Порванная "нить"Паром «Капитан Драбкин» не по своей воле оказался на приколе. Ему помогли «специалисты» Судоремсервиса |
С начала 70-х годов прошлого века это судно являлось своеобразной визитной карточкой Усть-Камчатска. Дизель-электроход был построен в Германии, своим ходом пришел на восточное взморье Тихого океана. По тем временам он являлся вершиной достижений судостроительной мысли. Мало того, что он запросто перебрасывал на Первозаводскую косу более десятка автомобилей – в его теплых салонах могло разместиться множество людей. Привыкшие в дождь, морось и холод перебираться через протоку на катерах жители райцентра, естественно, были в полнейшем восторге от такого комфорта.
На капитанском мостике более двух десятков лет стоял тоже очень известный человек – А.Г. Крылов, первостроитель морского порта, второго по величине в области, ставший прообразом главного героя писателя-дальневосточника Василия Золотова «Земля горячая». Алексея Георгиевича до сих пор знают и помнят в райцентре и за его пределами и как великолепного специалиста, и как талантливого воспитателя молодежи – именно она составляла костяк команды. Это подтверждало и название экипажа – комсомольско-молодежный. Не было случая, чтобы в работе парома случился хотя бы один серьезный сбой. И взрослые, и дети знали: паром уйдет по расписанию, что бы там ни случилось. По нему сверяли часы. Начинал он работу в 6.30 утра, а заканчивал в час ночи.
Так было когда-то. Сдавая судно при выходе на пенсию, А.Г. Крылов обратил внимание членов комиссии на то, что его «сердце» – двигатель – и все остальное оборудование работают бесперебойно, поскольку уход за паромом осуществлялся на высочайшем уровне.
Плавать бы в таком же режиме еще судну да плавать, но с приходом перестройки начало оно работать на износ. У основного хозяина – морского порта – его забрали, забыв о том, что здесь сосредоточены службы, которые способны оказать ему помощь в случае непредвиденных обстоятельств, какая-никакая техническая база, оборудование, специалисты. Всеобщий любимец и надежда пошел по рукам, стал заброшенным и никому не нужным – больших и быстрых дивидендов не сулил, требовал вложений, а нынешнему рынку это не по нутру. Каждая очередная «нянька» усугубляла и без того неблестящее его состояние, выжимая из дряхлеющих механизмов все, что можно было выжать.
Долго подобное продолжаться не могло. «Капитан Драбкин», который должен обеспечивать бесперебойную переправу через протоку Озерная между Усть-Камчатском и селом Крутоберегово, в очередной раз встал на прикол из-за поломки. Дальнейшую ситуацию можно было бы назвать комичной, если бы от нее не страдало множество людей в районном центре. Внакладе не осталось только ЗАО «Судоремсервис», которым руководит Н.И. Мещеряков. Но по порядку.
Вряд ли кто-то мог предположить такое развитие событий, когда 22 июля 2010 года паром, прибывший на буксире из Усть-Камчатска в Петропавловск, был поставлен в док ЗАО «Судоремсервис». Стоимость докования, корпусных работ, ремонта дизель-генераторов и вспомогательных механизмов в соответствии с госконтрактом составила 22 млн. руб., выделенных из краевого бюджета. (Его, кстати, в качестве депутата краевого парламента утверждал в том числе и Н.И. Мещеряков.)
Насколько качественно за такие немалые деньги был выполнен «ремонт», рассказал Владимир Михайлович Киш (его фирма эксплуатирует паром по контракту, заключенному с краевым агентством транспорта), говорит тот факт, что с момента его окончания паром переживает уже третью встречу с ремонтниками. Сначала «потекли» все три дизель-генератора, им пришлось менять прокладки и другие детали. Потом в феврале этого года «полетел» вал. Почти три недели (!) на лютом холоде, вмерзая в лед, стоял «Капитан Драбкин» в ожидании бригады судоремонтников, которые должны были установить новую деталь, изготовленную за счет эксплуатирующей паром организации (подрядчики с пеной у рта доказывали, что вал якобы сломался не из-за некачественно выполненных работ, а вследствие тяжелой ледовой обстановки). Прошло не так уж много времени, как паром снова встал на прикол – сломался уже другой вал. Судоремонтники, наконец, признали свою вину в браке, сняли вал, отвезли в Петропавловск, проточили и привезли в Усть-Камчатск, чтобы установить. Но оказалось, что при этом они «прокололись» с размерами, превысив зазоры на 6,2 мм (!!!), и вал не «полез» на место. «Неправильный» вал снова повезли в Судоремсервис, как будто это так просто – съездить из Усть-Камчатска до Петропавловска и обратно за 1 500 км.
Будет или нет прибыль от эксплуатации парома, говорит В.М. Киш, еще неизвестно. Но убытки уже можно подсчитать. Недополученные средства в размере 800 тыс. руб. за прошлый ремонт, плюс паром находится в эксплуатации – значит, двигатель работает, сжигает топливо, людям зарплату надо платить. Это вырастает в приличную сумму – около 1 млн. 200 тыс. руб. Стоит прибавить к этому нынешний простой, и сумма увеличится до 2 млн. руб.
«Получается, немалые деньги судоремонтники взяли, положили себе в карман, кое-как отдоковали с нарушениями технологии, а это сейчас всплывает. 40 лет паром работал, и все было нормально. Теперь же такие средства вложены, а толку нет», – сетует В.М. Киш.
Но главные потери несут рыбопромышленники и жители Крутоберегово. Везде ледовые переправы в предельном состоянии. Обычно они закрываются в середине апреля. И предприниматели, и население стараются завезти продовольствие и снабжение до этой даты – ведь паромные переправы откроются только в начале мая.
Особенно от сложившейся ситуации страдают те рыбопромышленники Усть-Камчатского района, предприятия которых находятся на Дембиевской косе, отделенной от райцентра протокой Озерная, берега которой и должен связывать паром «Капитан Драбкин». В Усть-Камчатском районе лососевая путина начинается раньше, чем в других районах Камчатки – в мае. Именно сейчас, говорит руководитель Ассоциации рыбопромышленников Усть-Камчатского района Валерий Ильич Мазур, нужно завозить снабжение, оборудование, готовиться к промыслу. Ледовые переправы уже на грани закрытия, и зная, что судоремонтники поехали в Усть-Камчатск устанавливать вал, рыбопромышленники отправили туда машины с оборудованием и снабжением. На прошлой неделе они застряли в райцентре, срывая подготовку рыбопромышленных компаний к лососевой путине.
Безаварийная работа парома «Капитан Драбкин» важна не только для рыбопромышленников. Он связывает аэропорт и поселок Крутоберегово, который, по некоторым данным, начал «задыхаться» без продовольствия. Многие жители основного поселка работают на косе и переправляются туда на пароме. Если же «Капитан Драбкин» стоит, они вынуждены идти по льду. Контролирующие органы уже предупредили всех, что лед слишком тонок и может не выдержать веса человека. Кто будет отвечать за то, что в любой момент кто-нибудь может утонуть? А работу на рыбопромышленных предприятиях останавливать сейчас нельзя – нужно готовиться к лососевой путине, которая вот-вот начнется.
Глава районной администрации Александр Иванович Тихомиров не считает, что из-за остановки на неделю парома в районе складывается критическое положение: «Это создает определенные проблемы, но ситуацию держит под контролем и губернатор края, и администрация района». Жизнь течет своим чередом, вопросы жизнеобеспечения не нарушены – ледовая переправа на 168 километре пока работает. У А.И. Тихомирова есть информация, что несколько дней назад Камчатавтодор в лице Мильковского ДРСУ начал подготовительные работы, чтобы не было задержки с открытием переправы из-за неготовности катера и баржи.
Главе района, в общем-то, по должности положено излучать оптимизм. Но где гарантии, что после дорогостоящего «ремонта» у «Капитана Драбкина» не проявятся очередные протечки и неполадки в самый неподходящий момент распутицы, когда ледовые переправы будут закрыты, а паромные еще не открыты?
К тому же из этой истории с ремонтом становится понятно, почему камчатские рыбопромышленники предпочитают ремонтировать свои суда за рубежом или в соседних регионах. «Я, – рассказал В.И. Мазур, – 6 лет назад ремонтировал свой флот в Судоремсервисе. С тех пор зарекся иметь дело с этим предприятием, поскольку не были выдержаны ни сроки ремонта, ни его качество».
Можно ли после этого говорить о возрождении камчатского судоремонта?