Интервью

18 октября 2011 года
Анатолий ФИЛИППОВ

Рейдеры под личиной инвесторов: партнерство обернулось рейдерским захватом

Анатолий ФИЛИППОВ, Основатель компании "Тунайча"

Создавая компанию «Тунайча» в начале 1990-х годов, Анатолий Филиппов вложил в нее не только многолетний труд, но и свою душу, выведя предприятие в число лидеров рыбной отрасли островного региона. Высокое качество при строжайшем соблюдении стандартов производства стало синонимом бренда, известного далеко за пределами Сахалинской области, что признавали даже конкуренты, приобретая продукцию «Тунайчи» в подарок своим друзьям и родственникам с материка. Владельцы предприятия старались обеспечить постоянное развитие бизнеса, шаг за шагом выстраивая его инфраструктуру, модернизируя производство, расширяя сырьевую базу. Но и предположить не могли, что их детище станет лакомым куском для предприимчивых дельцов, не обремененных моральными принципами, а во главу угла ставящих моментальную прибыль. О ситуации с рейдерским захватом одной из самых благополучных сахалинских компаний РИА Fishnews.ru рассказал основатель «Тунайчи», Почетный работник рыбного хозяйства России Анатолий Филиппов.

- Анатолий Иванович, до недавнего времени компания «Тунайча» фактически представляла собой семейный бизнес. Каким образом в нее проникли люди со стороны?

- В 2009 г. в посткризисный период для пополнения оборотных средств, уменьшения долговой нагрузки, увеличения ресурсной базы мы начали поиски потенциальных инвесторов для капитализации бизнеса. Нам было известно, что в Сахалинской области продаются предприятия, входящие в холдинговую компанию ЗАО «МТЛ-Салмон» (ООО «Туровка», ООО «Дельта», ООО «Лосось-2004», ООО РРЗ «Арсентьевка», ООО «Сахстрой» и ООО РПК «Стародубское»), а также ООО «Салмо», но для их приобретения нужны были большие деньги.

В тот момент к нам обратился Сергей Величко. Зная о наших затруднениях, он предложил свою помощь в привлечении инвесторов, после чего привел к нам Сергея Киреева, ранее являвшегося председателем правления «Интерпромбанка». Тот высказал готовность инвестировать денежные средства в развитие бизнеса ООО «Компания «Тунайча» в виде покупки 50% доли компании, для чего привлек дополнительно своих московских знакомых Вадима Каргина и Юрия Крюкова. Поскольку нам прежде случалось работать с «Интерпромбанком», господин Киреев прекрасно знал, что представляет собой компания «Тунайча» и, видимо, этот «пирог» ему понравился.

В основе нашей сделки была идея создания нового рыбного холдинга под моим руководством. С этой целью мы и привлекали инвесторов, чтобы докапитализировать ООО «Компания «Тунайча» и ввести группу компаний ЗАО «МТЛ-Салмон» и ООО «Салмо» через их покупку в создаваемый холдинг. В результате мы планировали значительно увеличить объем добычи водных биоресурсов, создать новые рабочие места в Сахалинской области, соответственно выросли бы и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

- Другие варианты привлечения инвестиций на тот момент существовали?

- Конечно, были, в том числе поступали предложения от другой компании. Что сказать, мы допустили ошибку в выборе партнеров, которые казалось бы, демонстрировали серьезные намерения и желание вложить в совместный проект крупные средства. Часть этих денег планировалось пустить на приобретение новых компаний, а часть – на пополнение оборотных средств. Поэтому мы пошли им навстречу, сделка приобрела реальные очертания, предпринимались конкретные шаги вроде бы направленные на объединение группы. На самом же деле на деньги, которые были инвестированы ими наряду с компанией «Тунайча», наши «партнеры» действительно купили эти фирмы, вот только единственными хозяевами там оказались они сами.

- То есть холдинг так и не был образован?

- Они эти компании не ввели в холдинг. По факту в холдинг вошла только одна «Тунайча», а приобретенные фирмы оказались в стороне под предлогом того, что в них надо навести порядок, прежде чем приступить к объединению и т.п. А потом их просто начали распродавать. Продажа ООО «Дельта» стала первым тревожным звоночком, предупреждавшим об истинных целях этих людей – расширение и модернизация производства среди них не числились, что бы там они не заявляли в прессе. Затем новые владельцы успешно избавились и от РПК «Стародубское». Эти компании были оформлены на них таким образом, чтобы не иметь никакого отношения к «Тунайче», поэтому мы ничего от этого не получили.

- Каким образом был осуществлен переворот внутри самой компании «Тунайча»?

- Если говорить коротко, то господа Крюков, Каргин, Киреев и Величко при содействии Станислава Федорова и Игоря Соловьева воспользовались тем, что мы плотно занимались производственной деятельностью в путину 2010 г., и, используя мошеннические схемы, совершили рейдерский захват ООО «Компания «Тунайча». Мы им полностью доверяли и следовали их советам. Поэтому когда они предложили задействовать своих юристов и финансистов, мы на Совете директоров их поддержали. Таким образом, в их распоряжении оказались юридическая и финансовая служба компании.

В тот момент я занимался непосредственно производством и добычей рыбы, не вникая в эти вопросы, а они тем временем делали свое дело: размыли доли, совершили их перепродажу под определенным прикрытием и, в конечном итоге, обманным путем завладели нашими долями. От семейного бизнеса у нас осталось чуть более 24% долей.

- В какой момент вы поняли, что вас вытесняют из бизнеса? И что произошло потом?

- В этом году, конечно, когда осуществилась продажа ООО «Дельта», РПК «Стародубское» и трех небольших компаний. Нас ведь даже не приглашали для переговоров с покупателями, все было продано в тайне. Наши «партнеры» вынудили меня уйти с поста генерального директора на должность заместителя по вылову и добыче водно-биологических ресурсов.

В августе, когда я поднял вопрос о том, что мой взгляд на промысел совершенно иной, меня сначала отстранили от участия в промышленном процессе, а затем сократили. Я сразу подал в суд, и сейчас дело о незаконном увольнении находится в судебном производстве. При этом новое руководство компании не имело абсолютно никакого опыта и знаний в рыболовстве. В итоге путину этого года они провели с грубыми нарушениями и полностью провалили добычу, а ведь подходы рыбы были великолепные.

- Новое руководство называло происходившие перемены «оптимизацией структуры компании и улучшением качества управления». Что происходило на самом деле?

- На деле никакого расширения производства не было, мощности остались те же самые, что и при нас. Никаких капитальных вложений со стороны господ Киреева, Величко и прочих не последовало. Вместо этого они сейчас проводят массовые увольнения специалистов, которые работали на постоянной основе в компании «Тунайча»: кого-то сокращают, кому-то предлагают уволиться, и постепенно распродают определенные активы, в том числе производственные. То есть идет разрушение одной из успешных российских рыболовных компаний, которую фактически растаскивают по кускам.

Кроме того, в сентябре 2011 года, абсолютно не думая ни об ущербе, наносимом интересам Российской Федерации, ни о репутации компании, господа Киреев и Федоров отдают указание вести незаконный вылов рыбы на рыбоучетном заграждении, установленном в протоке Красноармейской озера Тунайча. Но ведь это памятник природы регионального значения, на территории которого любая хозяйственная деятельность, не говоря уже о промышленном вылове, строжайше запрещена! РУЗ предназначен для учета захода производителей в озеро на естественные нерестилища и расположенный рядом ЛРЗ, изымать рыбу там нельзя. А они вели вылов лососевых на протоке, в дальнейшем отправляя улов на переработку на производственную базу ООО «Компания «Тунайча». При этом в промысловый журнал и отчеты вносились подложные сведения о добыче рыбы в Охотском море.

Всего в результате незаконной добычи захватчики получили порядка 400 тонн кеты, из которой заготовили около 40 тонн икры – вот уж поистине «деньги любой ценой». Благодаря их действиям уже сорван план по закладке икры горбуши на государственном рыборазводном заводе в поселке Лесное Корсаковского района Сахалинской области, чего не случалось даже в «нерыбные» годы, – здесь недосчитались порядка четверти производителей. Под угрозой срыва и закладка кеты, хотя здесь, дай Бог, обойдется – все-таки терорганы в итоге сняли РУЗ, ведь люди не слепые, пошла волна возмущения.

По нашей информации, природоохранная прокуратура уже начала проверку фактов несанкционированного вылова с использованием РУЗ и к руководству компании у нее имеется ряд вопросов. Не исключено, что по итогам проверки будут заведены административные или уголовные дела, в зависимости от правовой оценки действий директората.

- Каковы ваши дальнейшие действия?

- Мы поставили в известность о случившемся руководство Корсаковского района и Сахалинской области, Федеральное агентство по рыболовству, будем встречаться и разбираться в ситуации. Я подал заявление в МВД и ФСБ России о мошеннических действиях и рейдерском захвате наших компаний с целью их возврата и восстановления прав. Полицией весьма оперативно начата проверка деятельности ООО «Салмо» и ООО «Компания «Тунайча» под руководством моих «партнеров», в первую очередь по факту законности промысла водных биологических ресурсов в протоке Красноармейской памятника природы озера Тунайча. 12 октября произведена выемка документов, проверяются сведения о вылове и переработке рыбы, наличие ее на складах. Мы также намерены обращаться в арбитражный суд, готовим исковые заявления по поводу подтасовки фактов и мошенничества.

«Тунайча» – известное имя на рынке, а эти люди, используя бренд предприятия, которое я создавал и развивал 20 лет, причиняют ущерб его деловой репутации, дискредитируя его своими преступными действиями. По нашим оценкам они только в эту путину нанесли урон компании примерно на 400-500 млн. рублей по результатам своего хозяйствования.

Я всем сердцем болею за рыбную отрасль Сахалинской области и не могу допустить абсолютный цинизм и безразличие пришлых лиц, у которых любовь только к деньгам. Я не хочу, чтобы эти люди загубили рыбный фонд, который кормит нас и наших детей. Поэтому я посчитал необходимым рассказать об этой ситуации и не только как об угрозе для компании «Тунайча». Хотелось бы предостеречь и других предпринимателей Дальнего Востока в том, что нужно быть очень и очень бдительными при поиске инвесторов и тщательно проверять их, обращаясь даже в правоохранительные органы. В противном случае привлечение инвесторов иногда может обернуться рейдерским наездом, как это случилось с нами.

Анна ЛИМ, РИА Fishnews.ru

Октябрь 2011 г.