы: маркетинговая и юридическая. Маркетинговая группа, которую возглавляет Алексей Буглак, анализирует ход путины, объемы продаж и цены. Благодаря накопленным данным удалось подготовить стопроцентно убедительные материалы для Подкомиссии по таможенно-тарифной политике и отбить идею Росрыболовства о повышении экспортных пошлин. Аналитические материалы убедили всех в том, что емкость российского рынка минтая не позволяет ему впитать весь объем вылова, а повышение пошлин не увеличит доступность минтаевой продукции для потребителей, а утяжелит фискальную нагрузку на предприятия.
Юридическая группа АДМ разрабатывает рекомендации и предложения по законодательному регулированию рыбохозяйственной деятельности. Специалисты группы Виталий Шершень и Наталья Казакова участвуют в судебных слушаниях на стороне членов АДМ, анализируют и обобщают судебную практику, готовят разъяснения нормативно-правовых актов и заключения на проекты законодательных документов. В июле 2011 года юрист АДМ Наталья Казакова официально аттестована Министерством юстиции в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы.
Многие задают вопрос: в чем секрет успеха Ассоциации добытчиков минтая? Всего за пять лет она вошла в «высшую лигу» российских отраслевых лоббистов, а сейчас близка к достижению аналогичной цели в мировом рыболовстве. АДМ, безусловно, самое авторитетное в отрасли объединение и самое влиятельное в органах власти. Возможно ли повторить ее успех?
Конечно, успех Ассоциация добытчиков минтая обусловлен сочетанием нескольких факторов. Прежде всего, повседневное участие в ее работе руководителей дальневосточных предприятий. Ни одно ключевое решение Герман Зверев не принимает без согласования с Советом, в который входят Александр Верховский, Сергей Саксин, Виктор Сливин, Михаил Малашенко, Петр Савчук, Вячеслав Москальцов, Руслан Теленков. Основатели АДМ – Григорий Абовский и Игорь Евтушок – занимают посты вице-президентов и влияют на важнейшие решения. Это упрочивает позиции президента ассоциации, позволяет ему (при необходимости) вступать в прямую дискуссию с руководством отрасли.
Еще одна причина успеха ассоциации – минтай. В России больше нет такого вида водных биоресурсов, который обеспечивает такой вылов и такую денежную выручку. Это упрочивает финансовую базу Ассоциации, позволяет ей привлекать лучшие кадры и для научного обеспечения своей работы, и для медийной поддержки. Привязка членских взносов к минтаевой квоте обеспечила прозрачную систему формирования бюджета АДМ.
И, безусловно, многое зависит от нынешнего президента АДМ. По мнению экспертов, Герман Зверев и прежде был известен в Приморье как умелый менеджер, но работа во главе АДМ позволила ему раскрыться как виртуозному лоббисту и талантливому организатору национального масштаба. За три года работы он добился увеличения численности АДМ с 23 предприятий до 47 предприятий. Мало кто мог даже представить, чтобы руководителя минтаевой ассоциации из Дальнего Востока ввели в состав Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса!
Главный секрет успеха Ассоциации добытчиков минтая прост: она возникла для общего дела, для развития рыбной отрасли. АДМ не просто защищает интересы рыбацкого сообщества, она сама формирует это сообщество, формирует мощную силу, способную в партнерстве с государством обеспечить эффективное использование и сохранность уникального российского природного ресурса!
Ксения ПИСАРЕВА
Газета «Fishnews Дайджест»
Август 2011 г.