Заграница нам поможет?Член Совета ВАРПЭ, генеральный директор ОАО «Дальрыба» Вячеслав Москальцов ответил на вопросы главного редактора РИА Fishnews.ru, касающиеся отношений России и Японии в области рыболовства. |
- Наблюдается ли снижение спроса со стороны наших соседей по АТР на браконьерскую продукцию российского происхождения? По Вашему мнению, каковы ее объемы на текущий момент?
- Давайте начнем со второй части вопроса. Браконьеры не стремятся афишировать результаты своей деятельности. Некоторое представление о незаконных, нерегулируемых и неучтенных (ННН) уловах и их вывозе в страны АТР может дать сравнение импортной статистики морепродуктов Японии, Республики Корея, КНР и США с данными Росстата об уловах на российском Дальнем Востоке. Из сравнения видно, что из перечисленных стран наиболее привлекательным для браконьеров является рынок Японии.
Японский импорт рыбы и морепродуктов из РФ в 2008 г. составил около 200 тыс. т. Среди основных объектов: нерка – 22 тыс. тонн, икра минтая – 20 тыс. тонн, морской еж – 12 тыс. тонн, креветки – 8 тыс. тонн, палтусы – 6 тыс. тонн. Однако, основным объектом ввоза остается краб, которого ввезено более 55 тыс. тонн, в живом, свежем и охлажденном виде (ЖСО) и мороженом видах.
Некоторые виды включают в себя и ННН-уловы и продукцию из них, так как объемы импорта превышают зарегистрированный улов в РФ. Основные виды в ННН уловах – это серый морской еж и крабы.
Особенности 2008 года по сравнению с прошлым годом заключаются в следующем.
Объемы ННН-уловов крабов и незаконного вывоза за рубеж, достигнув максимального значения в 2006 г. – 121 500 тонн, снижаются, но все же остаются на относительно высоком уровне: 2008 г. – 77 350 тонн, хотя сокращение значительное – 32% (2007 г. – 5,2%). При этом все четыре страны сократили ввоз уловов крабов из РФ от 10 до 50%.
Особую озабоченность вызывают объемы вывезенного краба в ЖСО виде – 42 000 тонн (2007 г. – 52 446 тонн), на вывоз которого из ИЭЗ РФ, после введения статей 16 и 41 в Правила рыболовства с марта 2007 г., действует запрет.
Япония по объемам ввоза ННН-уловов крабов остается на первом месте – до 75% от уловов. В последние годы уменьшились ввозимые объемы этих уловов, но, тем не менее, эти объемы превышают и ОДУ и отчетный вылов в 2008 г. в несколько раз.
На мой взгляд, главная причина снижения ввоза – это сокращение запасов камчатского краба до катастрофического уровня (в 1995 г. промышленная квота составляла 32 000 тонн, в 2008 – 0), а также усиление контроля за выловом ВБР Региональным пограничным управлением ФСБ России по ДВФО.
С другой стороны, именно географическая близость японских портов, относительно высокие сдаточные цены и легкость оформления браконьерской продукции в портах являются питательной средой ННН-уловов крабов. Пока существуют упомянутые факторы, будет существовать и нелегальный промысел.
А спрос на браконьерскую продукцию был, есть и будет. Тем более что в Японии большие традиции потребления крабов и потребителя не интересует, добыты ли они легально. И наша задача – добиться, чтобы японские рыбопромышленники провели четкую грань между браконьерской продукцией и легальными поставками.
- Каких мер контроля недостаточно для предотвращения браконьерского промысла? Угроза лишения квот на добычу ВБР – это новая мера, введенная поправками в ФЗ N 166. Насколько она будет эффективна, на Ваш взгляд? Может быть, стоит ужесточить меры уголовного наказания для нарушителей?
- Нет сомнения в том, что постановление Правительства РФ об обязательном ввозе с 1 января 2009 г. всей добытой рыбы и выработанной продукции в ИЭЗ РФ в порты России, позволит провести четкое разделение между легальными и ННН-уловами, а также поставит дополнительный барьер браконьерству, но, к сожалению, полностью не искоренит его. Теперь стране, которая принимает ННН-уловы, будет трудно ссылаться на различные «Порт Клиренсы» или «Грузовые таможенные декларации» других стран, кроме России – страны происхождения продукции. Предстоит еще долгая, кропотливая дипломатическая работа со странами, которые принимают ННН-уловы, чтобы это постановление заработало.
Также стоит только приветствовать поправки в ФЗ – меры с угрозами лишения квот на добычу ВБР для предотвращения браконьерского промысла, но эта репрессия направлена только на «серых» браконьеров, которые совмещают легальный промысел и браконьерский промысел. Для «черных» браконьеров эти поправки ничем не угрожают.
Если говорить об усилении мер уголовного наказания для нарушителей, думаю, что в этом нет необходимости: могут пострадать невиновные. Более рационально бороться с браконьерством экономическими методами. Следует создавать такие условия, чтобы заниматься браконьерством было невыгодно. Имеющихся правил и мер достаточно. Если представить, что реально будут работать статьи 16 и 41 Правил рыболовства о запрете вывоза из ИЭЗ РФ крабов в живом, свежем и охлажденном виде (ЖСО), вся продукция из ИЭЗ будет завозиться в российские порты по постановлению правительства, что будет заключено и выполняться соглашение с Японией и странами АТР «О предотвращении незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла морских живых ресурсов в северо-западной части Тихого океана, а также о запрете ввоза продукции из ННН уловов на территории этих стран», то проблема ННН-уловов исчезнет.
- Существуют межправительственные договоренности об обмене информацией, подтверждающей или опровергающей легальность происхождения уловов, поставляемых в порты наших дальневосточных соседей. Какова их эффективность? В каком направлении их необходимо развивать?
- Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству в рамках имеющихся межправительственных Соглашений в области рыболовства уже давно ведут работу по предотвращению ННН-уловов и незаконного их ввоза в Японию, КНР и Республику Корея. Например, с Японией с 2002 г. такая работа ведется. Создано подобие двухсторонней консультативной комиссии из экспертов России и Японии по контролю, которая взаимодействует на постоянной основе, а также собирается примерно два раза в год. Однако видимых результатов работы и эффективности такой комиссии не наблюдается. Острота проблемы ННН-уловов не снижается. Судя по всему, комиссия «переливает из пустого в порожнее».
Например, по официальным данным, за 3 месяца в Дальневосточном бассейне РФ выловлено всех видов крабов 2 073 тонн. За этот же период, по данным Минфина Японии, страна импортировала из России различных видов крабов в ЖСО виде – 3 734 тонн и 3 020 тонн в мороженом виде – всего 6 754 тонн, или в весе улова – 8 767 тонн, т.е. наблюдается превышение зарегистрированного улова в четыре с лишним раза. Это показывает настоятельную необходимость заключения соглашения с Японией об ННН-уловах.
- Возможно ли ожидать, что японская сторона пойдет на встречу России в вопросах борьбы с браконьерством, сохранения ресурсной базы?
- Можно с улыбкой относиться к лозунгу «Заграница нам поможет», однако мы бы приветствовали любые шаги и меры с японской стороны, которые бы способствовали сохранению ВБР в северо-западной части Тихого океана и их рациональному использованию.
Конечно, главное – это необходимость подготовки и заключения межправительственного российско-японского Соглашения о предотвращении незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла морских живых ресурсов в северо-западной части Тихого океана, а также о запрете ввоза продукции из ННН-уловов на территории обеих стран.
Мы считаем крайне важным участие японской стороны в развитии сети предприятий по глубокой переработке водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации в форме вложения инвестиций, предоставлении современных технологий, поставок машин и оборудования.
Также необходимо сотрудничество с японской стороной по созданию на территории РФ оптового рынка рыбной продукции, включая строительство и оборудование соответствующей инфраструктуры и создание консорциума банков с участием японского и российского капитала для финансирования развития рыбной промышленности РФ, в том числе для финансирования реализации крупных проектов, закупки машин и оборудования в Японии, а также поставок рыбной продукции в Японию.