Ольга Андреевна Овчеренко: "Оплот жизни— семья"Меня всегда восхищали женщины, которым удивительным образом удавалось сочетать карьеру и быт. Как одновременно быть отличным специалистом и уделять время воспитанию детей, содержанию дома? С одной из таких женщин мы и поговорили о жизни, о работе в канун Международного женского дня. |
Знакомьтесь: Ольга Андреевна Овчеренко. Работает в Камчатрыбпроме уже 30 лет. А ещё она замечательная жена, мама и бабушка.
Работа с настроением
– Ольга Андреевна, за 30 лет никогда не хотелось поменять поле деятельности?
– Никогда, и это точно. Я работаю на предприятии с 19 лет. В 60-е на Камчатке стали проводить слёты рыбаков, где люди делились профессиональным опытом, выбирали лучшие экипажи и капитанов. На один из слётов понадобились стенографистки, а я тогда как раз окончила обучение и получила диплом по специальности «секретарь-машинистка». Отработала на слёте, а затем меня пригласили в Камчатрыбпром, где я была сначала машинисткой, потом перешла в отдел кадров, затем стала личным секретарём руководителя, бухгалтером по ценным бумагам. Так что Камчатрыбпром – вся моя жизнь.
– Как устраивались в коллективе, входили в курс дел? Тяжело было?
– С одной стороны, нагрузка, конечно, серьёзная: Камчатрыбпром в те годы был огромным производственным объединением, одна административная часть – 459 человек, а также работники рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий, флота. К нам направляли людей со всего Союза. И каждого нужно принять, распределить, устроить на новом месте. С береговых предприятий присылали и привозили много отчётов, которые нужно было регистрировать и обрабатывать. С другой стороны, всё это давалось нетрудно, всё как-то само собой получалось.
В Камчатрыбпроме меня хорошо приняли с первого дня, всегда помогали, подсказывали, если у меня возникали какие-то трудности. По сути, здесь меня взрастили.
– У вас непростая работа. Нужно находиться в постоянном контакте с людьми, а это требует много сил…
– Да, нельзя позволить себе, например, нагрубить человеку. Наоборот, ты должна создавать настроение себе и другим. Я наблюдаю, как разговаривают с посетителями сотрудники некоторых государственных учреждений — могут оскорбить или резко отказать. А нужно уметь выслушивать людей, чувствовать их настрой.
Когда Камчатрыбпром был, по сути, главным предприятием Камчатки, через приёмную проходило много людей — работники береговых предприятий, рыбаки. Каждый со своим вопросом, настроением. Если чувствовала, что человек на взводе, старалась сгладить конфликт. Но у нас не бывало и не бывает серьёзных разногласий или споров. Всё-таки работаем вместе не один десяток лет, все друг друга знаем.
— У вас напряжённый рабочий график?
— Сейчас с 9 утра до 6 вечера. В 70-е, 80-е мы начинали в 8 утра и заканчивали в 8 вечера, приходили в субботу и воскресенье, когда велись переговоры с судами, находившимися на промысле.
— Как же дом? Получается, на него оставалось не так много времени.
— Муж у меня тогда работал в БОРе и бывал в длительных рейсах, так что помощника не было. С утра отводила дочь в школу, сына — в детский сад, затем ехала на работу, вечером детей забирала – и домой. Время находилось и на домашние заботы, и на воспитание, и на работу, и даже на учёбу. Между делом в 1981 году окончила заочное отделение Камчатского морского рыбопромышленного техникума по специальности «бухгалтер».
Мы с мужем живём вместе 29 лет, у нас двое детей — дочь и сын, оба уже взрослые. Дочка – юрист, организовала свою фирму, замужем, три года назад подарила нам замечательную внучку. А сын учится на 3-м курсе КамчатГТУ, до этого окончил с отличием лицей № 46. Он уже 10 лет профессионально занимается танцами в ансамбле «Кантилена».
— А с мужем вы познакомились на работе?
— Мой будущий муж хоть и работал в БОРе, жил на Камчатке, но познакомились мы с ним не здесь, а в Болгарии, когда отдыхали по туристической путёвке. В тот год руководство предприятий решило отправить большую делегацию камчатских, приморских и сахалинских рыбаков в эту солнечную страну.
Через три месяца по возвращении оттуда мы поженились. А вскоре у нас родилась дочь.
Конечно, когда муж уходил в рейсы, ждала и скучала. Но домашние заботы не давали долго тосковать. Муж через каждые 10 дней мне звонил, рассказывал, как у него дела. Кстати, мы до сих пор ежедневно созваниваемся, хотя супруг уже давно оставил моря, но так у нас заведено. Помню, как в первые годы совместной жизни я ходила на причал встречать его из рейса. А потом он сказал: «Не нужно, лучше дома стол накрывай!». Ведь никогда не знаешь, сколько судно будет швартоваться, когда команда сойдёт на берег.
— Наверняка, не раз приходилось волноваться за него?
— Конечно. Однажды, например, его рейс затянулся на 11 месяцев. Мы здесь, а они в море. И каждый раз нам говорили: «Скоро придут». Но возвращение по разным причинам откладывалось. А был случай, когда муж на транспортнике перевозил динамит до Анадыря. Судно небольшое, а в море штормы. Вот и думаешь: мало ли что? Тогда всё обошлось, они благополучно дошли до порта сквозь непогоду.
— На ваш взгляд, кто в семье главный?
— Мужчина. Я не приветствую, когда женщины говорят детям, что папа что-то не так сделал, что он не такой успешный, как их знакомый или сосед. Дети должны уважать отца, каким бы он ни был. Ещё лучше, когда глава семьи на деле доказывает, что он авторитет в доме, что на него можно положиться. Вот я за мужем — как за каменной стеной, он всегда и во всём меня поддерживает. Был моей опорой в самые трудные моменты, когда из жизни ушли мои брат, папа и мама. Мне кажется, женщина, даже если она сильная, должна позволять мужчине оберегать её. И не нужно ставить своей целью перевоспитание мужчины.
— То есть вы противник такого подхода?
— Мой муж иногда говорит детям: «Ваша мама меня перевоспитала», — смеётся Ольга Андреевна. — Я думаю, всё должно происходить естественно, не нужно ломать человека. Главное — жить, уважая друг друга. Меня этому мама учила, они с папой были вместе 49 лет. У родителей мужа тоже замечательная семья. Взаимное уважение и терпение — вот основа счастливой семьи.
— В вашей семье есть какие-то свои внутренние правила?
— Да, у нас принято разделение обязанностей. Например, младший сын всегда оплачивает квартирные счета, покупает хлеб. Уборка — на мне, когда все остальные заняты, но обычно её делают сын или муж. Я очень люблю готовить, особенно блюда среднеазиатской кухни. Дело в том, что когда я была маленькая, мы какое-то время жили в Казахстане. Я наблюдала и запоминала, что и как готовит мама. Интересно, что готовить она научила и троих моих братьев. Родители воспитали нас самостоятельными людьми, научили работать, и это очень помогло в жизни.
Хоккей вместо сериалов
— Вы выросли в окружении мужчин, всё-таки три брата. На вас это как-то повлияло — на привычки, например?
— Да, я легко могу выполнить мужскую работу — например, гвоздь забить, починить что-либо. Для меня это не проблема. А ещё мальчишки меня к спорту приучили. Рядом с нашим домом было небольшое болотце, которое замерзало зимой. Мы на нём играли в хоккей, я стояла на воротах. И до сих пор мне интереснее смотреть соревнования, нежели какие-нибудь сериалы. У нас семья болельщиков, в доме постоянно работает канал «Спорт».
— За событиями олимпиады в Ванкувере следили?
— Обязательно, иногда с сыном просыпались в 4-5 утра, чтобы посмотреть прямые эфиры. Жалко, конечно, что российская сборная нередко оказывалась без медалей. Вот переживали за наших хоккеистов. Матч с канадцами был очень сложным, но ребята, надо отдать им должное, всё-таки сделали, что могли. Они боролись.
Но больше всего мне нравится фигурное катание — и особенно танцы на льду. В Ванкувере в этих видах мы хорошо выступили, что бы там ни говорили.
— А кроме спорта какие семейные увлечения?
— Мы все читаем. Я предпочитаю исторические романы, муж с сыном — фантастику. Ещё есть дача, на которой мы работаем и отдыхаем все вместе.
— И вы, и ваш муж воспитывались в больших и дружных семьях, у вас много родственников. Вы с ними поддерживаете связь, стараетесь сохранить какие-то традиции?
— Со всеми, кто на Камчатке – постоянно общаемся, живём дружно. К сожалению, некоторые родственники на материке, так что с ними общение затруднено – переписываемся, перезваниваемся, но когда появляется возможность, обязательно встречаемся. В прошлом году я съездила к старшему брату в Благовещенск. Он военный в отставке, дослужился до подполковника. Когда ушёл из армии, принял сан, сейчас священник. У него прекрасная жена, два замечательных сына. Старший стал монахом, младший живёт в миру. С братом мы не виделись 8 лет, конечно, было о чём поговорить, что вспомнить. Он, кстати, начал составлять «семейное древо». Так что его можно назвать главным хранителем традиций наших семей.
В этом году маме мужа исполнится 85 лет, собираемся отправиться в Санкт-Петербург к ней на день рождения всей семьёй.
Я считаю, что в жизни человека есть один оплот — его семья, которая всегда поможет и поддержит, что бы ни происходило.