Екатерина Белая вспоминает, что начальником отдела был Федор Вэрнович Сакнэ, главным конструктором Борис Григорьевич Рудник, а одним из главных специалистов – Савва Ефимович Губарь. Это были авторы первых станков, заменявших ручной труд.
Отдел имел несколько групп, каждая из них разрабатывала по нескольку тем. Поле деятельности было обширным. Савва Ефимович Губарь, Николай Иванович Жилин, Леонид Михайлович Попов, Виктор Иванович Мейта, Александр Яковлевич Пупыкин, Юрий Федосеевич Паленко, Владимир Иванович Куприн, Анна Александровна Тончук, супруги Виктор Игнатьевич и Екатерина Федотовна Белые, Иван Яковлевич и Тамара Васильевна Залуговские одну за другой создавали машины для переработки крабов, рыбы, моллюсков и морских растений. Их линии и машины работали на судах и береговых комбинатах многих предприятий Дальрыбы.
Нельзя думать, что изобретатель прямо-таки витал в облаках и трудился, когда его осенит творческая мысль. Разработка проектов дело кропотливое, нужно постоянно помнить о ГОСТах, допусках, правильно оформлять чертежи. Как правило, на их проверку уходило очень много времени. Здесь помогало женское долготерпение. Кропотливо, по нескольку раз проводили проверку каждого проекта Алевтина Владимировна Ковалева, Марина Степановна Еремина, Мария Федоровна Боярская. Женщины несли в разработке рабочих проектов основную нагрузку. Великими труженицами были инженеры Анна Алексеевна Чистякова, Раиса Георгиевна Зайцова, Валентина Ивановна Пашукова, Любовь Моисеева, Татьяна Водбольская.
Екатерина Федотовна хорошо помнит мощную загрузку конструкторских организаций в период 1959-1969 гг, ставший звездным для дальневосточных конструкторов. До сих пор первенство по многим разработкам принадлежит их коллективу. Научно-исследовательские институты мира считали бы за счастье иметь таких инженеров.
Виктор Игнатьевич Белый после окончания в 1958 году факультета «Машины и аппараты пищевых производств» Дальрыбвтуза получил назначение в конструкторское бюро Управления китобойных флотилий. На следующий год КБ перевели в экспериментально-конструкторский отдел Дальгипрорыбпрома. Виктору Игнатьевичу поручили заниматься машинами для разделки рыбы.
Екатерина Федотовна закончила этот же факультет годом позже и тоже оказалась в Дальгипрорыбпроме. А вот профиль был другой.
Вначале Екатерина Федотовна по заданию начальника технического отдела Дальрыбы Доминика Доминиковича Шитько трудилась над агрегатом для переработки морской капусты. Доминик Шитько мечтал выпускать из морской капусты порошок типа агар-агара, а Екатерина Федотовна настаивала на методе шинковки. Она взяла в основу чертежи фуговочного деревообрабатывающего станка и разработала капусторезку производительностью 3 тонны в час. Промышленность, в частности, Южно-Сахалинский завод, за тридцать лет выпустила их более тысячи штук. Шинкованный «Салат из морской капусты по-приморски» неизменно присутствовал и продолжает демонстрироваться на выставках различного уровня. К выпуску разработанной Екатериной Федотовной машины подключились хабаровский «Продмаш», «Дальрыбтехцентр», и она пользуется спросом до сих пор.
В 1962 году была испытана опытная машина по срыву головогрудного панциря краба. Было очень много замечаний, родились новые идеи, появилась необходимость значительно усовершенствовать установку. Лишь на следующий год Екатерина Белая, Мария Еремина и один из слесарей-наладчиков вышли на старом краболове «Всеволод Сибирцев» в море, чтобы доработать в производственных условиях плод длительных мучений, машину для срывки панциря краба.
В те времена командировочные платили по такой системе – первые два месяца специалист получал 100-процентную оплату, а за следующие начисляли уже вдвое меньше. Да еще за питание высчитывали. Особо не засидишься. Привезли две машинки, устанавливали даже в штормовых условиях. Надо учесть и то, что ручной срыв панциря – труд тяжелый, хотелось быстрее его механизировать. Вера в детище конструкторов была настолько велика, что капитан-директор Федор Иванович Ветров без всяких колебаний разрешил пропустить через опытную установку всю доставленную добытчиками партию крабов. Вместе с крабами в лоток попало грузило, случилась поломка. Федор Иванович схватился за голову, сгоряча накричал на «чертовых экспериментаторов, из-за которых только неприятности в виде простоев, а ему план давать надо», и сидеть бы инженерам в ожидании новой детали, но помогли судовые умельцы. Они заварили и отшлифовали лопнувшую шейку приводного вала, испытания продолжились.
После трех месяцев доработок производственники плавзавода сняли на свой страх и риск все ручные приспособления и установили разработанные Дальгипрорыбпромом машинки уже под производственную нагрузку. В конце четвертого месяца испытаний, в последние дни перед приемкой ведущий конструктор Белая пила валерьянку, но Бог миловал, больше никаких казусов не происходило. Ветров взял свои слова обратно и снова приглашал ее на партсобрания и планерки для изучения производственных проблем.
Иван Яковлевич Залуговский, Валерий Николаевич Клягин и Александр Новокрещенов в это время занимались на других краболовах доводкой машин по разделке ходильных ног краба.
На следующий год установили по две машины на «Коряке», «Андрее Захарове». В дальнейшем оснастили ими другие плавбазы. На «Коряк» направили Екатерину Федотовну, Анну Алексеевну Чистякову и слесаря-наладчика. На «Андрее Захарове» установкой занимались Иван Залуговский, Валерий Клягин и слесарь Дмитриев. Приемные испытания состоялись на «Андрее Захарове», скоро конструкторы отправились домой, а Белая провела в море еще месяц, потому что ее включили в приемную комиссию линий обеих плавбаз.
Наконец, в 1965 году машины приняли. После доработок и устранения замечаний приемной комиссии чертежи передали на «Продмаш», в город Хабаровск для серийного производства техники. Так благополучно закончился еще один эпизод из трудовой биографии Екатерины Федотовны.
Наступил этап создания машин для обработки голов, тушек, ястыков икры лососевых видов рыб.
Идея механизации икорного производства не родилась сама по себе, об этом настойчиво просили сами производственники. В 1965 году технический отдел Дальрыбы направил руководителя конструкторской группы Екатерину Белую в Николаевск-на-Амуре на рыбоперерабатывающие цехи «Озерпах» и «Чныррах», где она должна была изучить методы ручной засолки ястыков икры и работу изготовленного местными умельцами обезвоживателя икры. Она вернулась с богатым материалом. Совместно с технологами: заведующим химической лабораторией Сахалинрыбпрома Юрием Ивановичем Корком, представителем ТИНРО Модестом Иосифовичем Комарницким, – сели за изучение привезенного.
Корк завел речь о том, как прекрасно было бы иметь автоматическую установку для посола икры. Хорошо бы, продолжал он, потолковать на эту тему с разными специалистами. С его подачи Екатерина Федотовна обращалась к профессору Игорю Владимировичу Кизеветтеру, познакомилась со многими учеными ТИНРО. А связи конструкторов с экономистами были налажены испокон веков. Работа началась. Проект, сначала просматривавшийся весьма смутно, все больше и больше отвечал предъявляемым требованиям.
Это заняло много лет работы. В принципе, правильней будет сказать так: машины непрерывно дорабатывались как на береговых предприятиях, так и на плавучих заводах. Для того чтобы не усложнять ход повествования, отойдем от хронологии и сначала расскажем о работе конструкторов на берегу, затем в море.
Первые образцы охладительной установки и обезвоживателя изготовили на Южно-Сахалинском заводе. Сначала создавали и доводили «до ума» линии для обработки ястыков, затем для разделки голов горбуши. Позднее дошел черед до механизированной обработки кукумарии, других моллюсков. С выпускавшим установки Южно-Сахалинским заводом сотрудничали долго, до 1990 года.
В испытаниях, а первое время они проходили в Корсакове, принимали участие заместитель главного инженера Сахалинрыбпроекта Милько, представитель центральной химической лаборатории г. Владивостока Зинаида Васильевна Рыжова и технолог лаборатории Сахалинрыбпроекта Галина Васильевна Москальцова. В тесном сотрудничестве добились посола кеты в циркулирующих тузлуках. Были одобрены принцип работы обезвоживателя, охладителя посольной машины. Образец устройства для пробивки ястыков, инспекционного стола изготовить не успели, появились трудности в изготовлении грохота и подбутарников. Из Владивостока работали Белая, А. Танчук и А. Чистякова. Комиссия приняла обезвоживатель, инспекционный стол и охладитель. Опытные образцы не демонтировали, они работали в производственном режиме в икорном цехе Корсакова очень долго, в течение 23 лет.
Действующий обезвоживатель икры образца 1967 года, думается, сохранился в икорном цехе Корсаковского рыбоперерабатывающего комбината до сих пор. Во всяком случае, доподлинно известно, что еще лет пять назад его берегли пуще глаза, над ним тряслись, в почете был и обслуживающий персонал. В 1990 году Екатерина Федотовна испытывала в Корсакове машину для разделки горбуши и тоже видела, с какой бережностью относились работницы к агрегатам икорного цеха, которые очень облегчали их труд. Например, если отделение тузлука после посола икры делается в лозовых корзинках и длится более 7 часов, что увеличивает вероятность обсеменения микробами и вязкость продукта, то центрифуга избавляет икру от тузлука в течение 15-20 минут. После этого икра подается на инспекцию, где она освобождалась от так называемых «лопанцев» и остатков пленки, затем смешивалась с антисептиками, упаковывалась в бочонки и отправлялась на хранение в холодильники.
На создание охладителя ястыков, машин для их пробивки, обезвоживания икры и ее инспекции, тузлучной станции ушло 10 лет. Каждый год рождались новые машины, они совершенствовались, получилась целая линия. В состав икорной линии доработки добавлялись ежегодно. К 1973 году Южно-Сахалинский завод поставил оборудование для рыбозавода поселка Охотское, этот завод находился в подчинении Корсаковского рыбокомбината. Испытания проходили кроме Корсакова и филиалов Корсаковского рыбокомбината еще и в Рыбновске.
Процесс разработки перерабатывающих линий на берегу шел спокойнее чем на судах, без излишней нервотрепки. Днем настраивали оборудование, вечером, когда поступал сырец, начиналась его обработка. Работали допоздна, порой часов до трех. Все делалось методично. Другое дело – плавзаводы, а ведь их было у Дальрыбы немало. Уже испытанную на берегу технику, а при необходимости, то прямо еще с пылу с жару, сырую устанавливали на судно, которое, как известно, подвержено качке, на нем совершенно другие перепады температуры, условия работы. Все это нужно было учитывать.
Конструкторы вносили много неудобств в напряженную жизнь плавучих заводов. Единственной плавбазой, где людям технической мысли радовались, был «Александр Обухов». Дело в том, что капитан-директор Евгений Константинович Розов обращал особое внимание на механизацию производства. Евгений Константинович, заместитель по производству Владимир Егоров, сменивший его молодой, энергичный Владимир Васильков, старший механик технологического оборудования Владимир Кожевников, механик Виталий Ракитский всегда поддерживали конструкторов. Они и сами много делали для внедрения нового и гордились тем, что именно «Александр Обухов» стал полигоном для испытаний новой техники по обработке ястыков икры лососевых пород рыб, минтая.