"Прибрежку загнали..."Интервью с председателем комитета по рыболовству заксобрания Камчатского края Романом Гранатовым и руководителем крупнейшего в Камчатском крае берегового рыбопромышленного предприятия ООО «Витязь-авто» Игорем Редкиным. |
Сергей Вахрин, главный редактор сайта «Рыба Камчатского края»:
- Роман Георгиевич и Игорь Владимирович, я хотел бы попросить вас прокомментировать те события, которые происходят сегодня в Москве, в правительстве Российской Федерации и Государственной Думе по разрешению мурманского конфликта с пограничниками в прибрежном рыболовстве. Вот, что писала по этому поводу «Рыбацкая газета»: «…острая ситуация в Северном бассейне сложилась вокруг перегрузок рыбопродукции, добытой по прибрежной квоте в исключительной экономической зоне России. Как рассказал генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин, в “Законе о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” нет прямого указания на запрет перегрузки рыбы на транспортные суда при ведении прибрежного промысла. Более того, есть письмо Росрыболовства “О выгрузке уловов при осуществлении прибрежного рыболовства” за номером 3039-ВР у05 от 03.06.2009 года, подписанное руководителем ведомства и согласованное с Пограничным управлением ФСБ России, которое позволяет капитанам перегружать улов в море.
“Этим письмом мы и руководствовались вплоть до 2010 года включительно, – говорит Василий Никитин. – При этом к рыбакам не было никаких претензий со стороны пограничников. И вдруг с 1 января этого года они в одностороннем порядке меняют свою позицию, не ставя при этом в известность рыбопромышленников. На капитана судна «Андромеда» за перегрузку в море рыбы, выловленной по прибрежной квоте, был наложен штраф в размере 11 млн рублей, хотя вся продукция была поставлена на российский берег”». И далее: «Поскольку областные суды уже начали выносить в отношении судовладельцев и капитанов судов постановления о многомиллионных штрафах, рыбаки решили отстаивать свои права с помощью митинга, проведение которого намечалось в Мурманске на 10 октября. “Мы хотим заявить свой протест против необоснованного привлечения капитанов, рыболовных компаний к ответственности за нарушение Правил рыболовства, – говорит заместитель генерального директора СРПС Валерий Тихончук. – Получается, что за несовершенство и расплывчатость положений законодательных актов, разработанных и принятых чиновниками, ответственность несут рыбаки, а не чиновники”».
Но митинг был отменен в связи с тем, что было предложено рассмотреть данную конфликтную ситуацию на уровне правительства РФ и Государственной Думы.
Мурманская областная дума выступила с законодательной инициативой о внесении изменений в статьи 1 и 34 Закона о рыболовстве, расширив существующую трактовку понятия о прибрежном рыболовстве таким образом: «…транспортировке, в том числе с использованием транспортных средств…» Чушь какая-то! Потом напишем «…добыча, в том числе с использованием добывающего флота…» И так далее. Но это ведь уже выходит за рамки разумного?
Роман Гранатов:
- Я в курсе этих событий. И читал официальный отзыв заместителя председателя правительства Российской Федерации – руководителя аппарата правительства Российской Федерации В. Володина, который, на мой взгляд, совершенно справедливо пишет: «Согласно действующей редакции пункта 101 статьи 1 Закона о рыболовстве под прибрежным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.
Таким образом, данная норма Закона о рыболовстве предусматривает возможность не только добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства, но и приемки, транспортировки и выгрузки уловов водных биоресурсов в определенные места доставки, что предполагает использование не только рыбодобывающих, но и приемотранспортных судов. Следовательно, данная норма не нуждается в дополнительном уточнении.
И мурманчане совершенно справедливо ставят вопрос о правовом произволе в сфере прибрежного рыболовства, которое с каждым годом все более и более усиливается, а не ослабевает. Мы об этом уже много раз говорили: и об исчезновении понятия “прибрежное рыболовство” из Закона о рыболовстве, и о произвольном сокращении районов промысла для прибрежного рыболовства, замкнув их в границах территориальных вод, и о намерении вообще покончить с прибрежным рыболовством, объявив об общем рыболовном пространстве. Дело дошло до того, что руководитель Федерального агентства по рыболовству (рыбный министр страны!!!) заявил во всеуслышание, что прибрежку пролоббировали Камчатка и Мурманск в своих частных интересах, а в итоге берег не справляется ни с освоением квот, ни с переработкой».
Простите, а как могут мурманские и камчатские рыбаки справляться с освоением квот и рыбопереработкой, если им регулярно суют палки в колеса?
Игорь Редькин:
- Я хочу добавить. В Государственную Думу по этому вопросу направлен еще один документ, который подготовлен Ассоциацией добытчиков минтая. Президент ассоциации, член правительственной комиссии по развитию рыбопромышленного комплекса России Герман Станиславович Зверев выступил на заседании рабочей группы комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и озвучил позицию рыбаков, представляющих крупнейшую рыбацкую ассоциацию России, которые прекрасно понимают, что прибрежное рыболовство является основой основ развития рыбацких регионов.
Их предложение, с которым трудно не согласиться, по трактовке понятия «прибрежное рыболовство» учитывает особенности этого промысла и для Камчатки, и для русского Севера: «Прибрежное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов и выгрузке уловов водных биоресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации». Кроме того, полагают в ассоциации, нужно исключить из закона части 1–3 ст. 7.1. А в ней, как известно, оговорено, что уловы «прибрежки» должны в обязательном порядке доставляться для производства продукции на берег.
В своем пояснении к проекту новой редакции статьи о прибрежном рыболовстве руководство ассоциации пишет то, о чем говорит Роман Георгиевич: «В 2008 году при подготовке поправок в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” был установлен искаженный правовой режим прибрежного рыболовства, который создает трудности для работы рыбохозяйственного комплекса». И далее: «Практически все субъекты Дальнего Востока сталкиваются с непреодолимыми трудностями при доставке уловов прибрежного рыболовства на береговые предприятия в свежем и охлажденном виде для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, – подчеркнул Герман Зверев. – Причиной являются географические особенности дальневосточного региона, тяжелые природно-климатические условия и экономическая нецелесообразность».
Роман Гранатов:
- Рыбаки это давно осознали, давно высказались по этому поводу. И не раз. Я сам выступал в Государственной Думе с вопросом о «прибрежке», но, к сожалению, не был услышан. Ведь судьбоносный вопрос развития прибрежного рыбопромышленного комплекса заключается не в том, чтобы вынудить рыбаков обязательно доставить рыбу на берег, невзирая на трудности этой доставки и качество доставляемого сырца, а в том, чтобы на прибрежном ресурсе развивался прибрежный регион. Ведь никто же не заставлял Редькина, чтобы он строил береговые предприятия по переработке лосося. Ему это было экономически выгодно. И «Витязь-авто» построил за последнее десятилетие восемь рыбоперерабатывающих комплексов. Восемь! Никто не заставлял его же заниматься «донкой». А он приобретает флот из малых рыболовных сейнеров и обеспечивает донно-пищевыми видами рыбы свои заводы. По всей береговой Камчатке заводы работают только в период путины. У Редькина в Озерной – круглый год, не простаивая, на собственном сырце. Но подумайте только, чего это стоит предприятию в тех искусственно созданных условиях, в которых оно вынуждено жить и работать!
А сегодня нам преподносят новый сюрприз – наука ставит вопрос о закрытии снюрреводного промысла в Камчатско-Курильской подзоне. Снюрреводный промысел – единственный в своем роде для работы малого сейнерного флота на донно-пищевых объектах, основа основ «прибрежки» на Камчатке. Закрыть этот промысел в подзоне – значит угробить «прибрежку» на Западной Камчатке, именно там, где и построил свои суперсовременные заводы Игорь Владимирович. И как это прикажете понимать?
Игорь Редькин:
- В путину на рыбоперерабатывающих заводах и добывающем флоте нашего предприятия работает до 3 000 человек. Мы сегодня являемся крупнейшим из береговых предприятий Камчатки налогоплательщиком. И не понимаем, почему московские чиновники постоянно ищут возможности по ограничению нашей деятельности в прибрежном рыболовстве; почему из управления ресурсами прибрежного рыболовства исключен субъект федерации; почему так бездарно разбазарены прибрежные квоты, которыми сегодня торгуют рыбные «рантье»? Почему?! И таких вопросов десятки, если не сотни.
А ведь нельзя забывать и о том, что именно на береговых предприятиях и лежит вся ответственность за ресурсную базу для прибрежного рыболовства. Если эти ресурсы исчезнут, как в дрифтерную лососевую катастрофу 1950–70-х годов, то наши заводы, в которые мы вложили миллионы своих собственных долларов или евро, сгниют, как сгнили десятки крупнейших рыбоконсервных заводов и рыбоперерабатывающих баз на побережье в годы дрифтерной катастрофы. Исчезнут поселки, разъедутся люди, опустеет и без того уже пустынная береговая Камчатка.
Поэтому мы очень переживаем за мурманчан, понимая, что их проблема сегодня может завтра стать и нашей, когда из-за сугубо ведомственного прочтения закона могут быть разорены или поставлены на грань разорения десятки предприятий прибрежного рыбопромышленного комплекса, на которых работают тысячи людей, живущих на берегах наших северных морей.
Роман Гранатов:
- За прибрежку мы боролись, боремся и будем продолжать бороться, понимая, что ее судьба – это судьба каждого, кто живет на Камчатке.