– Александр Александрович, каким выдался для вас минувший год в плане борьбы с незаконным промыслом? Наблюдались ли положительные сдвиги в этом направлении в СВПУ береговой охраны ФСБ России?
– Давайте, обратимся к объективным показателям. И, прежде всего к экспертным оценкам стоимости водных биоресурсов российского происхождения на рыбных аукционах стран азиатско-тихоокеанского региона. Известно, что практически вся продукция браконьерского промысла реализуется в портах Республики Корея, Японии, Китайской Народной Республики. Стоимость продукции промысла, такой, как краб и минтай (а биоресурсы этих видов добываются практически только в морском пространстве России) достаточно полно отражает соотношение спроса и предложения.
Итак, в 2007 г. отмечается рост цен на продукцию промысла минтая на рыбных аукционах Японии, Кореи и Китая на 15–20%. Причем по сравнению с 2006 г. цена за килограмм крабовой продукции в Японии выросла более чем на 20% на фоне практически двукратного снижения объема экспорта краба (с 7,8 до 4 тыс. тонн). Только в одном из специализированных южнокорейских портов по приему крабовой продукции – Донхэ – количество предприятий, занимающихся реализацией ценных гидробионтов, в результате банкротства сократилось с 50 в 2004 г. до 8 в 2007 г. Объемы поставок упали с 5 тыс. тонн в 2006 г. до 3,7 тыс. тонн в 2007 г. Аналогичная ситуация отмечалась в прошедшем году и в портах Хоккайдо.
В значительной степени такое положение дел стало результатом деятельности пограничного управления береговой охраны. К началу марта прошлого года пограничниками в Охотском море было задержано 15 судов, использовавшихся для ведения браконьерского промысла краба, в том числе 8 судов под флагами третьих стран с российскими экипажами (так называемых «летучих голландцев»). Из оставшихся 7 российских судов 4 находились в море незаконно – без разрешений на промысел, с отключенной аппаратурой спутникового позиционного контроля. В итоге в естественную среду обитания было возвращено более 15 тонн незаконно добытых крабов различных видов, чем было предотвращено причинение ущерба на сумму, превышающую 6,5 млн. рублей. Не раскрывая тактики действия наших сил, отмечу, что в текущем году таких судов выявлено не было. При этом интенсивность применения сил пограничного управления береговой охраны в Охотском море в 2008 г. соответствует показателям прошлого года.
– Так кто же больше нарушает: «свои» или иностранцы?
– Говоря о том, «кто больше нарушает», приведу такие цифры: количество российского промыслового флота на участке пограничного управления береговой охраны в течение года достигает 300–350 единиц; количество судов Японии в самые активные периоды промысла не превышает 50, а число судов под флагом Южной Кореи еще более незначительно – 4–5 единиц. Очевидно, что больше всего нарушений допускается российскими пользователями и капитанами принадлежащих им промысловых судов. Соответствующим является и соотношение примененных штрафных санкций. В прошедшем году к российским нарушителям было применено штрафных санкций на общую сумму порядка 94 млн. рублей, к японским (1 судно и его судовладелец) – на сумму 1,6 млн. рублей, к южнокорейским (1 судно) – на сумму более 600 тыс. рублей.
Вместе с тем, отдельно следует остановиться на «летучих голландцах» – судах под флагами третьих стран, укомплектованных российскими экипажами. Формально эти суда следует считать иностранными, тогда как зачастую они принадлежат трансграничным преступным группировкам. В отношении этих так называемых «иностранных судов» сумма примененных штрафных санкций уже более значительна – в прошедшем году она превысила 24 млн. рублей.
– Какие основные проблемы сегодня испытывает Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России? В состоянии ли пограничники поставить реальный заслон на пути незаконного промысла и вывоза за кордон краба и других ценных объектов промысла?
– Укомплектованность кадрами позволяет решать поставленные перед нами задачи. Но у нас есть вакантные должности практически по всем категориям сотрудников, на которые мы подбираем кандидатов и рассматриваем в установленном законодательством порядке. Офицерский состав комплектуется в основном выпускниками военных институтов ФСБ России пограничного профиля и Министерства обороны, но принимаем и офицеров из запаса – выпускников гражданских вузов по специальностям, которые не готовятся в военных учебных заведениях. На должности прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин), проходящих службу по контракту, подбираются граждане из запаса, которые по требованиям подходят для службы в пограничных органах. Желающие есть, все заявления внимательно рассматриваются.
Кроме того, есть необходимость и в укомплектовании должностей государственных инспекторов Государственной морской инспекции. На данные должности подбираются кандидаты, имеющие высшее образование. К слову сказать, мы уже сейчас думаем о том, кто в будущем будет служить на границе, охранять морские биологические ресурсы. Пограничные органы подбирают кандидатов для поступления в пограничные институты. В этом году уже более полусотни выпускников средних школ г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово обратились с заявлениями. Желающие устроиться на службу (работу) и учебу могут обращаться в отдел кадров.
Если говорить о так называемых «технических» вопросах, то конечно, конечно, некоторые проблемы существуют. Основной составляющей, способной обеспечить выполнение стоящих задач, непосредственно в районах промысла, является корабельно-катерный состав. К сожалению, корабли, как и люди, стареют, и это объективный фактор. Старение корабельно-катерного состава в перспективе может привести к ограничению численности группировки сил и средств, повлиять на качество выполнения поставленных задач. Но в настоящий момент, обстановка в полной мере позволяет выполнять стоящие задачи и не накладывает существенных ограничений на применение сил и средств.
– Штрафные санкции за нарушения в сфере промысла не останавливают браконьеров. На Ваш взгляд стоит ли ужесточать наказание за браконьерство и в чем это может проявиться?
– В настоящее время административные санкции за нарушения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов исчисляются исходя из стоимости предмета правонарушения, то есть незаконной (неучтенной) рыбопродукции, находившейся на борту браконьерского судна и обнаруженной инспекторской группой при проведении контрольно-проверочных мероприятий, и составляют миллионы рублей в зависимости от объема продукции. А для судовладельцев (юридических лиц) штраф исчисляется в размере до трехкратной стоимости предмета правонарушения и может составлять десятки миллионов рублей, в том числе возможно и применение дополнительного вида административного наказания – конфискации орудия совершения правонарушения, то есть самого браконьерского судна. Но, как показывает практика, даже такие административные санкции не пугают браконьеров, которые год от года находят все новые и новые способы осуществления незаконной деятельности, в том числе и с использованием судов под удобными флагами.
Что касается мер уголовного воздействия, то к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены только капитаны браконьерских судов, генеральные директора рыбопромысловых компаний под уголовную ответственность в сфере рыболовства не подпадают. Санкции, которые могут быть применены к капитанам браконьерских судов по Уголовному Кодексу Российской Федерации за нарушения законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ и незаконную добычу водных животных и растений (если рассматривать без совокупности по другим преступлениям, например злоупотребления полномочиями) определяются штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо лишением свободы сроком до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Практика показывает, что капитаны браконьерских судов, как правило, отделываются условным сроком и штрафом в размере порядка 300 тыс. рублей.
Необходимо помнить, что капитан это исполнитель. Он исполняет заказ судовладельца и самостоятельно в части незаконной промысловой деятельности решения, как правило, не принимает, но к уголовной ответственности привлекается именно капитан. Ужесточив уголовные санкции в отношении капитанов браконьерских судов, с применением реальных сроков лишения свободы с отбыванием наказания в соответствующих колониях, не каждый капитан отважится идти на промысел с нарушением действующего законодательства, подумав о тяжких последствиях.
Кроме того, превентивной мерой в борьбе с браконьерством может послужить принятие решений на законодательном уровне, например, о предоставлении задержанным судам свободной практики только после оплаты судовладельцем всех сумм штрафов и ущербов в полном объеме и не только за юридическое лицо, но и за капитана судна. И эта мера необходима как по отношению к российским, так и иностранным природопользователям.
– Практически ежедневно в СМИ, в том числе на новостной ленте РИА Fishnews.ru, появляются сообщения о пресечении пограничными силами браконьерской деятельности в российских водах и выявлении нарушений российского законодательств в сфере рыболовства. Насколько эффективна, на Ваш взгляд, подобная помощь средств массовой информации в области профилактики и борьбы с незаконным промыслом водных биоресурсов?
– Браконьерство – явление не только экономическое, но и социальное. Поэтому роль средств массовой информации в борьбе с этим злом неоспорима. Ведь только средства массовой информации, телевидение, радио, интернет-издания и периодическая печать могут сформировать нетерпимое общественное мнение по отношению к разграблению национальных богатств, снять с браконьеров венец этаких романтиков-флибустьеров и показать истинное лицо криминального бизнеса.
Несомненно, что публикации и материалы о фактах задержания нами судов-нарушителей и неотвратимости наказания за хищнический промысел имеют большое воспитательное значение. Многие потенциальные браконьеры, по крайней мере, задумаются о целесообразности своего криминального промысла. А те простые рыбаки, которые, как показывает практика, больше всех страдают в случаях задержаний судов и многомесячных простоев в ожидании окончания разбирательств, я уверен, откажутся от участия в подобных авантюрах.
Благодаря работе ваших коллег в Камчатском крае, в Магаданской области, Чукотском автономном округе, республике Саха (Якутия) в других субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа только в 2007 г. было опубликовано около 1200 материалов о деятельности нашего пограничного управления.
Из общего числа публикаций и информационных выходов, около 60% было посвящено главной теме – охране государственной границы и водных биологических ресурсов. Количество таких материалов выросло на треть по сравнению с 2006 г. Эти показатели повысились благодаря активной работе средств массовой информации в период проведения нами пограничных операций «Тайфун», «Лосось» и «Краб».
Особо хотелось бы отметить и поблагодарить информационные агентства РИА Fishnews.ru и ИНТЕРФАКС, газеты «Рыбак Камчатки», «Камчатское время», «Камчатский край», камчатское и магаданское приложения к газете «Аргументы и факты», «Магаданская правда», «Крайний Север», телекомпании «Вести-Камчатка», «Вести-Магадан», «Вести-Чукотка», «СТС-Камчатка», радиостанции Камчатского краевого радио, Магаданского областного радио, Радио-3 и Радио-СВ, региональных представителей центральных агентств ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Агентства «Трио», «Восток-Медиа», интернет-издание «Полуостров Камчатка» и многие другие средства массовой информации, которые объективно, оперативно и правдиво отражают деятельность пограничников нашего управления, что и помогает нам вместе выполнять задачи по обеспечению безопасности нашей страны на ее северо-восточных рубежах.
Анна ЛИМ, Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru