На защите интересов российских рыбаковПриморские предприятия заканчивают год ударными темпами. Декабрьский ПРХС обнародовал текущие цифры вылова – освоено 672 тыс. тонн водных биоресурсов, что на 112 тыс. тонн больше показателей за аналогичный период прошлого года. В том, что суда своевременно выходили на путину, есть и заслуга Приморского территориального управления Росрыболовства, без задержек оформлявшего разрешения промысловикам. В результате только по минтаю удалось «подправить» статистику сразу на 90 тыс. тонн. Но организация промысла – только одно, хотя и весьма важное направление работы тероргана. Во многом определяющим этот год стал и для приморских хозяйств марикультуры, большинство из которых после серии конкурсов, наконец-то, обзавелись участками. А вот браконьерам, оккупировавшим местные реки – подходы лосося превзошли все ожидания, – пришлось совсем несладко. Насколько удалось сотрудникам теруправления выполнить поставленные задачи и какие «слабые звенья» требуют первоочередного внимания, руководитель Приморского ТУ Александр Иванков рассказал журналу «Fishnews – Новости рыболовства». |
- Александр Егорович, как бы вы охарактеризовали итоги работы Приморского территориального управления Росрыболовства в уходящем году?
- Начнем с рыбоохраны, поскольку это все-таки основной компонент нашей деятельности. Ситуация по выявлению и пресечению правонарушений рыбоохранного законодательства за 11 месяцев текущего года по сравнению с 2009 г. демонстрирует положительную динамику. Если год назад количество составленных протоколов было порядка 6420, то к настоящему времени превысило уже 7000. Значительно возросли суммы наложенных штрафных санкций. В прошлом году, если говорить о штрафах, этот показатель составил 5 млн. 827 тыс. рублей, а по итогам ноября – уже 8 млн. 342 тыс. рублей, опережение значительное. Заметно вырос размер ущерба, который мы зафиксировали и предъявили к взысканию нарушителям. Цифра составляет около 1 млн. 720 тыс. рублей, и это примерно 140% к 2009 г. В два раза увеличилось количество изъятого у браконьеров – около 5,5 тонн рыбы – в основном ценных пород.
В этом году в ходе лососевой путины основные усилия мы сосредоточили на борьбе с заготовителями икры. Задержали с десяток организованных групп, у которых изъяли 240 кг уже упакованной икры. Все материалы переданы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного производства. Вообще деяний с признаками состава преступления в этом году заметно больше. В сумме мы передали материалы на 60 человек по 43 делам, причем в отличие от прошлых лет доказательная база – в том числе аудиозаписи, видеосъемка – очень крепкая, чтобы дела не разваливались в суде. Год назад показатели были – 8 дел на 8 человек. У браконьеров изъято 48 транспортных средств, год назад – всего 2. Пытаемся работать и «экономическими рычагами», пусть побегают за своими изъятыми лодками, пусть закупают сети взамен уничтоженных.
Результаты, на мой взгляд, довольно весомые, но могли быть и выше. Первоочередной проблемой для нас остается крайне ограниченное финансирование. Это касается зарплаты рыбинспекторов, их экипировки, условий проживания и питания в ходе командировок, наличия транспорта – крайне не хватает автомобилей с повышенной проходимостью. Желательно, хотя бы на стационарных постах в период лососевой путины, обеспечить сотрудникам минимальный комфорт – ведь человек уезжает от семьи на полтора месяца в рейд за сотни километров, например, из Тернея в Хасанский район. Кроме того, чтобы у инспекторов не возникали «дружеские связи», чувство «привыкания», – активно используем ротацию состава. Поэтому на стационарных постах работают бригады, сформированные из сотрудников из разных районов края. Минус этой системы в том, что люди со стороны не слишком хорошо знают местные условия, участки и тактику браконьеров.
Ситуацию удается несколько выправить за счет привлечения инспекторов-внештатников, у нас их трудится порядка 150 человек. Я не скажу, что институт внештатных инспекторов – это панацея, но многие из них действительно стали для нас хорошим подспорьем. Мы с удовольствием берем бывших отставников, обращаем внимание на тех, кто по долгу службы выполняет схожие функции, например, егерей заповедников, или на тех, кто длительное время занимается природоохранной работой. Сразу предупреждаем: лучше вообще не работайте, чем будете на водоеме удостоверение внештатного инспектора использовать себе во благо. Сейчас уже можно сделать выводы о том, кто из них оказался случайным человеком, а кто на самом деле патриот края, поэтому часть внештатников в этом году свои удостоверения сдаст.
К сожалению, в этом году мы не добились надежного повсеместного взаимодействия с органами внутренних дел. Возможно, это связано с реформированием милиции, возможно, с загруженностью личного состава, но у меня сложилось впечатление, что в плане обеспечения физической защиты наших инспекторов правоохранительные органы в полной мере свои возможности не использовали. Я бы сказал так: нет полного понимания с руководством, но есть понимание на местах. Вот и в последнее время рост наших показателей отмечается именно там, где на водоемах активно работают сотрудники УВД. Это связано с тем, что у населения традиционно присутствует элемент уважения к человеку в форме. Между тем наши инспектора не вооружены, а тактика браконьеров меняется: они сбиваются в группы от 5 до 15 человек, организуя заготовки в промышленных объемах. Причем их действия становятся все более агрессивными.
В этом году у нас было пять случаев нападения на инспекторов, в прошлом году – ни одного. Швыряют камни, палки, пытаются продырявить наши лодки, угрожают холодным оружием – по всем фактам мы направили необходимые материалы для возбуждения уголовных дел. Самое интересное, что все столкновения произошли именно с теми инспекторами, которые добросовестно выполняют служебный долг, демонстрируя очень высокие показатели. Я считаю, что ситуацию в этом плане нужно выправлять. Один из реальных путей решения проблемы – качественная работа межведомственной оперативной группы, в состав которой входят сотрудники администрации края, правоохранительных и контролирующих органов. В 2010 году работа МОГ заслуживает самой высокой оценки.
Если говорить о результатах, не связанных с направлением «рыбоохрана», то сразу хочу отметить нашу деятельность по организации промысла. В прошлом году мы интенсивно потрудились в декабре, обеспечив своевременную выдачу разрешений, которые успели доставить на добывающий флот, и с 1 января 2010 г. рыбаки смогли приступить к промыслу. Итог: на минтаевой путине приморские предприятия освоили примерно на 60 тыс. тонн больше, чем в 2009 г. А 14 декабря этого года мы получили новый приказ Росрыболовства, так что разрешения на 2011 г. уже оформляются. Кроме того, нужно заключить договоры не только по объектам, в отношении которых установлен допустимый улов (ОДУ), но и по менее ценным «неодуемым» видам – некоторые компании готовы с первых чисел января выйти на прибрежный промысел, и горожане (в первую очередь) ждут их свежую продукцию.
Всего с начала года мы выдали 891 разрешение – это только российским пользователям, а кроме того, внесли в них более 2000 изменений. По данным морского отдела, через порты Приморья прошло более 3700 судов рыбопромыслового флота. По состоянию только на 1 декабря в портах оформлено 1 млн. 460 тыс. тонн продукции морского промысла, в том числе за рубеж отправилось более 908 тыс. тонн. В целом по Дальневосточному бассейну мы выдали около 1200 сертификатов, необходимых для экспорта рыбопродукции в страны Евросоюза. В пересчете на сырец – это 880 тыс. тонн, которые мы проверили по документам, по данным спутникового позиционирования и гарантируем, что эта продукция добыта законно и что она экологически чистая. 10% поступивших документов мы отклонили по причине подачи недостоверных сведений.
- В этом году большое внимание было приковано к проходящим в Приморье конкурсам по закреплению участков под марикультуру. Как вы оцениваете этот опыт?
- Мы, получив законное право проводить эти конкурсы, одними из первых плотно занялись этим важным направлением. Работа складывалась непросто. В первую очередь потому, что некоторые предприятия на первом этапе конкурса отнеслись к подготовке документов спустя рукава. Но в этой ситуации мы повели себя как «буквоеды» – и именно потому, что в результате прокурорских проверок итоги конкурса могут быть аннулированы, а заключенные договоры расторгнуты и материальные и людские ресурсы потрачены впустую. Важно было не допустить этого.
Рассматривался вопрос о наделении пользователей правом на 20 лет владеть участком (максимальное время, указанное в постановлении Правительства РФ) – мы именно эту цифру избрали на конкурсной комиссии. Двадцать лет – это очень много, такой подход в моем понимании позволяет предприятию строить планы на долгосрочную перспективу. Вообще в сфере аквакультуры стоит многому поучиться у наших коллег из стран Азиатско-Тихоокеанского региона или той же Норвегии. Перспективы огромные, ведь рынок экзотических морепродуктов в России толком не исследован, знаменитые приморские деликатесы – гребешки, мидия, устрица, спизула, анадара, трепанг, отгружаемые местными компаниями на запад, уходят словно в «черную дыру».
Мы первыми в России приступили к закреплению участков для марикультуры и на сегодняшний день заключили 64 договора пользования РПУ для осуществления товарного рыбоводства. И результат налицо – за 11 месяцев 2010 г. по товарному объему выращенной продукции приморские предприятия в два раза перекрыли показатели 2008 г. Причем, по состоянию на 15 ноября, многие компании демонстрируют высокий процент освоения подтвержденных объемов выращенной продукции гребешка, трепанга, ламинарии, морского ежа, мидии и других объектов.
Конкурсная комиссия, куда вошли лучшие специалисты, проделала большой объем работы, тщательно проверяя конкурсную документацию, анализируя бизнес-планы заявителей по развитию аквакультуры и отсеивая «дутые» заявки. Ведь на эти 64 участка претендовала масса игроков. Между тем, когда были сведены в единую таблицу показатели победителей конкурсов, оказалось, что хозяйства марикультуры за 20 лет предполагают вырастить порядка 1 млн. 64 тыс. тонн водных биоресурсов – и это только по Приморью! Этот уровень вполне сравним с традиционным рыболовством. Так что могу констатировать: у нас идет интенсивное развитие «морских огородов».
Заметьте, по результатам конкурсов не было ни одного обращения в суд и ни одной письменной жалобы. Шум был на первом этапе, когда некоторые заявки не были допущены к участию в конкурсе. Предприятия урок усвоили и готовили документы уже всерьез. На втором конкурсе претензий по такого рода формальным основаниям не было ни к одной компании.
А теперь о перспективе. Росрыболовством уже согласовано 23 участка для осуществления товарного рыболовства на морских акваториях, на согласование отправлено еще 10 РПУ. То есть более тридцати участков у нас на подходе. Работа продолжается. Если по заявленным объемам выращивания еще и процент освоения будет на уровне, тогда за счет марикультуры Приморский край (и вся Россия) получит огромный довесок в копилку реализации продовольственной программы.
Богатейший край нам достался! Спасибо предкам, что в свое время сюда пришли и встали здесь твердо и надежно. Но эти богатства тоже надо использовать с умом. Так получилось, что интересы марикультурщиков в какой-то степени пересекаются с внутренним туризмом. С одной стороны, большой плюс в том, что морские плантации функционируют круглый год. С другой – в Приморский край каждое лето приезжает все больше туристов со всего Дальневосточного федерального округа, а возможности рекреации, в частности пляжей и других прибрежных территорий, ограничены. А тут еще часть побережья займут марикультурные хозяйства. Наша задача – найти разумный баланс.
На мой взгляд, имеет место некий элемент расточительства в том, что по существующим законам и документам мы не можем объединять участки, например, для товарного рыбоводства и спортивно-любительского рыболовства. Хотя прекрасно понимаем, что одно другому не мешает: если богатые туристы желают нанять катер и ловить на блесну крупную рыбу, это не создаст каких-либо помех функционированию расположенного на дне искусственного рифа. Сейчас законодательно этот вопрос не урегулирован, но в будущем совмещение нескольких видов рыболовства на одном участке выглядит перспективно.
- Правительство продлило Федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» до 2014 г. Какие задачи в ее рамках выполнены в зоне ответственности теруправления?
- Прежде всего, у нас идет устойчивая тенденция к увеличению числа подведомственных организаций. Их в нашем управлении оказалось десять, возможно, мы «лидеры» по этому показателю в России. Сейчас в крае действуют три отделения ФГУ «Нацрыбресурсы» – в Находке, Владивостоке и Посьете, причем два последних образованы совсем недавно. И Росрыболовство попросило нас оказать «новичкам» максимальное содействие в плане оформления имущества, земли. Ведь в соответствии с федеральной целевой программой строятся причалы, холодильники, решаются важные вопросы – разговор идет о десятках миллионов рублей, которые необходимо осваивать вовремя.
Мы в чем-то даже поступились своими интересами, но помогли, и с удовлетворением могу сказать, что в рамках ФЦП эти организации получили оформление своего имущества (причалов, сооружений) и сейчас могут спокойно осваивать денежные средства текущего года.
Мы активно продвигаемся в этом направлении и примерно половину своих зданий, имущества, земли оформили. Бывало, в течение одного дня приходилось проводить по пять совещаний по землеотводу и оформлению имущества с подведомственными организациями, в числе которых ТИНРО-Центр, ФГУ «Приморрыбвод», Дальрыбвтуз – у каждого сотни объектов.
- Еще одно важное направление в деятельности Приморского территориального управления – это международное сотрудничество. Какие вопросы во взаимоотношениях с соседями по региону удалось решить в этом году?
- Договоренности в сфере рыболовства у нас существуют практически со всеми сопредельными государствами. Например, соглашение между правительством СССР и правительством Японии от 1984 г. о взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран. Аналогичные соглашения заключены с Республикой Корея и с КНДР. Особенностью нашего управления, в отличие от других территориальных управлений Дальневосточного бассейна, является то, что по поручению Федерального агентства по рыболовству мы осуществляем ряд специфических функций в сфере международного сотрудничества. Активная работа ведется постоянно. Только что вернулась делегация из Японии. Мы интенсивно готовимся к переговорам с КНДР в рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, которые пройдут во Владивостоке; отправили нашего сотрудника для участия в аналогичных переговорах с делегацией Республики Корея в Москве.
Кроме того, мы остаемся единственным структурным подразделением Росрыболовства, которое уполномочено выдавать разрешения на добычу водных биоресурсов в экономзоне РФ в Дальневосточном бассейне иностранным пользователям, а также организовывать направление иностранным компетентным органам необходимых документов для получения российскими пользователями разрешений на вылов в экономзонах других государств. В этом году наш отдел международного сотрудничества подготовил и выдал иностранным пользователям, в основном японским рыбакам, 328 разрешений на добычу водных биоресурсов на Дальнем Востоке. Кроме того, мы внесли в разрешения значительное число изменений. В свою очередь специалисты теруправления направили 31 документ на получение российскими пользователями разрешений на добычу ВБР в экономзоне Японии и 18 документов на внесение изменений. Также двум научным судам мы оформили разрешения на промысел в открытых водах северо-западной части Тихого океана.
На мой взгляд, у нас неплохо поставлена работа по защите интересов российских рыбаков. Самый свежий пример: успешно решена проблема прохождения контрольных точек для судов, ведущих промысел в японской ИЭЗ. Раньше российское судно, выходя из Сангарского пролива, океанской стороной двигалось вдоль побережья острова Хоккайдо, проходило там морской контрольный пункт, потом разворачивалось, шло на юг вниз и ловило на океанской стороне острова Хонсю. Закончило промысел – обратно выходило так же. Крайне неудобно, теряются дни, расходуется ГСМ на переходы. Теперь с 2011 года японская сторона установила две контрольные точки, которые устранили это неудобство. Сколько денег рыбаки сэкономят по сравнению с этим годом, можно спросить у той же Находкинской БАМР по завершению промысла.
Своевременно получая документы от японской стороны и отправляя их нашим компаниям, оперативно реагируя на запросы из-за рубежа и взаимодействуя с пограничниками, мы добились того, что в этом году к иностранным и российским рыбакам, осуществлявшим промысел в ИЭЗ других государств, штрафные санкции не применялись. Все вопросы разрешались в рабочем порядке. Я считаю, что это очень неплохой вариант, когда между собой договариваются чиновники сопредельных государств, внимательно читают документы, очень жестко и четко определяют правила игры, а рыбаки в это время спокойно работают. В этом, наверное, главный результат нашей работы, когда консультационная методическая помощь российским рыбакам – в организации промысла в экономзоне другого государства, в разрешении проблем, возникающих в процессе рыбодобычи, в установлении контактов с контролирующими органами других стран, – впрямую приводит к снижению потерь и производственных затрат, в конечном счете, к увеличению вылова.
Еще один немаловажный момент: мы интенсивно развиваем сотрудничество в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. В этом году пилотный проект запущен на Дальнем Востоке с Южной Кореей. Через пограничные органы России мы направили корейской стороне порядка 15 различных видов информации и уже начали ощущать эффект – доставка уловов становится более прозрачной. Корейская сторона продемонстрировала нам, каким образом они встречают наш флот, как у них производится контроль. Конечно, остается еще масса вопросов, соглашение очень свежее, но тем интереснее работать. Есть серьезные позитивные изменения по этому вопросу во взаимоотношениях с Японией, но, пока не поступили официальные документы, об этом говорить преждевременно. Если мы решим вопрос и с этой страной и будем практиковать на Дальнем Востоке такой же цивилизованный подход к борьбе с ННН-промыслом, как в Европе, это будет только на руку законопослушным рыбакам и государству.