Газета «Рыбак Камчатки»

Сергей Поломонов: Только высокое качество!

Недавно ОАО «Океанрыбфлот» завоевало на выставке «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» очередные золотые медали. А начальник производственного отдела на юбилей предприятия был отмечен почетной грамотой и знаком Федерального Собрания. Поэтому мы решили расспросить Сергея ПОЛОМОНОВА о его рыбацком пути, работе в море и на берегу.

- Сергей Владимирович, что повлияло на выбор профессии?

- В 1988 году после окончания 8-го класса поступил в рыбопромышленный техникум. Почему? Так сложились обстоятельства. Сначала пробовал поступать в военное училище, но туда меня не взяли по зрению. Даже в мореходку на механика или штурмана пойти учиться было невозможно по той же причине – раньше требования были весьма жесткими. Зато в техникуме относились достаточно лояльно. Там предлагалось три направления. Бухгалтерия и промышленное рыболовство мне как-то сразу не понравились (кстати, на бухгалтеров шли учиться одни девчонки). Поэтому я решил выучиться на технолога. К тому же в моей семье все, кроме мамы, так или иначе были связаны с морем. К примеру, тетя 10 лет отработала в УТРФ. Поэтому для меня морская сфера не была чем-то новым, незнакомым.

- Не испытываете сожаления об однажды сделанном выборе?

- Теперь я думаю, что хотел бы быть хирургом. Говорю об этом совершенно искренне. Но судьба распорядилась так, что стал неплохим технологом. Был единственный случай, когда я всерьез задумался о правильности выбора профессии. Это была моя первая учебная практика на 3-м курсе. Представьте себе, только мы вышли за ворота, на мысе Часовом начался шторм. Все лежали пластом из-за морской болезни. Я «прикачивался» 3 дня. Только по прошествии этого времени стал чувствовать себя нормально. Это я сейчас понимаю, что тот шторм был не так уж и страшен, а тогда нам казалось, что жизнь закончится, не успев и начаться. Зато через неделю я уже был в восторге от происходящего. Затем были и береговые практики на Моховском рыбзаводе, но море меня привлекало больше.

- Что заставило вас изменить свое первоначальное мнение?

- Та самая морская романтика! Я был счастлив почувствовать себя взрослым и самостоятельным, без родительского контроля. Потом сам пошел в военкомат, так как очень уж хотелось отдать долг родине. Все время службы я четко знал, что после демобилизации пойду в море.

- Сразу заведующим производством?

- На флоте было принято, чтобы молодой специалист шел вверх по карьерной лестнице постепенно – с низших должностей до более высоких. Поэтому я работал и консервным мастером, и икорным, сменным мастером обработки – это был хороший опыт командования личным составом. Так я 7 лет отработал в должностях разных мастеров и стал заведующим производством.

- Должность руководящая…

- Вполне. Правда, учитывая, что 90% рыбаков прошли срочную службу, отголоски военной дисциплины у них остались. Поэтому, будучи сержантом, использовал эту особенность. Кроме того, я немного интересовался психологией – учился определять психотипы людей, что тоже играло мне на руку. Однако морально, конечно, это выматывает.

- В вашей практике происходили форс-мажорные ситуации?

- Не без этого. Однажды в 1997 году по недосмотру члена экипажа, который оставил включенным «ветерок» и ушел на вахту, случился пожар. Обогревательный прибор от покачивания судна упал и загорелся. Я в это время был сменным мастером. По пожарной тревоге всех, кто не спал, подняли. Все это длилось около получаса. Самое неприятное – ядовитый дым от плавящегося пластика, которым обшиты каюты. Было, конечно, экстремально – с судна далеко не убежишь. К счастью, пожарная команда сработала слаженно, и очаг потушили.

- Так вы еще и тонули?

- Да, но этот случай касался меня лично. Известно, что во время лососевой путины используют понтон с сеткой, куда и загружают рыбу. Так вот, погода в тот день была прекрасная, полный штиль. Я контролировал процесс переливания рыбы из прорези на борт судна. В конечном итоге сам, не знаю как, споткнулся и улетел в эту прорезь. Было неприятно и страшновато. Однако экипаж не успел даже среагировать – так я быстро выкарабкался из воды. Только потом и услышал: «Ну ты даешь!» Так я невольно искупался в Тихом океане. Рыбаки действительно находятся в группе риска – неспроста больше половины представителей этой непростой профессии расходятся со своими супругами.

- В чем, на ваш взгляд, основная причина?

- Ну, во-первых, тяжелые условия труда, напряженный график, отдаленность от берега долгие месяцы зачастую деформирует психику человека. На судне все определено, и рыбак работает по жесткому расписанию. Здесь не нужно решать какие-то непредвиденные проблемы и т. д. Поэтому, когда человек возвращается на берег, он испытывает глубочайший стресс. Часто этот внутренний дискомфорт выливается в необоснованную и плохо контролируемую агрессию. Не каждая женщина, которая и так не видит мужа по столько времени, готова терпеть такое, скажем прямо, неадекватное поведение.

Во-вторых, я встречал людей, у которых весь смысл жизни начинал сводиться к деньгам. То есть, они работали не для того, чтобы прокормить семью, а исключительно для того, чтобы просто заработать как можно больше. Они, как правило, не имеют ни жен, ни детей – просто бесконечно пропадают в рейсах, зарабатывая на свои удовольствия. Я считаю, что это тоже ненормальное явление, когда весь смысл человеческой жизни сводится к увеличению заработка.

- В чем еще выражается этот отрыв от реальности?

- В том, какие деньги ты получаешь, приходя из рейса. Зарплату тебе выдают кучей, в рейсе ты ни копейки не тратишь, поэтому кажется, что это – хорошая сумма. А попробуй разделить эту сумму на количество месяцев, проведенных в море, – восторг сразу исчезает. К тому же за то время, пока ты находишься в морях, стоимость жизни, как правило, меняется. Но ты нередко этого просто не замечаешь.

- Неужели эти причины подвигли вас найти работу на берегу?

- Нет, я был готов ходить в море и дальше, так как это моя профессия и ничего другого я так хорошо делать не умею. Однако некоторые проблемы, связанные со здоровьем, заставили меня изменить привычки. Так, с 2007 года руковожу производственным отделом «Океанрыбфлота». Основные наши задачи – подбор квалифицированного персонала, обеспечение судов тарными материалами. Конечно, все меняется, и у нас появляется новое современное оборудование. Наряду с модернизацией судов мы не забываем о важности увеличения объемов выпускаемой продукции с сохранением ее высокого качества.

- Как следите за качеством?

- Вплоть до потребителя. К нам в отдел нередко звонят покупатели нашей продукции и высказывают мнения и пожелания. Кому-то не нравится объем продукта в одной упаковке, кто-то, напротив, доволен продуктом и хочет поблагодарить. На все замечания стараемся реагировать. Хочу с уверенностью сказать, что вся наша продукция исключительно высокого качества.

- Существует ли проблема подбора кадров?

- Квалифицированные кадры сегодня проблема всего Дальнего Востока. Иногда возникает резонный вопрос: куда же девается большая часть специалистов, которые выпускаются в рыбном техникуме и КамГТУ? Мы работаем в этом направлении, стараемся привлекать студентов, но далеко не всем приходится по душе тяжелый мужской труд рыбака.

- Как отдыхаете после работы?

- Увлекаюсь спортом. Зимой катаюсь на беговых, а летом – на роликовых лыжах и просто бегаю. Летом пробегаю до 30 километров в день. Получается, по 160 километров в неделю. Так я отдыхаю и разгружаю мозг после рабочего дня. Просто я предпочитаю активный образ жизни.

Дарья ЧЕРНЕНКО.