Андрей Крайний: В рыбной отрасли России идут активные преобразования. Мы реализуем открытую и понятную государственную политику в области рыболовства, продиктованную временем и национальными интересами. Недавно воссоздан единый полномочный и полноправный правительственный орган – Государственный комитет России по рыболовству. Нам поручено заниматься всем комплексом вопросов рыбохозяйственной деятельности страны. Естественно, первостепенное значение мы придаем развитию отечественного рыбного промысла и рыбопереработки, включая приоритеты обеспечения промысловыми квотами и экономическими преференциями. Но мы не забываем и о зарубежных партнерах, с которыми имеются межправительственные соглашения. Наше сотрудничество с Японией в области рыболовства имеет прочные договоренности и продолжительную взаимовыгодную практику. Это один из крупных компонентов добрососедского сотрудничества, которое, несомненно, будет развиваться.
Правительства России и Японии заключили четыре соглашения в сфере рыболовства. Эти документы создали прочную нормативную базу нашего взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества. Однако это не означает, что отсутствует перспектива совершенствования и развития межгосударственного правового регулирования. Скажем, наш обоюдный интерес заключается в добросовестном контроле за поставками рыбопродукции с российских судов в порты Японии. Уверен, что наши японские коллеги стремятся, как и мы расширить сотрудничество в области совместной борьбы с браконьерским ловом российскими судами, а также судами под флагами третьих стран. Взаимовыгодную перспективу имеют создание на российском берегу современных рыбоперерабатывающих предприятий на основе передовых японских технологий, поставки нашей рыбопродукции на японский рынок, совместная работа на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Те шаги, которые уже реально сделаны, вызывают удовлетворение. Мы видим понимание японских коллег проблем браконьерского промысла в нашей исключительной экономической зоне. Активный информационный обмен между профильными ведомствами, возникший в развитие достигнутых договоренностей на встрече на высшем уровне в Сиднее, открывает широкий путь совершенствования взаимодействия между Россией и Японией в области рыболовства. А теперь я готов ответить на поставленные вопросы.
- Когда и на какой срок планируется закрыть Западно-Камчатскую подзону вылова краба, о которой шла речь в Вашем интервью газете «Коммерсантъ» 19.10.07? Есть ли возражения по этому поводу у местных рыбаков и жителей? Планируется ли закрытие еще каких-либо зон вылова краба? Можно ли считать закрытие Западно-Камчатской подзоны экспериментом, который впоследствии будет распространен на другие районы?
- Думаю, вы согласитесь, что при надлежащем взаимодействии в вопросах предотвращения незаконного промысла будет проще решать весь комплекс проблем, который волнует японскую сторону. Поставки живого краба – один из самых животрепещущих вопросов. К слову сказать, проблему браконьерского промысла и контрабанды морепродуктов мы обсуждаем не только с японской стороной, но и со всеми сопредельными с Россией государствами. Основными импортерами являются Китай, Корея, США и Япония. Вы легко можете проанализировать внешнеторговую статистику упомянутых стран и увидите объемы вывоза крабов из дальневосточной России. По нашим оценкам, наблюдается перелов ОДУ в три, а отчетного вылова – в пять раз. Особую тревогу вызывает перелов камчатского и синего краба. Соответствующие показатели отличаются в 7-8 раз. По нашему мнению, основной питательной средой браконьерства и вывоза незаконно добытых уловов за рубеж является то, что там закупают эти уловы.
Вопрос о закрытии промышленного лова краба камчатского в районе Западной Камчатки особо остро встал в конце прошлого года. Обеспокоенность возможными негативными последствиями промышленного вылова камчатского краба в этом районе высказывали и руководители нашего ведомства, и губернаторы Дальневосточного региона, и рыбопромысловики, и, главное, ученые. Поступают сотни авторитетных обращений с рекомендациями запретить промышленный лов камчатского краба в районе Западной Камчатки на 5 и более лет. Уже всем очевидно: популяции нужна передышка. Иначе мы рискуем потерять краба навсегда. Повторю, эту тревогу бьют прежде всего ученые. Поэтому государственная экологическая экспертиза весь объем ОДУ краба камчатского в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах на 2008 год рекомендует использовать исключительно в научно-исследовательских и контрольных целях.
Таким образом, идея запретить вылов краба на несколько лет вызвана катастрофическим сокращением запасов этого вида. Эта мера рекомендована российскими учеными как вынужденная и временная. Это позволит спасти и восстановить популяцию камчатского краба российской зоны. В ближайшей перспективе запрет на промысел краба будет реализован. Легальный экспорт живого краба в Японию возможен при соблюдении сторонами действующего законодательства обеих стран в таможенной области и совместных усилий по искоренению браконьерства. Для стабилизации состояния запасов и обеспечения поставок живого краба необходим, подчеркиваю, временный – на несколько лет – запрет на промышленный лов.
- 26-27 сентября в Токио состоялись российско-японские переговоры по вопросам браконьерского лова. Какие конкретные требования к Японии выдвинула российская сторона? Затрагивался ли вопрос о возможном запрете на вылов краба в российских водах? Когда планируется провести следующий раунд переговоров и какие темы предполагается обсудить в его ходе?
- Вы видите, что Россия сейчас активизировала борьбу с браконьерством и незаконным экспортом морепродуктов. Мы предлагаем японской стороне также активизировать и корректировать схемы взаимодействия, предусмотренные обменными нотами МИД России и МИД Японии от 9 марта 2006 года о создании действенного механизма в этом направлении. А именно. Мы бы могли определить совместные меры, реализация которых будет способствовать изменению ситуации с оформлением российских судов на основе предъявляемых ГТД (грузовых таможенных деклараций). Мы бы могли провести взаимные консультации представителей контрольных служб с целью обмена опытом, связанным с оформлением судов, доставляющих морепродукцию из России в Японию. Аналогично схеме НЕАФК плодотворным видится достижение договоренностей о введении схемы портового контроля. Присутствие российских наблюдателей в Японских портах, осуществляющих прием продукции водных биоресурсов с российских судов и судов под удобными флагами также, надеюсь, будет интересен японской стороне. И главное конечно, к чему можно совместно двигаться, – это заключение соглашения между правительством РФ и правительством Японии о сотрудничестве в области предотвращения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла водных биоресурсов.
Мы видим, что Японию также волнует тема незаконного промысла водных биоресурсов в целом и краба, в частности. Японские коллеги также констатируют катастрофическое сокращение популяции краба у берегов Камчатки в результате браконьерского лова. За два последние года численность промыслового камчатского краба сократилась более чем на 40 процентов. В цифрах это десятки миллионов особей, в весе – тысячи тонн. И все это – результат крупномасштабного браконьерства. Лишь в одном уголовном деле в отношении руководителей и владельцев компании «Восточные рыбные ресурсы» фигурирует до 15 тысяч тонн браконьерской крабопродукции на сумму около $200 млн. Ежегодно этот объем добывался в исключительной экономической зоне России, вывозился и легализовывался в США.
Руководитель нашего внешнеполитического ведомства Сергей Лавров говорил, что в Москве «придают большое значение ведущимся с японской стороной переговорам по взаимной правовой помощи по уголовным делам, сотрудничеству и взаимной помощи в таможенных делах, налаживанию взаимодействия в сфере противодействия «отмыванию» преступных доходов». Под словами о том, что только комплексный подход ко всем аспектам российско-японского сотрудничества в области рыболовства способен обеспечить соблюдение взаимных интересов в этой области, стабильный и безопасный промысел для всех честных рыбаков, я готов также подписаться.
Дополнительные возможности эффективной эксплуатации водных биоресурсов нашей исключительной экономической зоны открывает только что принятые Государственной Думой России поправки в закон «О рыболовстве». В связи с этим хочу обратить ваше внимание на то, что мы четко понимаем: японский капитал присутствует в учредителях некоторых российских рыбопромысловых компаний. Японские финансово-промышленные группы кредитуют российские компании при подготовке к промыслу, а расчет с ними производится поставками рыбопродукции. Такие схемы работают уже на протяжении последних 10-15 лет. В связи с этим вопросом хочу обратить ваше внимание на то, что в большинстве рыболовных стран мира рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. В ближайшее время мы намерены прекратить выдачу квот зарубежным компаниям и отдавать предпочтение отечественному промыслу. Мы также намерены привлекать инвестиции, в том числе и иностранные, в береговую рыбопереработку.
- Намеревается ли Россия на предстоящем в ноябре в Риме форуме по линии ФАО выступить с какими-либо новыми предложениями в адрес Японии и других стран, имеющих порты, относительно мер борьбы с браконьерством? В чем заключаются эти предложения? Являются ли эти инициативы дополнением к новому международному договору, заключить который предполагает Комитет по рыболовству ФАО (cofi) в 2009 году? Поддерживают ли в основном новый договор такие страны, как Япония и Китай? Удастся ли реализовать подписание этого договора в 2009 году? Россия присоединилась к ФАО в апреле прошлого года. Это было сделано для того, чтобы эффективнее бороться с браконьерством?
- Госкомрыболовство примет самое активное и непосредственное участие в работе предстоящего форума в Риме, в штаб квартире ФАО. Основным вопросом будет являться вопрос развития мировой аквакультуры. Мы планируем обсуждать данные вопросы. Наше участие в ФАО, надеюсь, позволит нам решать комплексные задачи, в том числе и вопросы браконьерства.
В реализации межправительственных договоренностей и определении квот для иностранцев в наших водах мы будем руководствоваться и состоянием запасов морских биоресурсов, и размером выплачиваемой компенсации. Мы будем учитывать и принцип взаимности, оценивать уровень сотрудничества с заинтересованными странами в области рыболовства, соблюдение иностранными рыбаками правил промысла, состояние взаимодействия в области борьбы с браконьерским промыслом и контрабандой морепродуктов, эффективность принимаемых нашими партнерами мер по недопущению в свои порты браконьеров и контрабандистов.
- Каковы цели создания государственных предприятий в рыболовной отрасли?
- Отечественный рыбопромысловый флот практически прекратил промысел водных биоресурсов во многих открытых и освоенных в прошлые годы районах Мирового океана. В недалеком прошлом мы добывали там до 5 млн.тонн морепродуктов. Сегодня Россия сосредотачивается. Мы возвращаемся в Мировой океан. Именно с целью сохранения и развития научно-производственного потенциала рыбопромышленного комплекса, концентрации производственных и финансовых ресурсов мы решили создать государственную корпорацию «Росрыбфлот».