Их мало, но они в тельняшках...Последнее время много говорят о предоставленных КМНС квотах на морскую рыбу. Но из всех говоривших на эту тему мало кто вник в появившуюся из ниоткуда проблему. Общественность края получает информацию от одной – заинтересованной – стороны и ничего от другой. В чем смысл данной головоломки и кому она на руку? |
Предлагаю попробовать разобраться в сложившейся не совсем красивой ситуации. Нам предлагают статистические данные, в которых говорится о том, что коренные народы находятся в страшном для них меньшинстве. Они никогда и не скрывали этого. Не скрывают и того, что после 1993 года их стало на несколько тысяч меньше. Для КМНС это самый страшный факт. 20 лет происходил естественный отбор в среде народов России, в том числе среди малочисленных. Выжили сильнейшие, понявшие, что в России демократия и свободный рынок. Сила, как известно, солому ломит. И весы колеблются – чья чаша перевесит: олигархического режима или демократии? Поживем – увидим.
Пытаясь разобраться в традициях, нежелательно смотреть с наиболее удобной и выгодной для себя стороны. Объективность должна быть во всем, поэтому рассматривать надо во всех ракурсах. Прочитал в газете об одной из общин Мильковского района и понял, как просто можно все опошлить. Почему автор не написал о том, что в данной общине из 20-ти человек у пятерых – дипломы по морской специализации? Есть переводчик с английского языка и скоро будет второй диплом о высшем образовании у одного из членов общины. Они учат и будут учить еще и еще своих людей. Возможно, по этой причине и рвутся в море ловить рыбу?
У коренных народов Камчатки традиция жить за счет природных ресурсов, в том числе рыбы, была вечно. На развитие и совершенствование своих орудий лова КМНС имеют полное право. Почему вопрос стоит только о поедании ими в огромных количествах рыбы? Почему никто не подумал о других расходах, таких как уплата налогов и выплаты за полученный ресурс? Уплата ясака в количестве двух лис за год осталась в ХVIII веке. Общины по своей инициативе постепенно отказываются от тех льгот, в получении которых их постоянно обвиняют. А еще необходимо уплатить за коммунальные услуги, внести взносы в Пенсионный фонд, достойно содержать свою семью. Нет, очевидно, у них желания выглядеть белыми воронами на фоне всеобщего демократического финансового благополучия.
Интересная сложилась ситуация. Никто не упрекает такие чисто корякские организации, как «Корякгеолдобыча», «Корякавиа», «Корякэнерго» и другие «Коряк...» в том, что они занимаются нетрадиционной деятельностью. Тогда зачем обвинять общины в том, что те не имеют промысловых судов и жаждут получить «халявные» деньги, не замочив сапог? Очень трудно сейчас общинам. Но приобретать сейнеры, не имея условий для вылова, очень глупо. Закономерно возникает вопрос: почему нет желающих обвинить тех, кто, не взяв в руки лопату, гребет кучу денег с населения за услуги ЖКХ? Общины прошли тяжелый путь становления и не с руки им бояться трудностей по содержанию своих будущих промысловых судов. Сейчас всем трудно. Да и хотят ли общины, чтобы их оберегали от тягостей именно таким способом?
Я прекрасно помню, как в наше село приехал молодой человек, не относящий себя к коренным народам, и начал деятельность в сфере рыболовства. Помню его штаны с заплатами на коленях и старенькую фуфаечку. Тяжело ему было. Сегодня в нашем селе стоит и работает прекрасный современный завод по переработке рыбы. Заметьте – по переработке, а не по добыче. Вся мировая экономика построена по принципу: одни добывают – другие перерабатывают. Так почему бы общинам не заняться добычей рыбы и сдачей за определенную цену заводам?
Обвинение о перепродаже общинами квот – бездоказательные, пустые слова, не имеющие ничего общего с действительностью. Знаю о том, что большинство получивших право вылова в 2013 году, так и не смогло добиться разрешения на вылов. Как можно продать то, чего нет в наличии? Наших рыбопромышленников на мякине не проведешь. Почему их идеология – не замочивших сапог и не замаравшихся в рыбной слизи – оказалась предпочтительнее для организаторов травли общинников? Да потому, что они панически боятся наступающих реформ и пытаются убедить общественность в необходимости оставить все, как было.
А ничего и не было. Не оправдали они высокого доверия.«Закон о гарантиях...» подтверждает право любого из числа не малочисленных народов вступить в ту или иную общину КМНС, и они не против такого расклада. Единственное условие – соблюдать устав общины и придерживаться традиций. Условие несложное и по этой причине подняли вой в СМИ. Оказалось, что по традициям коренных народов готовы жить очень многие из числа старожилов Камчатки, не самых глупых и ленивых. В статье 9 Конституции РФ прописано право на землю и ресурсы всех, кто проживает на соответствующей территории, а не кучке избранных и неприкосновенных. Коренные народы понимают это и согласны со статьей. Сейчас, когда стоит вопрос о допуске общин к серьезной рыбалке, всем важно понять – будет или нет работать 9 статья Конституции.
Не знаю, удалось ли мне показать, что, «запрессовав» общины, поставят крест на всех представителей великих народов и наций. Еще очень важно понять, что обвинителями и критиками выступают далекие от коренных народов люди. Они не смогут отличить коряка от ительмена, а чукчу от эвена, камчадала от алеута и эскимоса. Непонятны для них слова «нымылан», «чавчувен» и «лаураветлан». Незнакомы они и с историей Камчатки, и с традициями аборигенов. Уверен, совсем неожиданным станет для них известие о том, что развитие рыбной отрасли на Камчатке начиналось с национальных колхозов, добывавших рыбу в необходимых объемах, и в царский период купцы скупали рыбу у коренных народов. Никогда при этом не стоял вопрос о традиционных орудиях лова. Считаю неприемлемым, когда приехавшие на Камчатку начинают неожиданно для всех придумывать традиции. Не судите и не судимы будете!
С уважением, Александр МАРХИНИН.
Печатается в порядке дискуссии.