- Камчатка подвела итоги лососевой путины: результат превзошел все предварительные прогнозы. Владимир Михайлович, какие факторы, наряду с хорошим подходом лососевых, по Вашему мнению, позволили достичь столь внушительных объемов вылова?
- Мы уже неоднократно говорили о том, что лососевая путина 2011 года стала рекордной за всю историю наблюдений за промыслом лососей в регионе. Мониторинг рыбодобычи на Камчатке ведется с 1906 года, и, согласно этим данным, максимальный вылов лососей был достигнут в 1928 году – он составил 201,5 тысячи тонн. В 2009 году, считавшемся рекордным в новейшей истории рыболовства на полуострове, рыбаки Камчатки только в рамках промышленного рыболовства выловили около 192 тысяч тонн лососей. На сегодняшний день, по итогам путины, промышленники отчитались по вылову почти 248 тысяч тонн тихоокеанских лососей и гольцов.
Что касается остальных видов рыболовства, то рыболовы-любители в крае освоили 425 тонн лососей, 3 тысячи тонн добыли представители коренных малочисленных народов Севера, по 200 тонн составляет вылов лососей в научно-исследовательских целях и в целях воспроизводства.
Итого, более четверти миллиона тонн при первоначальном прогнозе в 176 тысяч тонн.
Безусловно, рекордный объем добычи – это в первую очередь заслуга самих рыбаков. В прошедшую путину пользователи Камчатки приложили максимальные усилия, затратили значительные средства при подготовке к промыслу, памятуя путину 2009 года. Напомню, тогда отдельные компании, выставившие флот на приемку лососей к Карагинской подзоне, пользуясь случаем, как говорится, выкручивали руки добытчикам, когда устанавливали процентное соотношение на переработку 70 на 30 в свою пользу, нарушая первоначально достигнутые договоренности.
В этом году камчатские рыбопромышленники заранее заключили договоры на постановку перерабатывающего флота не только с предприятиями Камчатки, но и с коллегами из соседних регионов. К приему, к обработке были привлечены 89 перерабатывающих судов почти со всего Дальнего Востока: 59 камчатских судов, 28 – приморских, по одному судну Хабаровского края и Сахалина. Изменился количественный и качественный состав флота: на приемке работало больше крупнотоннажных судов, за счет чего значительно выросла и суточная переработка. В сравнении с 2009 годом судами было принято на 11 тысяч тонн лососей больше.
Кроме того, непосредственно перед путиной на восточном побережье были открыты два современных рыбоперерабатывающих завода, мощностью 170 тонн готовой продукции в сутки каждый, а также значительно модернизированы имеющиеся производства.
- Прежде довольно часто от рыбаков приходилось слышать такую фразу в адрес государства: не надо помогать – только не мешайте работать, справимся и сами. В нынешнюю лососевую путину, судя по отзывам самих рыбопромышленников, похоже, удалось выработать схему сбалансированного участия власти в рабочем процессе – хорошую организацию на промысле отмечали многие.
- Анализируя итоги путины, необходимо отметить, что для результативного промысла тихоокеанских лососей, время хода которых очень коротко, важно обеспечить условия, при которых рыбак имеет возможность направить все силы на организацию добычи водных биоресурсов. На мой взгляд, одним из наиболее верных принципиальных решений, обеспечивших успешное прохождение на Дальнем Востоке нескольких последних лососевых путин, является отмена общих допустимых уловов (ОДУ) тихоокеанских лососей. В настоящее время отсутствует необходимость длительной процедуры согласования и утверждения любой корректировки объемов их вылова.
Решением других задач, обеспечивших успех лососевой путины, занималась региональная комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб под руководством губернатора Камчатского края, в состав которой вошли представители регионального правительства, науки, общественных организаций, федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующих и проверяющих.
Комиссией в ограниченные сроки была проделана значительная работа. Более двадцати протоколов заседаний содержат массу решений, облегчающих работу рыбодобытчиков. Вкратце остановлюсь на основных. В 2011 году объемы вылова лососей до сведения рыбаков были доведены намного раньше, чем в предыдущие годы. Это позволило им более рационально подойти к планированию своей деятельности (в частности, как было отмечено, заблаговременно заключить договоры на морскую приемку лососей).
Кроме того, была использована система организации промысла 2010 года, при которой объемы вылова распределялись не между конкретными рыбопромысловыми участками, а устанавливались на участки побережья (включая реки) с предоставлением возможности рыбакам самостоятельно определять количество используемых в путину участков, орудий лова, объемы вылова. В свою очередь пользователи на основании рекомендаций комиссии добровольно согласились представлять ежедневную отчетность по вылову (отмечу, что по правилам рыболовства они обязаны делать это раз в 5 дней).
Ежедневный анализ поступающей информации о вылове в комплексе с традиционно выполняемыми специалистами территориальных структур Росрыболовства работ по обследованию водоемов позволил оперативно регулировать уровень заполнения нерестилищ производителями лососей. На основании этих данных принимались решения о введении временных запретов промысла либо об установлении дополнительных объемов для вылова. То есть решалась задача обеспечения устойчивого естественного воспроизводства лососей посредством пропуска на нерест оптимального количества производителей.
В период путины неоднократно устанавливались дополнительные дни пропуска и более длительные временные запреты лова тех или иных видов лососей в отдельных водоемах или на участках побережья. В то же время в других промысловых районах вследствие достаточного пропуска на нерест производителей были выделены для добычи дополнительно более 102 тысяч тонн лососей.
Необходимо отметить понимание специфики скоротечного лососевого промысла и оперативность работы всех структур, причем не только входящих в состав региональной комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. В разгар путины комиссия собиралась до 4 раз в неделю. В большинстве случаев для рассмотрения возникших вопросов, принятия решения, подготовки, утверждения протокола заседания и начала работы по внесению изменений и дополнений в выданные разрешения на добычу вылов водных биоресурсов требовалось не более 3-4 часов. В случае направления в Росрыболовство заявки на увеличение возможного вылова все необходимые процедуры выполнялись максимум в течение двух дней.
- Мы и сами смогли ощутить, насколько упрощала поиск оперативных данных о ходе путины публикация протоколов заседаний комиссии и иной полезной информации на сайтах теруправления, минрыбхоза и правительства края.
- Кстати, в утвержденных протоколах заседаний комиссии отражены далеко не все решения, которые позволили достигнуть такого уровня вылова. Зачастую в процессе работы комиссии обсуждались различные варианты развития лососевой путины, предлагались превентивные меры, обеспечивающие бесперебойный процесс лова. В частности, задолго до начала массовых подходов горбуши в Карагинской промысловой подзоне благодаря конструктивной позиции специалистов Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России в соответствии с нормами федерального законодательства был решен вопрос неоднократного пересечения государственной границы рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими судами. На совместном совещании с приглашением специалистов Россельхознадзора и региональной ветеринарной службы предложены и впоследствии реализованы более удобные для рыбаков меры по местам, срокам и условиям оформления сопроводительных документов на продукцию из водных биоресурсов.
В процессе деятельности комиссии было выработано множество конструктивных предложений по совершенствованию действующих нормативных правовых актов, ряд из которых лег в основу готовящихся в настоящее время дополнений и изменений как в закон о рыболовстве, так и в бассейновые правила рыболовства.
- Вы уже отметили, что путину местные рыбаки встретили во всеоружии, уделив повышенное внимание, в том числе, береговой переработке. Однако понятно, что реализованные к настоящему моменту проекты – это не кардинальное решение существующих проблемных вопросов, а, скорее, положительная тенденция в серьезной, обширной работе по их преодолению. В связи с недостаточностью инфраструктуры сегодня восток Камчатки не может работать в режиме прибрежного рыболовства в соответствии с той трактовкой термина, которая дана в Федеральном законе «О рыболовстве». По Вашему мнению, надо развивать территорию – строить цеха и холодильники – или вносить поправки в закон?
- Уверен, что для развития прибрежного рыболовства в регионе необходимо и то и другое, ведь на сегодняшний день не только восток, но и запад (может быть даже в большей степени) испытывает существенные затруднения при организации прибрежного рыболовства. И в первую очередь основные проблемы связаны с доставкой уловов водных биоресурсов. На полуострове имеется всего один морской порт и минимум причальных сооружений, предназначенных для разгрузки уловов. Суровые климатические условия ограничивают сроки навигации добывающих судов. Расстояния от мест промысла до мест сдачи уловов исчисляются сотнями морских миль, вследствие чего доставка уловов без потери качества становится невозможной. В большинстве районов рыба не образует постоянных промысловых скоплений в прибрежных водах. Это только малая часть проблем, ограничивающих возможность рыбакам осваивать прибрежные квоты.
И как следствие: по итогам двух последних лет 58 пользователей Камчатки в ближайшее время, весьма вероятно, лишатся своих квот в прибрежке, некоторые из них в том числе и по перечисленным мной причинам.
Правительство Камчатского края в последние годы неоднократно выступало с предложениями о расширении зоны прибрежного рыболовства, за дополнение закона о рыболовстве положением, разрешающим перегрузку уловов; за восстановление права на производство на судах продукции из уловов водных биоресурсов, добытых при осуществлении прибрежного рыболовства. Данное предложение было поддержано Росрыболовством. И согласно выполненным агентством экономическим расчетам по оценке эффективности реализации проекта постановления Правительства РФ по внесению изменений в постановление «Об определении районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства», реализация предлагаемых проектом постановления решений позволит увеличить ежегодные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов только в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 90 тысяч тонн. А общий объем ежегодных дополнительных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от уплаты налогов и сборов организациями рыбохозяйственного комплекса может составить более 500 миллионов рублей.
Учитывая стабильное состояние ресурсной базы Дальневосточных морей последних трех лет, в течение которых мы предлагали решить эту проблему, можно сказать, что Камчатка за этот период по предварительным расчетам могла бы освоить дополнительно порядка 150 тысяч тонн водных биоресурсов в режиме прибрежного рыболовства.
Что касается предложений по отмене запрета перегрузов при осуществлении прибрежного лова, то недавно было опубликовано интервью заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, в котором он отметил, что «можно обязать все суда доставлять самим свои уловы… Но это будет выглядеть так же, как если обязать комбайны ездить на элеватор для сдачи зерна…». Считаем, что решение снять запреты на перегрузку уловов так же необходимо, как и отмена запрета производства продукции из уловов на судах. Дело в том, что большинство типов судов для прибрежного рыболовства, определенных приказом Федерального агентства по рыболовству, конструктивно оборудованы мощностями по первичной переработке и заморозке уловов, и использовать эти суда только для добычи по меньшей мере нерационально.
На прошедшем 24 октября 2011 года заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которое проводил Первый вице-премьера Виктор Зубков, принят ряд важных, можно сказать, принципиальных решений, призванных ликвидировать пробелы в законодательстве, осложняющие развитие в том числе и прибрежного рыболовства в регионах. Отрадно отметить, что предложения по совершенствованию федерального законодательства, которые высказали представители Росрыболовства, правительства Камчатского края, а также президент Ассоциации добытчиков минтая – председатель Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока Герман Зверев, были единодушно поддержаны членами правкомиссии.
В результате федеральным органам исполнительной власти поручено в кратчайшие сроки представить в Правительство России проект постановления об установлении районов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в том числе и в Чукотском, Охотском, Беринговом, Японском морях и Северо-Западной части Тихого океана в отношении трансграничных видов рыб. А также разработать и представить проект федерального закона, предусматривающего возможность производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота, осуществляющих прибрежное рыболовство, и осуществления этими судами перегрузок такой продукции и уловов. Кроме того, было принято решение о необходимости внесения изменений и в постановление Правительства № 560 по неоднократному пересечению Государственной границы в части подготовки изменений, направленных на упрощение порядка получения указанного разрешения.
- Каковы сегодня береговые мощности Камчатки и есть ли перспективы и, главное, целесообразность их роста?
- Говоря о существующих береговых мощностях, о перспективах их роста, хотелось бы напомнить об основных этапах развития рыболовства на полуострове, ведь история развития рыбного промысла на Камчатке, а особенно береговой переработки, весьма интересна. Не будем заглядывать очень далеко, но вспомним, что примерно в первой половине прошлого века на обоих побережьях камчатского полуострова существовало около сотни рыбоперерабатывающих и рыбоконсервных заводов. До сих пор можно видеть на западном побережье их остовы. На этих заводах занимались посолом лососей, а на восточном побережье еще и сельди.
К середине шестидесятых годов политика государства в отношении береговой переработки изменилась. Предполагалось, что добытая в период краткосрочных лососевых и сельдевых путин рыба будет сдаваться для переработки на плавучие рыбоконсервные заводы и другие приемные мощности. В это время закрылось множество населенных пунктов, вполне реально обсуждался вопрос о переселении большинства жителей Камчатки на материковую часть страны, с завозом сезонных рабочих на период путин. К семидесятым годам на обоих побережьях Камчатки осталось чуть больше десятка рыболовецких колхозов и 4-5 государственных рыбоперерабатывающих заводов. Причем действовало правило: колхозы добывают рыбу и сдают для переработки на государственные предприятия. Первым практически запрещалось заниматься переработкой, вторым – добычей.
В восьмидесятых годах, для обеспечения занятости постоянно проживающего на побережьях населения, в немногочисленных населенных пунктах были построены тысячетонные холодильники, создавались запасы мороженой рыбы для производства в зимнее время консервов. Во главу угла была поставлена занятость населения, а не качество продукции, произведенной из размороженного сырья.
К середине девяностых годов этот вид береговой переработки уловов исчезает. Лососевый промысел ориентирован только на добычу и последующую сдачу уловов на морские перерабатывающие суда. Возникло множество небольших перерабатывающих производств, не имевших флота и участков добычи и работавших на покупном сырье либо на «сблокированных» квотах – части улова, передаваемой рыбодобытчиком с целью загрузки береговых перерабатывающих производств. Определялись такие квоты в свое время региональными рыбохозяйственными советами.
В такой ситуации Камчатка пребывала фактически до начала 2000-х годов. Предприятий, имеющих и флот, и рыбопромысловые участки, и собственную переработку, было немного.
Новый импульс развитие береговой переработки в регионе получило после проведения конкурсов и закрепления участков для промысла лососей сроком на 20 лет и распределения долей промышленных и прибрежных квот на 10-летний период. За три года, прошедших с момента распределения, на западном и восточном побережьях Камчатки существенно модернизировано и построено восемь современных заводов, нацеленных на выпуск высококачественной рыбной продукции. Это заводы предприятий ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ОАО «Колхоз им. Бекерева», ООО «Корякморепродукт», ООО «Дельфин», ООО «Северо-Восточная компания» (Восточное побережье), ООО «Витязь-авто», ООО «Рыболовецкая артель «Народы Севера», ООО «Лойд-Фиш» (Западное побережье). В результате увеличен выпуск продукции более чем на 1500 тонн в сутки, создано дополнительно около 1400 рабочих мест – и это в расположенных на побережье, значительно удаленных от центра поселках.
Организациями регионального рыбохозяйственного комплекса за прошедшие три года в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей, обновление флота вложено более 3,5 миллиардов рублей и до конца 2012 года будет инвестировано еще почти 2 миллиарда.
По вопросу о целесообразности роста береговых мощностей скажу, что перспективы развития регионального рыбохозяйственного комплекса правительство Камчатского края связывает, в первую очередь, с развитием береговой переработки, созданием мощного рыбопромышленного комплекса, полностью обеспечивающего добычу, хранение, переработку и реализацию продукции из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью. Первостепенную важность имеет и развитие береговой инфраструктуры глубокой переработки рыбы – именно данное направление признано приоритетным в соответствии с принятой в регионе Стратегией развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года.
К слову сказать, в целях оказания государственной поддержки развитию береговой переработки в регионе впервые за многие годы принята и действует долгосрочная краевая целевая программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2010-2012 годы».
- Может ли возникнуть дополнительный стимул для переработки в случае успешной практики доставки камчатской продукции потребителям в центральные регионы страны Северным морским путем?
- На мой взгляд, развитие этого стратегически важного проекта для нашей страны в целом и экономики Камчатки в частности трудно переоценить. Я считаю, что это реальная перспектива развития не только береговой переработки и рыбохозяйственного комплекса региона, но и действенный толчок для развития экономики всего субъекта. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что доставка первых пробных партий рыбопродукции Северным морским путем показала – существует реальная альтернатива железнодорожным перевозкам. Надеюсь, что тем самым будет положен конец монополии в портах Приморья, деятельности всех тех, кто, пользуясь ситуацией, делал на рыбаках сверхприбыли. Есть альтернатива – следовательно, существует и конкуренция, а это значит, что адекватными и приемлемыми для рыбаков станут цены и тарифы.
И самое основное – это то, что рыба не пойдет за рубеж, а будет доставляться напрямую в центральные регионы нашей страны и максимальную прибыль при этом получат рыбаки, а не посредники.
Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2011 г.