Приморье - главный перевалочный пункт рыбы на Дальнем ВостокеПродление в конце прошлого года сроков прохождения обязательного ветеринарно-санитарного обследования для российских предприятий, намеревающихся вести экспорт либо импорт рыбы и морепродуктов, позволило многим компаниям вздохнуть с облегчением. Между тем, до 1 июня 2010 г. остается чуть более двух месяцев, но похоже, что об этом помнят не все, и начало лета для некоторых ознаменуется неприятным сюрпризом. О том, в какой стадии находится аттестация работающих на экспорт приморских рыбодобывающих компаний и какие меры принимаются по защите внутреннего рынка от некачественной рыбопродукции, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал исполняющий обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю Сергей Дымов. |
- Сергей Александрович, как обстоят дела с прохождением обследования у приморских компаний?
- Начнем с того, что Управлением 22 декабря 2009 г. был издан приказ № 538 «Об организации ветеринарного надзора за ввозом, переработкой, реализацией импортных гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, вывозом с территории Российской Федерации гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции», которым утвержден порядок ветеринарно-санитарного обследования морских судов и рыбоперерабатывающих предприятий, а также определен минимальный перечень документов, требующихся для обследования. Помимо этого, мы разработали методические рекомендации по проведению ветеринарно-санитарного обследования хозяйствующих субъектов, осуществляющих ввоз, переработку, хранение, перевозку, реализацию импортных гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, их вывоз с территории Российской Федерации, на соответствие требованиям законодательств стран-получателей продукции.. В 2009 г. в адрес рыбоперерабатывающих и рыбодобывающих компаний мы направили около 250 информационных писем о порядке прохождения процедуры обследования. С участниками ВЭД велась разъяснительная работа, в том числе совещания о порядке проведения ветсанобследования.
По состоянию на 12 марта текущего года от хозяйствующих субъектов подано 206 заявлений о прохождении этой процедуры, это 272 объекта, проведено 194 обследования. Почему только 194? Дело в том, что многие фирмы, которые занимаются экспортно-импортными операциями с рыбой, с морепродуктами и продукцией из них полученной, как правило, имеют по несколько судов. Многие пароходы находятся на промысле, и компании ориентируют нас на те сроки, когда суда будут у берега, и их можно будет обследовать. Понятно, что траулеру в первую очередь нужно находиться в море и продолжать промысел, но как только он будет здесь, наша служба досмотрит его и сделает выводы.
По результатам обследований нами уже направлено 157 материалов, из них 142 предприятия размещены в перечне на сайте Россельхознадзора и имеют право работать на экспорт. За этот период отказано на основании несоответствия требованиям, как правило, по причине не соблюдения элементарных ветеринарных норм и антисанитарии, 8 субъектам, еще 24 организации получили отказ, поскольку предоставили неполный пакет документов. По закону максимальный срок рассмотрения заявки – 30 дней, но наши специалисты стараются сократить его, и фактически обследование занимает около 25 дней. Ветсанобследование – это единовременная процедура, которая может проводиться повторно при проверке по устранению ранее обнаруженных при обследовании несоответствий веттребованиям. Допустим, со стороны иностранных государств поступят сведения о нарушениях ветеринарного законодательства, это будет являться основанием для организации повторной проверки данного поставщика с целью выявления причин нарушений.
Основные сложности у наших специалистов возникают с тем, что как говорится в пословице: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Люди вдруг вспоминают о том, что близится время, когда этот приказ вступит в силу, начинают лихорадочно думать о том, как бы все эти процедуры пройти совершенно не подготовившись. Всплеск активности участников ВЭД наблюдался в октябре-ноябре 2009 г., когда подходил к концу установленный Россельхознадзором срок обследования. Затем этот период был продлен до 1 июня 2010 г. и снова все застопорилось. Тянут до последнего, все им некогда, хотя сколько уже времени прошло – год на подготовку дан. И то, я могу сказать, что еще не все подготовились, не все подали заявки, и я уверен, найдутся такие, кто скажет: «А мы не знали, помогите нам!»
- А сколько времени это занимает? Какой срок требуется предприятию, чтобы собрать пакет документов и пригласить проверку?
- В зависимости от того, что это за предприятие. Если это добывающая компания, она владеет квотами и флотом, является работодателем для многих рыбаков, ей в принципе и готовиться особо не нужно, потому что все документы, необходимые для включения в реестр предприятий, прошедших процедуру обследования, у нее уже есть. Без них она не сможет работать и в обычном режиме. Так что проволочки в основном касаются предприятий-перепродавцов рыбопродукции, у которых по тем или иным причинам отсутствуют документы на склад, на холодильники, отсутствуют договоры, на основании которых они эту рыбу будут приобретать, то есть подтвердить ее происхождение они не могут. А если непонятно, откуда рыба взялась, то у государственной службы нет резона ручаться в том, что она будет безопасна и приемлема для иностранных потребителей.
Сейчас, по мере приближения 1 июня, участники ВЭД снова стали понемногу активизироваться, но все-таки этот процесс протекает в вялотекущем режиме. Вот несколько цифр для информации. У нас в крае только 500-600 судов рыбопромыслового флота, подлежащих обследованию, и это не считая холодильников, сухих складов и береговых предприятий. И в связи с ограниченным сроком прохождения этой процедуры, позиция владельцев предприятий, которые не обращаются, нам не понятна. Время подготовиться было, информация дана, сотрудники работают уже в течение года, выезжают в командировки даже в отдаленные районы. Я думаю что, те, кто хотел, в большинстве своем уже проверились. Сейчас пойдут те фирмы, которые задумаются об этом, как только приказ вступит в действие и они столкнутся с проблемами на границе. Но такое отношение к своей работе просто несерьезно. Бегать мы ни за кем не собираемся.
- Помимо аттестации предприятий-экспортеров как в настоящее время осуществляется контроль качества и безопасности при экспорте продукции морского промысла, добытой российскими рыбопромысловыми судами?
- Согласно постановлению Правительства РФ № 184 на проведение всех видов государственного контроля при оформлении рыбопродукции отводится 3 часа. Вместе с тем это постановление ни в коей мере не отменяет функции государственного контроля за безопасностью выловленной рыбопродукции. Поэтому мы предложили рыбодобывающим компаниям подавать документы на оформление рыбопродукции заранее, еще до прихода судна в порт. И сейчас, уже можно констатировать, сложилась довольно эффективная практика, когда рыбодобывающие суда и их продукция, необходимый для экспорта ветеринарный сертификат формы «5i», оформляются Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю заблаговременно, за пару дней до захода судна в российские порты. Наши специалисты, ветеринары и контролеры, на борт судна даже не поднимаются.
Такие результаты достигнуты за счет создания нашим управлением электронной базы данных «Эпизоотическое состояние Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», в которой собрана вся информация о благополучии в ветеринарно-санитарном отношении районов промысла Дальнего Востока. Информация в базе постоянно обновляется за счет мониторинговых исследований отобранных проб с оформляемых партий рыбопродукции. Формируются группы образцов, которые при доставке продукции на берег сдаются в нашу межобластную лабораторию, которая проводит исследования. И мы уже смотрим, в каком районе какая продукция: качество рыбы, содержание в ней тяжелых металлов, заражения гельминтами и т.д. Мониторинг ведется постоянно: по сезонам, по видам продукции и по районам промысла.
- Кто сейчас основные импортеры российской рыбы?
- По статистике оформления ветеринарных документов, до настоящего времени основные рыбные потоки отправлялись в Южную Корею, конкретно в Пусан. Там они оседали на складах, партии переформировывались, в основном это касается минтая путины «А» и «Б». Затем эта рыба шла либо в Китай, либо в Америку, либо в Европу. Сейчас логистика немножко меняется, судя по заявкам бизнесменов, которые пишут в какую страну они отправляют товар, сейчас часть продукции переориентировалась на Китай. Опять же речь идет о минтае. Стали китайцы брать и красную рыбу. Раньше это в меньших количествах наблюдалось, сейчас объемы возросли – заинтересовались наши соседи дальневосточным лососем. Поэтому сейчас поток идет на Циндао, на Далянь, а не только на Пусан. Так что основными импортерами российской рыбной продукции продолжают оставаться страны Юго-Восточной Азии. По крабам свою лепту в потребление вносит и Америка – туда идет достаточное количество. Бывая в Америке, я сам видел на складах, сколько там краба нашего лежит – синего краба, камчатского, как промаркированного, так и без маркировки.
- Каким образом управление Россельхознадзора по Приморскому краю выстраивает взаимодействие с общественными объединениями рыбаков?
- Уже не первый год мы практикуем совместную работу с рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими и другими, занятыми в рыбной отрасли предприятиями. Как правило, она заключается в организации и проведении совместных встреч, собраний и «круглых столов» по самым различным темам. В основном вопросы касаются экспорта водных биоресурсов в страны Евросоюза и Юго-Восточной Азии, например, выдачи необходимых для экспорта ветеринарного сертификата формы 5i и сертификата здоровья. Хочу сказать, что встречам с рыбопромышленниками уделяется самое серьезное внимание. Как правило, в работе принимают участие либо руководитель управления, либо курирующие эти вопросы заместители. Пока недопониманий и нерешенных проблем у нас не возникло.
Кроме того, во исполнение указа Президента РФ в управлении Россельхознадзора по Приморскому краю создан совет по вопросам малого и среднего бизнеса, куда входят начальники контрольно-надзорных отделов, взаимодействующих с рыбаками. Его цель – облегчить жизнь предпринимателей: понять друг друга и дать возможность исполнять каждому свою работу наиболее легко и эффективно. Такие совещания у нас проходят периодически, по заявкам рыбопромышленников, фермеров, другими словами, организаций, которые имеют потребность обсудить тот или иной вопрос, возникающий в процессе их деятельности. Все поднятые вопросы мы стараемся доводить до самого конца и в пределах своих полномочий максимально идем навстречу и рыбакам и компаниям, которые занимаются реализацией рыбопродукции.
- Приморье остается главным перевалочным пунктом рыбы на Дальнем Востоке. С какими проблемами по контролю качества импортной рыбопродукции вы сталкиваетесь чаще всего?
- Если говорить об импорте, то конечно приморские порты являются основными пунктами пропуска продукции, которая завозится в нашу страну, в том числе и рыбы. Кроме того, в Приморье есть железнодорожный переход, позволяющий осуществлять перевозки грузов с территории КНР на территорию Российской Федерации. Ближайший аналогичный пункт находится в Забайкалье, поэтому если говорить об объеме коммерческих перевозках на Дальнем Востоке, то это только Приморский край.
В большинстве импортная рыбопродукция отгружается из провинций Китая, Вьетнама и других страна Юго-Восточной Азии. Какая рыба здесь идет? В основном уже переработанная: из Китая в больших количествах поступает филе – минтая, хека, трески, выпущенное на китайских или южнокорейских предприятиях. Потом эта продукция убывает в европейскую часть России. В этот год сайры много завозим, наши рыбаки ее недоловили, не хватает рыбы для консервного производства. Поэтому мороженую сайру везут из Японии.
Раньше, пока было разрешено, импортировали филе пангасиуса, он занимал определенную нишу у наших потребителей. Я кстати был на заводах по выпуску этой продукции и мне показывали процесс ее производства. Рыбу там вылавливают, помещают в баржи, везут на завод, перерабатывают, делают филе и тут же замораживают. Это продукция первичной заморозки, свежая, хорошая и стоит она во Вьетнаме 1,3 доллара за килограмм – менее 45 рублей. А почем этот пангасиус у нас на рынке? От 150 рублей и выше. Понятно, что какие расходы падают на логистику, но в целом формирование цен остается неясным. Думаю, если эта рыба буде поступать в большем объеме, со временем ее стоимость стабилизируется – не все поставщики будут цену задирать. Сейчас этим заводам нужно аттестоваться и получить возможность везти ее сюда. Я считаю, что такая продукция должна стоить рублей 80.
- Некоторое время назад качество вьетнамского пангасиуса подверглось очень резкой критике.
- Качество разное бывает, потому что пангасиус пангасиусу рознь. Вообще индустрия выращивания пангасиуса во Вьетнаме очень мощная и правительство страны уделяет ей самое серьезное внимание. Там более 500 заводов по выращиванию и переработке пангасиуса: от маленьких до гигантских, в собственности которых имеется не только новейшее перерабатывающее оборудование, но и очень большие водоемы. То же самое касается и тилапии, которая обитает в смешанной воде. Конечно, при разведении рыбы в небольших закрытых водоемах, где есть высокая вероятность заражения болезнями, применяются антибиотики. Но в большинстве своем пангасиус получается по сути полудикий. Кроме того, у нас в лаборатории он в обязательном порядке проходит тест на наличие антибиотиков и если их содержание окажется повышенным, мы это обнаружим и не дадим разрешения на ввоз. По этим видам продукции мы всегда берем образцы для исследования и выпускаем ее на свободный рынок только после того, как получены отрицательные анализы на все виды добавок, антибиотиков, металлов и других примесей.
- Это касается и китайского филе минтая?
- Это касается всей импортной рыбопродукции. В том же филе сколько угодно добавок, о них только ленивый не говорит, но те примеси, которые вы имеете ввиду, это полифосфаты. Они не ядовиты и у нас не запрещены, поэтому никаких противопоказаний по их применению в нашей стране не существует, опасности для здоровья человека они не представляют. У полифосфатов другая нацеленность – увеличение веса и объема продукции. Поэтому их наличие мы фиксируем, но каких-либо последствий это не влечет. Появится бумага проводить обследование на содержание полифосфатов – будем выявлять и фиксировать. А изменят СанПиН будем запрещать к ввозу полифосфатную продукцию.
- Поддерживаете ли вы контакты с зарубежными коллегами, и в каких направлениях они развиваются?
- Взаимодействие с ветеринарными службами других государств осуществляется на постоянной основе, а как иначе мы сможем обеспечить поставку в эти страны безопасной и качественной продукции, соблюсти международные обязательства нашей страны в области ветеринарии? За последние два года я был в командировках в Индонезии, Сингапуре, несколько раз в Китае, во Вьетнаме, Америке – фактически во всех странах, которые везут на Дальний Восток продукцию или вывозят ее отсюда. В составе совместной группы с Россельхознадзором мы вели переговоры, отрабатывали текст меморандума, который подразумевал основы взаимодействия между службами. У каждой страны своя специфика ветеринарного и санитарного контроля, но тем не менее почти со всеми ведомствами мы пришли к согласию и на уровне руководителей служб подписали меморандумы, в которых закреплены основы и порядок взаимодействия.
В этих меморандумах Российская Федерация в лице нашей службы гарантирует сертификатами, которые мы выписываем, качество рыбопродукции и ее соответствие всем нормам и стандартам той страны, куда она отправляется. Аналогичные обязательства берут на себя страны, с которыми подписаны меморандумы. Поэтому любое обнаружение некачественной продукции влечет за собой нотификацию – это прерогатива Россельхознадзора и МИД, если потребуется, – в адрес той организации, той службы, которая гарантировала качество, но не смогла его обеспечить. Это является основанием для принятия мер экономического характера – вплоть до запрета ввоза «скомпрометировавшего» себя товара с конкретного предприятия.
- А как насчет той рыбы, которая поступает в Приморье из других российских регионов? Ее качество как-то контролируется?
- Часть рыбопродукции, которая поступает с районов промысла (это Охотское, Берингово море, Японское море и северная часть Тихого океана), с территорий Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей направляется на экспорт, часть остается на внутреннем рынке – это Приморский край и другие регионы Российской Федерации. Как правило, поступающие партии рыбы здесь оседают на холодильниках. В любом случае ветеринарные документы переписываются и формы меняются. Допустим, партия пришла с сертификатом камчатского управления Россельхознадзора, во Владивостоке легла на холодильник, на нее тут же местный врач ветеринарной службы субъекта РФ выписал ветеринарное свидетельство формы 2. Потом владелец определяются, куда эту продукцию везти.
Так вот, та рыба, которая отправляется в другие регионы, в подавляющем большинстве железнодорожным транспортом, контролируется нашими сотрудниками. Ветеринарный контроль происходит во время ее погрузки и отправки. Каждая партия поднадзорной продукции должна сопровождаться ветеринарными документами. Поэтому мы обязаны по меньшей мере проверить выписан ли ветеринарный сертификат на этот товар, и там уже смотрим, соответствует он или нет. Если в документе написано одно, а на маркировке другое, такую партию притормаживаем в обороте, чтобы разобраться, что именно там вывозится.
Среди основных нарушений, которые допускают коммерсанты, оборот продукции с истекшим сроком хранения и годности, с сопроводительными документами не отвечающими требованиям нормативных документов, не соответствием маркировки предъявляемым требованиям, а также без удостоверений качества и ветеринарно-сопроводительных документов. В торговых точках (рынках, магазинах) часты случаи обнаружения рыбопродукции, изготовленной из сырья, добытого браконьерским способом, и водных биоресурсов запрещенных к промыслу (икра осетровых, креветка-шримс «медвежонок», краб камчатский). Инспекторы выявляют факты незаконного продления сроков хранения рыбопродукции, перемаркировки, перетарировки и подделки удостоверений качества и безопасности, нарушения условий хранения и транспортировки (несоблюдение необходимого температурного режима), изготовления готовой продукции (копченой, соленой, сушеной) из недоброкачественного сырья. С начала года на железнодорожном транспорте наши сотрудники задержали более 350 тонн рыбопродукции без удостоверений качества.
Обращаю особое внимание, сейчас, под конец зимнего периода идет массовое высвобождение холодильников и избавление владельцев от прошлогодней продукции. Большая часть этой рыбы уже вылежала свой срок, а ее пытаются продать. Реализовывать такую рыбу можно только после лабораторного исследования, а если сроки хранения совпадают со сроками годности, то в пищу людям он не должна попасть. А мы с начала марта наблюдаем массовые попытки вброса на продовольственный рынок именно такой перележавшей продукции. Она уже и дефростированная была, и с признаками окисления. Причем объемы идут большие – десятки тонн разной рыбы. Бывают и совсем вопиющие случаи, когда к нам обратилась одна фирма, не местная. Им в замороженном виде продали рыбу совершенно тухлую. Как быть? А предприниматели партию приобретали со старыми ветеринарными документами, не проверили, не исследовали и на свою голову купили.
В связи с этим, я хотел бы предупредить бизнесменов, которые хотят избавиться от залежалого товара: такие попытки будем пресекать, оборот рыбы приостанавливать, ушлых дельцов выявлять и наказывать. А тем, кто пытается купить рыбу, рекомендую – проверяйте документы, удостоверяйтесь в том, что сроки хранения рыбы и продукции из нее еще позволяют реализацию, иначе сами станете заложниками своей же невнимательности и небрежности.
- В свете принятой Доктрины продовольственной безопасности Россйиской Федерации, где Россельхознадзору отводится заметная роль, на чем планируете сосредоточить работу в этом году?
- Продовольственная доктрина – достаточно обширный документ, где указаны направления, которым необходимо уделить особое внимание, и Россельхознадзор является одной из ключевых контрольных служб, на которые возложена эта обязанность. В соответствии с п. 3 доктрины одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности является обеспечение безопасности пищевых продуктов. Кроме того, в соответствии с п. 12 для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.
Таким образом, положениями доктрины Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору прямо предписано направить свою деятельность по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения и безопасности пищевых продуктов на достижение целей, указанных в доктрине. По нашему мнению, для выполнения этой задачи потребуется ряд мероприятий, в первую очередь касающихся оптимизации ведомственных контрольно-надзорных функций. Необходимо направить имеющиеся материальные и административные ресурсы на осуществление надзора и контроля в наиболее значимых сферах оборота продовольствия, таких как ввоз и вывоз с российской территории подконтрольной госветнадзору продукции, производство и межрегиональные перевозки сельскохозяйственной и рыбной продукции. Применять высокотехнологичные методы контроля и надзора, что позволит снизить количество административных барьеров и повысить эффективности надзорных мероприятий. Необходимо совершенствовать единую компьютерную базу данных «Аргус» о выданных ветеринарных сопроводительных документах на перевозимую по территории РФ продукцию, что значительно сократит время ее оформления в пути следования через порт Владивосток и другие промежуточные пункты и исключит возможность провоза одной и той же партии по различным документам.
Полагаю, потребуется разработка совместно с ФТС России технологической схемы взаимодействия при осуществлении ветеринарного надзора при импорте/экспорте подконтрольных госветнадзору грузов. Кроме того, на уровне межгосударственных отношений мы продолжим согласование ветеринарно-санитарных требований поставок рыбной продукции в страны Юго-Восточной Азии.
Анна Лим, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»