Летом встретить Новый год? Это на Камчатке!Камчатка славится не только своим ценнейшим диким лососем. Зажигательные танцы аборигенов полуострова, великолепные работы камчатских мастеров, захватывающие ритуалы коренных народов – эти «изюминки» тоже могут способствовать экономическому процветанию Камчатки и её жителей. |
Именно этому был посвящён проходивший 24 сентября в краевой научной библиотеке «круглый стол». Организаторы праздников аборигенов, представители национальных ансамблей обсуждали, как сделать национальный обрядовый праздник объектом этнографического туризма.
Сейчас на полуострове три основных праздника – «Алхалалалай», «Хололо» и эвенский Новый год.
Каждый из них имеет непростую историю. К примеру, ительменский «Алхалалалай» начал возрождаться в Ковране 23 года назад. Первый раз его праздновали в ноябре в холод и под мокрым снегом. Но когда сгорел клуб и негде стало собирать людей, его празднование постепенно переместилось на сентябрь. Причём организаторы, как рассказал президент Совета ительменов Камчатки Олег Запороцкий, специально уходили из-под эгиды чиновников от культуры, чтобы сохранить народность праздника. И всё равно удавалось вертолётами завозить в Ковран желающих побывать на празднике, а его программа постепенно обрастала различными конкурсами (к примеру, по разделке нерпы или обработке лосося). А танцевальный марафон стал его визитной карточкой и привлекает аборигенов даже из Ямала или Чукотки.
Но добраться в Ковран, особенно сейчас, — дело нелёгкое и затратное. Поэтому «Алхалалалай» стали проводить и в Сосновке, поближе к Петропавловску.
Эвенский Новый год младше «Алхалалалая» на год. О нём вспомнили, когда на полуострове стали возрождать национальные традиции. Но только 8 лет назад благодаря научным публикациям его организаторы узнали об обрядах якутских эвенов, и с 2002 года в Анавгае праздник проводится по этим историческим датам — 21-22 июня. А ещё есть праздник первой рыбы, фестиваль дикоросов, День аборигена — они тоже представляют интерес для туристов.
Для аборигенов Камчатки подобные праздники и связанные с ними обряды – это своеобразное духовное лекарство, затрагивающее глубины подсознания, позволяющее слиться с природой, ощутить связь людей и времён года, обрести силы духовные и телесные. Обряды позволяли установить определённые отношения между членами родовых общин, давали импульс развитию культуры и ремёсел. Замечательно, что сейчас они возрождаются, а вместе с ними к людям Камчатки возвращаются традиционные знания.
Но для туристов важен не столько общественный и религиозный аспект обрядов, а их зрелищность. Однако наши праздники особым разнообразием (по крайней мере, сейчас) не отличаются. К примеру, практически на каждом из них проводится обряд очищения. Но ведь чуть не в каждой родовой общине есть свои обряды и ритуалы, достойные стать «изюминкой» любого праздника, придать ему самобытность и узнаваемость.
Правда, в погоне за туристами и зрелищностью можно принести в жертву историю. Уже сейчас на корякских праздниках исполняют ительменские обряды, ритуалы проводятся в несоответствующей обстановке или не соблюдаются установленные издавна правила. Например, «Алхалалалай» был не просто весёлым праздником — он подводил итоги года. И только те, кто хорошо поработал летом, у кого полные «закрома» юколы и жира, могли веселиться до упаду. Сейчас этого — главного — условия национального праздника нет.
Тут может пригодиться опыт аборигенов с другого берега Тихого океана — как и историю сохранить, и туристов привлечь. Как рассказала приглашённая на заседание «круглого стола» международный эксперт Марта Мэдсон, когда-то на Аляске существовала развитая система торговли и взаимосвязей среди народов, её населявших. С приходом «белых» людей она была нарушена, однако потребность в общении осталась. И в последнее время раз в два года на Аляске устраивается праздник аборигенов. Здесь не только проводятся мероприятия для самых «северных индейцев» – к примеру, языковые занятия, установление предков и родственников, сдав анализ ДНК.
Но есть «завлекаловка» и для туристов. Им учёные рассказывают о культуре аборигенов, которую можно наглядно увидеть на ярмарке ремёсел или в танцах коренных народов. Такие праздники успешны в том числе и потому, что предсказуемы – план мероприятий известен заранее, размещён на сайте. И тамошние турфирмы, в отличие от камчатских, знают, что они могут предложить туристам. Иностранцы, приезжающие на такие праздники, ожидают увидеть определённую степень комфорта. А наш полуостров пока этим не блещет, и для многих камчатский «комфорт» может стать настоящим шоком.
Станет ли национальный обрядовый праздник камчатских народов объектом этнографического туризма, во многом зависит от того, сколько на это потрачено денег. Но немало могут для его продвижения как «товара» для привлечения туристов сделать и сами организаторы праздников коренных народов полуострова. В этом им помогут практические рекомендации, выработанные на «круглом столе».