История с продолжением: ООО «Магаданрыба» готовится встретить 15-летний юбилейВ рыбацком деле есть такие понятия: исторический принцип, историческое присутствие. Ими обозначают истоки стабильности, равновесия и, если хотите, справедливости – исторической справедливости. История для рыбаков – это вообще не из разряда отвлеченных категорий, а вполне конкретный, приближенный к личности ориентир и учитель. Может быть, поэтому так крепки и часты рыбацкие династии, преемственность, наставничество, традиции. Яркий пример тому компания «Магаданрыба», отмечающая в этом году 15-летие. На первый взгляд, предприятие молодое, его история только складывается, но это только на первый взгляд. Генеральный директор Руслан Теленков, продолжающий сегодня традиции, заложенные 15 лет назад его отцом Николаем Филипповичем Теленковым – основателем компании – рассказал журналу «Fishnews – Новости рыболовства» о некоторых вехах в развитии предприятия и о том, чем живет «Магаданрыба сейчас. |
- Руслан Николаевич, с чего начиналось ООО «Магаданрыба»? Какую идею хотел воплотить Николай Филиппович, создавая предприятие?
- Создание «Магаданрыбы» было обусловлено обстоятельствами. Это были 90-е годы, период развала экономики. И когда начал разваливаться «Магаданрыбпром», то появилась угроза катастрофы – люди могли остаться без работы. Отец ясно тогда это понимал, часто обсуждал эту проблему, она его очень беспокоила.
Он никогда не мечтал о карьере бизнесмена, тем более во времена Советского Союза. У него была цель – стать капитаном дальнего плавания, и он этой цели достиг. Возможно, впоследствии, достигнув определенного возраста, он бы занялся преподавательской деятельностью, ему было чему научить молодых. Но когда Магаданрыбпром начал приходить в упадок, надо было что-то предпринимать. По пути создания частных компаний пошли многие, и отец был одним из последних, кто решился на этот шаг. Нашли зарубежного инвестора, который согласился профинансировать проект, и начали работать в новых условиях. Однако «Магаданрыба» всегда была российской компанией без иностранного капитала в уставном фонде.
- В новом предприятии у Николая Филлиповича была команда единомышленников?
- Это те, с кем он работал. У нас и сегодня половина управленческого коллектива – это бывшие работники «Магаданрыбпрома», а плавсостав практически полностью из них состоит.
Например, Виктор Александрович Бедрань – заместитель по безопасности мореплавания – незаменимый у нас в компании человек, работающий со дня основания. Или Николай Владимирович Вовьенко, очень долгое время был первым заместителем и только в прошлом году оставил должность. Сейчас он заместитель по общим вопросам, но так, как он знает флот, не знает в компании никто. Они с отцом на одном судне очень долго ходили вместе. Его называли «вечным вахтенным», потому что этот человек всегда был на месте.
В костяк управленческого корпуса также входят Людмила Ивановна Коваленкова – специалист по таможенному оформлению. Светлана Владимировна Иванова – это наш начальник отдела кадров, она тоже бывший работник «Магаданрыбпрома». Огромный опыт работы у Светланы Алексеевны Солдаткиной. Референт Алла Анатольевна Горбатюк – мой надежный помощник. Я как-то рассказывал вам о своих технологах, для которых качество продукции – это дело чести. Так вот это заместитель директора по производству Сергей Владимирович Федоров и его супруга Наталья Ивановна Федорова. Это, к слову, о семейных династиях на нашем предприятии.
Капитан Леонид Леонидович Васильчиков начинал с третьего помощника на «Майронисе», сейчас там же капитан уже много лет. Второй капитан «Майрониса» Владимир Павлович Черняев когда-то в «Магаданрыбпроме» ходил капитаном на зверобойном судне, вот это настоящая мужская работа. Капитаны Игорь Анатольевич Салманов, Василий Анатольевич Переплеткин, Григорий Валентинович Лея. Один из лучших, по моему мнению, капитанов на бассейне – Сергей Михалыч Гаврильченко. Кстати, Салманов и Переплеткин в какой-то степени его ученики, ходили с Гаврильченко помощниками. А сейчас сын Гаврильченко Руслан Сергеевич пошел капитаном на приобретенном судне СКТР «Стелла Карина». Вот еще один ученик. А вот еще интересная история. В Магаданском порту есть судно «Капитан Кулашко», работает на промысле трубача. Так вот внук этого капитана Кулашко, в честь которого назвали пароход, сейчас на «Стелле Карине» вторым помощником. А до этого на нашем МРС-053 ходил капитаном. Взяли его в 2006-м. Максиму Кулашко было 24 года, и он первый раз пошел капитаном. А мне было 25, и я только начал управлять компанией. И был МРС, который ничего не ловил. И только я и Макс верили, что мы заставим этот пароход ловить. И заставили! Макса тогда в эфире стали по имени-отчеству называть! Кстати, Сергей Михалыч Гаврильченко тогда здорово помог. Он прилетел в Магадан, поговорил со мной, съездил на МРС, дал консультации.
Поверьте, всех хочется назвать и каждый заслуживает отдельного рассказа, но формата интервью не хватит. Сейчас во всех подразделениях «Магаданрыбы» работает около 500 человек. Помимо аппарата управления, насчитывающего 40 специалистов, у нас три предприятия в области по добыче и переработке – только на РТМК-С «Майронис» плавсостав и обработчики – 120 человек.
- Как сегодня складывается коллектив «Магаданрыбы» и в чем секрет престижа быть членом этой команды?
- Конечно, мы расширяемся, потому что объем работы растет. Людьми не разбрасываемся. Я, наверное, могу сказать, что коллектив «Магаданрыбы» – это семья, по крайней мере, мне хочется так думать. Мы делаем одно дело, мы этим живем. Наверное, это главное. А когда все работают ради одной цели, появляется некая коллективная ответственность. Бывает, люди ошибаются, но это не бывает причиной увольнения. У нас нет системы штрафов, сама моральная атмосфера в коллективе способствует качественному исполнению обязанностей каждого. Отношение коллег сильнее любого штрафа. Ведь мы все работаем в конечном итоге ради чего? Ради зарплаты? Когда человек попадает в наш коллектив, он просто начинает «пахать» и в последнюю очередь думает о «прянике», о том, что он за это получит.
Что действительно недопустимо, так это равнодушие. Человек, который здесь работает, не должен разделять: это мое дело, а за это я не несу никакой ответственности. Когда он видит проблему, но закрывает на это глаза. Когда такое происходит, тогда он получает от меня «по шапке». Ошибку можно простить, от ошибок никто не застрахован, в том числе и руководитель, но равнодушных людей в коллективе быть не должно. В этом и есть, наверное, престиж работы в нашей компании, поэтому что-то у нас и получается.
Хотя иногда кажется, что не хватает профессионализма, правильной техники управления, но когда начинаешь сравнивать результаты работы нашей компании и других, то видишь, что все у нас неплохо, кого-то мы обгоняем, и неплохо обгоняем.
- Руслан Николаевич, но ведь общеизвестно, что нормальный руководитель и просто думающий человек обязан подвергать сомнениям свои возможные действия, взвешивать все «за» и «против», так и рождаются выверенные решения, разве не так?
А кстати, раз уж заговорили о результатах работы, то какие показатели Вам хотелось бы отметить? Объемы вылова, переработки, рентабельность…
- Во-первых, нами была разработана подробная стратегия работы флота. Она основана на серьезной аналитике и статистических данных. То есть расчетным путем мы выводили график работы судов. Благодаря этому нам удалось освободить дополнительное количество судовых суток. А эти дополнительные судосутки дали нам возможность освоить дополнительные квоты, которые мы приобрели. В результате нам удалось нарастить вылов с 18 тысяч тонн до 23,5 тысячи тонн. Это довольно значительное увеличение эффективности с учетом того, что флот, экипажи, капитаны остались прежние и даже тралы использовались те же, но результат их работы повысился.
Во-вторых, мы приобрели два судна-креветколова. Они в среднем будут добывать около 1000-1500 тонн креветки в год. Итого, объем общего вылова будет составлять уже до 25 тысяч тонн.
Далее: в 2006 году у нас было три рыбопромысловых участка, а это 600 тонн рыбы. На сегодняшний день их 15, и это уже 3 тысячи тонн лососевых.
Все эти объемы вылова дают возможность наращивать переработку. Наш рыбоперерабатывающий завод занимается выпуском готовой продукции, налажено икорное производство, вся продукция в основном идет в центральные районы страны. Сегодня мы строим дополнительный цех по заморозке на 70 тонн в сутки. Мы подписали контракт с поставщиками, это ООО «Технологическое оборудование», планируем запустить новый цех к весне. Аналога этому оборудованию в Магадане пока нет, это будет самый лучший и современный цех на территории области.
- Все вздыхают, что в рыбной отрасли низка рентабельность.
- Я считаю, что рентабельно работать можно. Тяжело? Да. Но тяжело не столько по причине уровня рентабельности, сколько вследствие административных барьеров. Да, рентабельность не очень высокая. С 2009 года мы обязаны оформлять уловы на таможенной территории Российской Федерации, что повлекло за собой многократное увеличение таможенных платежей. Получается, что мы ловим в своей экономической зоне и платим за эту рыбу таможенные сборы. Все об этом знают, но никто не отменяет это положение. А с введением таможенных платежей стало тяжелее обновлять производство, ремонтироваться, а новые суда построить уже нереально. Вообще никак.
- А что нужно? Вы анализировали?
- Для того чтобы построить новый флот, нужно иметь на это деньги или их нужно где-то взять. Если мы их где-то берем, то их нужно отдать, значит, должен быть определенный уровень рентабельности у судна. И неважно, какая это компания – большая или маленькая. С одной стороны, государство призывает рыбаков строить флот – и тут же вводит эти таможенные пошлины. – Зачем? Я понимаю, что государству нужны деньги, но если мы говорим, что надо развивать переработку, строить флот, то зачем отнимать часть прибыли? Если мы что-то хотим построить, в первую очередь на это нужно выделить деньги. А мы, вместо того чтобы их выделить, забираем часть прибыли. Но деньги-то немаленькие: за двойной фрахт, за таможенные пошлины.
Вторая проблема – единый сельхозналог. Вы, наверное, знаете, что многие предприятия на него перейти не могут, в том числе и мы, по причине ограничения численности работающих количеством в 300 человек.
- Это ограничение тормозит развитие многих рыбопромышленных предприятий, поскольку развитие производства подразумевает увеличение рабочих мест.
- Это напоминает ситуацию с кошкой, перед которой держат сосиску на веревочке и все время отдергивают руку. Некрасиво получается. Зачем вводить такую норму, которая не работает на результат?
Часто мешают работе административные барьеры. Я уже упоминал, что мы начали переоборудование рыбопромышленного рыбокомбината. Там сегодня производство остановлено и ведется капитальный ремонт. Так за последние два месяца комбинат проверяли четырежды: только что закончилась проверка Ростехнадзора, инспектировал МЧС, одновременно трудовая инспекция и вместе с ней Россельхознадзор.
- А за ними кто последует?
- Налоговая может прийти. Вообще проверяющих более чем достаточно. Прокуратура присылает запросы, Государственная морская инспекция контролирует, Роспотребнадзор. Наряду с выездными проверками огромное количество запросов документов. И если по закону предпринимателей теперь не должны прессовать проверками, то запросов документов никто не отменял. Впору еще одну специальную контору открывать, которая будет заниматься отписками, чтобы не отвлекать работников от реального дела. А рыбопромышленный комбинат, который за последние два месяца проверяли четыре ведомства, имеет административный аппарат из трех человек! Когда им заниматься бумажками, составлять ответы на запросы, принимать проверяющих? Это нереально. А объем бумаг такой же, как на промышленном гиганте. У меня анекдотичная ситуация возникла в связи с тем, что на комбинате в системе заморозки использовалась аммиачная установка (она относится к потенциально опасным объектам). Нам предписали установить локальную систему оповещения. Я, в свою очередь, направил предложение подключить нас к единой системе оповещения в поселке. А в ответ – тишина. Потому что у них самих нет этой системы оповещения и подключать нас не к чему.
Мы не против того, чтобы законы выполнять, но нам нужны четкие правила игры. А ведь самая главная проблема – это не сами правила, а их разночтения. Например, работаешь год, два, три, и все нормально, никаких претензий нет, и вдруг выясняется, что все эти годы ты работал неправильно. В результате выставляется огромный штраф за весь этот период. Так вести бизнес, действительно, тяжело.
С другой стороны, иногда в своем бедственном положении виноваты сами рыбопромышленники. Экономят на том, на чем нельзя экономить: плохо поддерживают флот, как попало набирают экипажи, экономя на зарплате, так же относятся и к снабжению, и к орудиям лова. В итоге пароход работает неэффективно, в рейсе ломается, дает плохие уловы, денег нет. Денег всегда не хватает, но ведь если посчитать, к примеру, что новый трал может поднять производительность даже процентов на 10, то эти вложения окупятся за месяц-два. Вот и вся результативность. Надо искать решения, находить компромиссы, нельзя во всем винить государство, надо собственные усилия прикладывать.
К тому же появились позитивные моменты. Мы получили квоты на 10 лет. Федеральное агентство по рыболовству пропагандирует рыбное питание под лозунгом «Рыба ждет». Разве это плохо? Конечно, хорошо. Более того, никогда Росрыболовство не было так близко к рыбакам. Я не скажу, что достигнуто полное понимание, но есть диалог. В итоге получается конструктивная работа.
- Как планируете отмечать юбилей?
- Отмечать будем в ноябре. Так же, как когда встречали 10-летие компании, будет много гостей, будет большая праздничная программа. В самый большой зал Магадана соберутся все: и ветераны, и молодежь. Надеюсь, это будет запоминающееся событие.