Общемировой объем вылова морепродуктов (более 90 млн. тонн) уже сегодня близок к пороговому пределу безопасности, за которым возможен необратимый процесс глобального разрушения экосистем. К 2010 году потребность в морепродуктах при ожидаемом росте населения достигнет 120 млн. тонн. Эти показатели промысла, естественных границ биопродуктивности Мирового океана и роста объемов потребительского рынка обязывают мировое сообщество консолидировать усилия всех субъектов рыболовства на использовании нераскрытых резервов природного, производственного и человеческого капитала.
Сегодня необходим механизм системной организации функций, единой логистики, щадящей эксплуатации биоресурсов Мирового океана при максимальной экономической и социальной результативности производства на ограниченном ресурсе.
По данным ФАО, сегодня до 2/3 мировых запасов рыб и беспозвоночных эксплуатируется на грани перелова.
Низкотехнологичный контроль и управление, несовершенство технологических процессов промысла и переработки – основной фактор, влияющий на несбалансированность эксплуатации водных биоресурсов, упущенные выгоды, экологичность и неустойчивость рыболовства. Лов многих ценных объектов ведется с большими технологическими потерями (сброс за борт прилова молоди и некондиционного сырья) и масштабным изъятием неучтенного ресурса «дикими» добытчиками и торговцами.
Эти животрепещущие вопросы современного рыболовства волнуют рыбопромышленников многих стран, обеспокоенных будущим своего бизнеса. Они инициируют свои правительства на проектные решения по обеспечению устойчивого рыболовства. В этом основной лейтмотив II Международного съезда рыбаков. Вопросы рациональной эксплуатации водных биоресурсов, их сохранения, противодействия незаконному промыслу, принципы устойчивого рыболовства и формирования мирового рыбного рынка близки участникам съезда. Это вопросы, как и следовало ожидать, легли на подготовленную для активной дискуссии почву.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Игорь ЕВТУШОК:
- На II Международном съезде собрались люди, которым небезразлично будущее нашей планеты, наших детей и внуков, все те, кого волнуют проблемы сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов, проблемы экологии. Ассоциация добытчиков минтая объединяет 25 крупнейших компаний Дальневосточного бассейна, и мы выступаем на съезде не просто для того, чтобы озвучить проблемы, но найти общие пути их решения.
Еще несколько лет назад переловы могли составлять до 50%. Но времена варварского освоения морских ресурсов уходят в прошлое. И наступает эра ответственного рыболовства. И сегодня, на этом конгрессе, мы ответственно заявляем, что рыбаки осознали необходимость не только соблюдать существующие обязательные стандарты, но и стремиться к более ответственному подходу в области рыболовства. Причем осознали это не под давлением государства или общественности, а исходя из соображений здравого смысла. Для этого рыбодобывающие предприятия решили объединиться и идти вместе к намеченной цели.
В 2006 году была создана Ассоциация добытчиков минтая, одной из главных задач которой стала борьба за сохранение популяции минтая и ведение ответственного рыболовства. Достижением Ассоциации стало снижение выхода икры минтая до 4,5%. Это среднестатистический научно обоснованный коэффициент, который позволяет сохранять популяцию минтая. А также говорит о том, что переловов можно избежать. Ведь чтобы получить отдачу в будущем, надо делать вклад в сохранение биоресурсов уже сейчас.
Совместно с ТИНРО-Центром нами уже сделано обоснование по разделению промысла минтая на сезоны А и В, а именно: весенний (преднерестовый) и осенний (нагульный). Определено, какое количество биоресурса можно изъять в каждый сезон, чтобы обеспечить воспроизводство популяции минтая и при этом получить экономическую выгоду.
Отрадно, что 70% рыбаков Дальнего Востока, которые вошли в Ассоциацию добытчиков минтая, в своей деятельности настроены на долгосрочную перспективу. Более того, рыбопромышленники перестали смотреть на природоохранные организации, занимающиеся проблемами рыболовства, как на врагов и шпионов. И поняли, что ученые и природоохранные организации призваны помочь рыбакам увидеть разные стороны проблемы и помочь найти выход.
Другим позитивным выводом из реализации программы по сокращению выпуска икры минтая стало то, что рыбаки осознали – не нужно много ловить, важно грамотно продавать. На повестке дня стоит сертификация отрасли и компаний согласно экологическим стандартам Морского попечительского совета (MSC). В данный момент идет процесс предварительной оценки промысла минтая всей Ассоциации, что позволит определить, насколько сегодняшний минтаевый промысел соответствует мировым экологическим стандартам и как к ним приблизиться.
В этом направлении мы сотрудничаем с учеными ТИНРО-Центра, с представителями Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и канадской компанией «Тавел», которая непосредственно занимается сертификацией по стандартам Морского Попечительского совета.
В конце апреля 2007 года состоялась выставка European Seafood Exposition в Брюсселе. На ней было заявлено, что многие розничные сети отказываются от закупок российской рыбы именно вследствие отсутствия сертификатов MSC у российских поставщиков. Ассоциация уже выдвигала свои предложения по легализации и прозрачности лова местным и федеральным органам власти, однако отмечаются значительные промедления со стороны соответствующих органов государственного управления.
На сегодняшний день в мире сертифицировано семь различных видов промысла: промысел хоки (макруронуса) у Новой Зеландии, скального лангуста у западной Австралии, нескольких видов лососей в районе Аляски и др. Семь других промыслов находятся в процессе сертификации.
Мы предлагаем провести сертификацию всех видов промысла в России. Это необходимо решать на уровне правительства. Подтверждая твердость наших намерений, мы можем провести сертификацию не только на соответствие уже существующим в мировой практике принципам, а добавить к ним еще более жесткие. Следующий шаг при сертификации – это составление реестра судов по каждому виду промысла. Таким образом, мы исключим все браконьерские суда.
Мы надеемся, что с помощью этих мер скорее придем к реализации принципов устойчивого рыболовства, когда промысел может продолжаться сколь угодно долго. При этом сохраняется здоровье экосистем и максимально высокий уровень промысловых запасов, минимизируется ущерб от этой деятельности и создаются возможности для экономического и социального развития как в настоящий момент, так и в будущем.
Конечно, на этом непростом пути нас ожидает много трудностей, но мы готовы к тому, чтобы их преодолеть. Так, придется перестроить работу промыслового флота, перераспределить суда, изменить схему рейсов. И самое главное, изменить саму систему добычи морских ресурсов, менталитет каждого рыбака. Все это возможно при осуществлении рыбодобывающими компаниями определенных мероприятий для достижения ими принципов устойчивого рыболовства.
Мы предлагаем организовать спутниковый мониторинг промысла, когда на каждый трал будут установлены датчики взвешивания уловов. Тогда появится возможность считывать информацию о количестве выловленной рыбы со спутника. Вся информация будет фиксироваться, и неучтенные биоресурсы уже будет невозможно продавать в другие страны. Так как ни одна уважающая себя страна не возьмет на себя ответственность приобрести заведомо браконьерскую продукцию. Ведь сейчас известно, что 80% краба, поставляемого на Японский рынок, – продукт браконьерского промысла, но покупать его ничто не мешает.
И мы хотим призвать наших соседей – страны Азии – отказаться от приобретения браконьерской продукции. Если это не будет сделано на государственном уровне, то будет сделано под влиянием общественных организаций.
В данный момент мы ответственно заявляем, что мы готовы к этим изменениям, более того, мы уже встали на этот нелегкий путь и пройдем его достойно.
Генеральный директор ОАО «Дальрыба» Вячеслав МОСКАЛЬЦОВ:
- Вопросы рационального использования и сохранения водных биоресурсов в наши дни волнуют каждого рыбака. К сожалению, браконьерство продолжает наносить колоссальный экономический ущерб как государственным, так и отраслевым интересам. Обстоятельства, связанные с браконьерским промыслом морских биологических ресурсов (МБР) в исключительной экономической зоне РФ и незаконными поставками в порты Японии, в последние годы вызывают тревогу у всех рыбаков. Ведь сырьевая база – это основа отрасли, ее будущее. Сегодня срочно необходимо принять конкретные меры, или уже через несколько лет мы окажемся ни с чем, нам нечего будет ловить! Ситуация ухудшается с каждым днем. Некоторое сравнение российских данных по вылову рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке с японскими данными по импорту тех же видов из России показывает, что в 2006 году, как и в прежние годы, велся браконьерский промысел МБР и совершались незаконные поставки в Японию.
Неконтролируемые и нерегулируемые поставки значительных объемов браконьерских уловов в Японию являются главной причиной нестабильности и низких цен этих видов на рынках Дальневосточного региона. А это, в свою очередь, не позволяет рыбопромышленникам и рыбакам России, которые ведут промысел и реализуют продукцию на легальной основе, получать достойную оплату за свой труд, развивать промыслы и увеличивать налоговую отдачу отрасли. Россия несет огромные потери, как финансовые – от недополучения налогов, так и связанные с сокращением и даже уничтожением наиболее ценных живых объектов морских районов Дальнего Востока России.
Основой и питательной средой браконьерства является возможность сбыта незаконных уловов не только дорогостоящих объектов промысла, но также и менее ценных видов в Японию. Существующее положение обусловлено не только несовершенством российского законодательства, неэффективностью принимаемых мер, слабостью и коррумпированностью государственных органов, но и заинтересованностью определенных кругов Японии в продолжении контрабандных поставок, которые приносят существенную выгоду ряду регионов этой страны.
Известно, что японская таможня фиксирует примерно лишь 10 процентов незаконно ввозимых браконьерских уловов из России. С учетом того, что сырье не подвергается глубокой переработке на российских предприятиях и с учетом самого сырья, потери России составляют примерно 700-800 млн. долларов США в год. По сути дела японская сторона, заранее зная, что скупает незаконно добытое, решает собственные экономические и социальные проблемы.
Отмечу, российская сторона уже шесть лет призывает японское правительство к сотрудничеству и ведет переговоры для прекращения незаконных поставок браконьерских уловов рыбы и морепродуктов из России на различных уровнях, однако японская сторона, признавая проблему, участвуя в разговорах и дискуссиях, конкретных мер не предпринимает и, по сути, на сотрудничество в этом вопросе не идет. Переговоры о необходимости взаимодействия Российской Федерации и Японии по проблеме браконьерского промысла и нелегального экспорта российских морепродуктов за рубеж идут с 1998 года. С самого начала японская сторона настаивала на том, что контроль за выловом и экспортом МБР должен осуществляться только российской стороной.
При этом японцы ссылались на неправомерность государственного вмешательства в работу коммерческих компаний в условиях свободы предпринимательской деятельности, а следовательно, на невозможность рекомендовать японским фирмам предъявлять российскую продукцию на экспертную оценку. Признав существование проблемы в целом, до 2002 года Япония никакой готовности к реальному сотрудничеству по данному вопросу не проявляла.
Именно поэтому важно обсуждать проблему рационального использования и сохранения биоресурсов на международном форуме, важно открыто заявлять свою позицию, тем более что выход из сложившейся ситуации есть.
Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о допуске к разработке МБР в морских районах, прилегающих к южным Курильским островам третьих стран. Ведь в 2002 году Япония была вынуждена уступить нажиму России и пойти на сотрудничество в вопросах предупреждения заходов российских судов в порты Японии с браконьерскими уловами.
Когда в рамках межправительственных соглашений по рыболовству Республика Корея и КНР получили возможность добывать сайру в морских районах, прилегающим к южным Курильским островам, это вынудило японские власти ужесточить условия заходов российских судов с незаконными уловами.
Мы представили японской стороне перечень судов, которые имели право на промысел и на поставки краба в рамках договорных условий, снабдили эти суда государственными таможенными декларациями. При заходе в порт Японии любого российского судна японские власти «сверялись» со списком и проверяли ГТД, после чего судну либо разрешали заход, либо отказывали в нем.
Россия, в свою очередь, в 2002 вытеснила корейцев и китайцев в район выше пролива Фриза. Эта мера позволила резко сократить объемы поставок браконьерской продукции в Японию. Были случаи, когда браконьерские суда, стоящие на рейде сутки, двое, неделю, – были вынуждены уходить на глубину и выбрасывать краба.
Созданная межправительственная комиссия действительно отмечала положительный эффект от принятых мер. К сожалению, эта практика была прекращена в 2003 году, когда японские власти под давлением администраций городов-портов, чья экономика строилась на дешевом браконьерском крабе, пошли на изменение своих подходов. Сегодня Россия могла бы использовать этот рычаг вновь.
Однако, помимо этого, необходимо пересмотреть порядок и условия промысла японских рыболовных судов в исключительной экономической зоне РФ в сторону ужесточения, вплоть до полного его прекращения. Сегодня в рамках межправительственного соглашения существует такая практика: на взаимной основе мы выделяем японцам в собственной исключительной экономической зоне квоту, а они нам в своей. Однако мы им выделяем 8–10 объектов в договорных объемах, а они нам в тех же объемах выделяют всего 2 объекта (лемонема и сайра). Надо сказать, что наши собственные запасы сайры позволяют отказаться от выделяемой японской стороной квоты. Что же касается лемонемы, то мы смогли покрыть и этот объем, интенсифицировав промысел данного объекта на Курилах. Таким образом, это еще один рычаг на переговорах с японской стороной.
Наряду с этим мы предлагаем рассмотреть вопрос о прекращении промысла лососей дрифтерными сетями в ИЭЗ РФ японскими судами. Ведь сегодня, опять-таки в рамках межправительственного соглашения, мы ежегодно выделяем японской стороне 6-7 тыс. тонн лосося. Но сколько они берут – неизвестно! При этом есть все основания думать, что основной пресс японцы оказывают на нерку ввиду ее более высокой рыночной стоимости (порядка 5 долларов за килограмм). Такие объемы мы могли бы осваивать и поставлять на рынок самостоятельно. «Разбазаривание» ценных промысловых видов подрывает не только сырьевые запасы страны, но и авторитет России на межправительственных переговорах.
Непродление Соглашения между Правительством РФ и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских ресурсов от 21 февраля 1998 года – еще один шаг на пути интенсификации российско-японских переговоров по вопросу борьбы с браконьерством. Кстати, вторая часть этого Соглашения с координатами японского промысла в территориальном море РФ на южных Курилах до сих пор скрывается от российской общественности. Дело в том, что Борис Немцов в свое время подписал соглашение с японской стороной, которое разрешает вести японским судам промысел в районе Южных Курил, Шикотана, малой Курильской гряды – на законных основаниях. Сегодня японцы осваивают там около 4 тыс. тонн разной рыбы. Я полагаю, что подобную практику необходимо прекратить.
В конце концов, необходимо оказать противодействие позициям Японии в рамках международных организаций по сохранению и управлению МБР, например, в рамках Международной Китобойной Комиссии (МКК) против японского промысла китов в открытом море и т. п. Ведь японцы, несмотря на полный запрет, продолжают бить китов. Россия же в этом вопросе занимает нейтральную позицию. Мы должны просто перестать их поддерживать. Этих мер вполне достаточно для интенсификации переговоров с Японией с целью прекращения незаконных поставок браконьерских уловов из России. Сегодня, чтобы действительно разрешить вопрос с браконьерским промыслом, необходимо поднять его на самый высокий – государственный уровень. А именно: решать его на уровне правительств двух стран, создать межправительственную комиссию. До тех пор пока японцы будут принимать нашу браконьерскую продукцию (а им это выгодно), наши собственные меры по охране водных биоресурсов эффекта не принесут. Безусловно, мы тоже не должны сидеть сложа руки. Надо внести дополнения и изменения в Уголовный Кодекс РФ с целью ужесточения наказания за браконьерство, в Административный кодекс. Ведь сегодня те штрафы, которые платят наши браконьеры, просто смешны. Надо выработать механизм координации и взаимодействия федеральных служб в лице Минсельхоза или его подразделений с ФСБ, МВД РФ, с администрациями, с руководством прибрежных субъектов федерации по пресечению браконьерства непосредственно в районах промысла. Для этого надо усилить возможности наших пограничников – дать им дополнительный флот, воздушный транспорт. При этом надо совершенствовать систему мониторинга. Также нужно задействовать и экономические механизмы. В частности, принять решение об обязательном декларировании на территории РФ всей рыбопродукции, произведенной из водных биоресурсов, добытых в 200-мильной экономической зоне РФ. Все эти меры необходимо принимать на государственном уровне. Только вкупе они дадут положительный результат.
Однако пока в Японии будут принимать браконьерскую продукцию, а японские власти будут закрывать на это глаза, никакие меры, никакие переговоры, которые ведутся уже в течение шести лет на территории обеих стран, не дадут результата и приведут к тому, что мы через два-три года останемся ни с чем! Биотерроризм – так назвал Владимир Путин браконьерство. Думаю, что бороться с ним надо соответствующими жесткими методами. Проблема рационального использования и сохранения водных биоресурсов не просто общегосударственная, но международная, и решать ее нужно комплексно, во всех ветвях и на всех уровнях власти.
Председатель Ассоциации береговых рыбопромышленных предприятий Северных Курил Игорь КИМ:
- II Международный съезд работников рыбной промышленности дал нам возможность высказать, с одной стороны, свои пожелания, а с другой – опасения. Последние касаются не просто развития нашей отрасли, бизнеса, но существования Курильских территорий, богатства Курильских вод.
Ассоциация береговых рыбопромышленных предприятий Северных Курил включает в себя восемь рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. Все они ведут промысел водных биоресурсов в Северо-Курильской подзоне Сахалинской области, а также занимаются их переработкой на берегу.
Отмечу, сегодня Курилы живут только за счет рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли. Именно на Курильских островах сосредоточены основные объемы производства продукции, промышленные фонды, занято большинство трудоспособного населения. На Курилах рыбная отрасль – это одна из немногих отраслей, которая развивается и имеет перспективы. Растут уловы, отгрузка рыбопродукции, обновляется флот. Например, в 2005 году уловы рыбы составили 118, 69 тыс. тонн, а за 2006 – 121,5 тыс. тонн.
Если в прошлом году было произведено 142,4 тыс. тонн рыбопродукции, то в 2006 году – 153, 8 тыс. тонн. Рыбалка и рыбообработка – традиционные занятия, основа экономики и «хлеб» курильчан. От стабильного функционирования рыбохозяйственного комплекса, с которым связана жизнедеятельность значительной части населения островов, зависит развитие других отраслей экономики и социальной сферы.
Именно поэтому нас так беспокоят новые законодательные инициативы федеральных органов власти, которые, по сути, могут привести к тому, что северокурильские воды обнищают, а коренное население будет вынуждено покинуть эти районы. Этого допустить нельзя! Тем более что значимость проблем развития Курильских островов для России подтверждена президентом Владимиром Путиным в поручении от 11 мая 2005 года № 796, где говорится: «оперативное решение проблем социально-экономического развития Курильских островов – один из приоритетов в деле обеспечения внутриполитической стабильности и укрепления внешнеполитических позиций России». А в минувшем году президент подписал программу социально-экономического развития Курильских территорий, где основной акцент делается на развитие именно рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отрасли.
Последние же законодательные инициативы могут привести к прямо противоположному результату. В частности, Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 февраля 2007 года за номером 128 «Об определении типов рыбопромысловых судов, орудий и способов добычи водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства по районам промысла» был утвержден прилагаемый к Федеральному Закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» перечень типов рыбопромысловых судов в соответствии с пунктом 1 данного Приказа.
Данный Приказ позволит крупнотоннажному флоту в Северо-Курильском районе начать промышленное освоение кальмара и терпуга. Это, конечно, неплохо. Ведь наш флот, который ведет прибрежный промысел, осваивать вышеназванные объекты не может ввиду того, что они облавливаются только на свалах глубин. Однако именно ввод крупнотоннажного флота может привести к полному исчезновению существующей в том районе ресурсной базы, в том числе минтая и трески – основных объектов лова северокурильчан. И последствия ввода крупных судов в северо-курильские воды я не преувеличиваю. В 80-е годы там работало до 100 единиц крупнотоннажного флота. Результатом этой работы стало полное закрытие района.
Ресурс был истреблен! Лишь в 2003 году запасы были восстановлены, что подтвердили соответствующие научные исследования. С вводом крупнотоннажого флота история повторится. БАТМЫ и проч. при тралении будут поднимать всю питательную среду с грунта, на котором кормятся треска и минтай, и все это течением будет сносить в океан. Это, безусловно, приведет к тому, что имеющиеся сегодня в том районе запасы водных биоресурсов попросту исчезнут. А значит, исчезнет и работа для нас, для коренного населения, пострадает экономика региона.
Мы считаем, что сегодня необходимо запретить ввод крупнотоннажного и среднетоннажного флота (судов водоизмещением свыше 700 регистровых тонн) на промысел донных объектов в северокурильской подзоне.
При этом отмечу, что данная законодательная инициатива идет вразрез с законом «О рыболовстве», где четко определены понятия и принципы прибрежного рыболовства, базирующегося на учете интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Согласно ФЗ, им также должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения. Нанимать людей из Северо-Курильска для работы на крупнотоннажных судах никто не будет, да и данный тип судов вообще не будет заходить в порт г. Северо-Курильск за ненадобностью. Прибрежное рыболовство как отрасль потеряет свое значение, она просто перестанет существовать!
К сожалению, это не единственная проблема, с которой нам пришлось столкнуться. Вот уже на протяжении нескольких лет, благодаря все тем же законодательным инициативам, мы вынуждены создавать иллюзию освоения лимитов в нашей подзоне. А введение крупнотоннажного флота лишь усугубит ситуацию. Дело в том, что, несмотря на незначительные, с точки зрения цифр, прибрежные квоты, их освоение составляет не более 50%. Однако в том нет вины северокурильчан. При распределении лимитов большая их часть отходит компаниям, которые непосредственно базируются на острове Сахалин, что в 3-4 днях морского перехода от Северо-Курильска. Эти компании никогда не приходят в наши воды и не осваивают выделенный им ресурс. Они сначала выписывают себе эти квоты, чтобы получить право на выход в море согласно 498 приказу (от 15 октября 2004 года), а затем перепродают их нам втридорога! Мы же вынуждены их покупать. Иначе наши предприятия и флот будут простаивать, а три тысячи северокурильчан останутся без заработка и без возможности для дальнейшего существования. Да и потом, рано или поздно, при анализе в Росрыболовстве увидят, что по Северо-Курильской подзоне идет недоосвоение прибрежных лимитов, и их просто передадут в промквоты. От этого проиграют все.
Да, мы – территория Сахалинской области. Но необходимо учитывать не просто экономику наших предприятий, но и интересы населения, региона! Я считаю, что мы должны иметь приоритетное право на получение прибрежных лимитов в Северо-Курильской подзоне. Именно эта рыба кормит весь район, все население, «держит» Курильские острова.
Мы считаем, что любая законодательная инициатива, любое новшество должно быть целесообразным, продуманным, грамотным и, безусловно, учитывать интересы как власти, так и общества. Поэтому на съезде мы озвучим свои основные предложения, которые должны лечь в основу рационального использования биоресурсов. Во-первых, мы говорим о необходимости повторного изучения вопроса, связанного с введением в действие Приказа Минсельхоза от 22.02.2007 № 128 «Об определении типов рыбопромысловых судов, орудий и способов добычи водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства по районам промысла» и, по возможности, просим приостановить его. Во-вторых, сегодня нужно проанализировать ситуацию с реальным распределением и освоением лимитов в Северо-Курильской подзоне и принять меры, обеспечивающие приоритетное право северокурильчан на получение прибрежных квот в данном районе. Также мы предлагаем передать не менее 80% ОДУ донных пород рыб Северо-Курильского района (кроме кальмара и терпуга) береговым предприятиям Северо-Курильска, а 20% оставить для продолжения научно-исследовательских работ в этом районе.
Только таким образом мы сможем создать условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций к осуществлению проектов международного сотрудничества, развития совместного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
По общему признанию политиков, Курилы имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, обеспечивают безопасность восточных границ страны. Курильские воды необычайно богаты морскими ресурсами. Сегодня необходимо сохранить их, а по возможности, и приумножить!
Думается, что основная цель съезда – обсудить и настоятельно поставить перед всеми субъектами рыбохозяйственной деятельности вопросы совершенствования и использования механизмов регулирования водных биоресурсов и технологий управляемого лова на основе принципов устойчивого рыболовства – достигнута. Предложения рассмотрены, а решения приняты. Дело – за реализацией.