От первого лица

23 августа 2010 года
Андрей КРАЙНИЙ

Три года роста

Андрей КРАЙНИЙ , Руководитель Федерального агентства по рыболовству

В августе 2007 года, ровно 3 года назад, состоялось заседание Президиума Госсовета в Астрахани. Именно тогда, на наш взгляд, был определен вектор развития отечественного рыбохозяйственного комплекса, когда из малозаметной ветви сельского хозяйства, рыболовство стало одним из приоритетных и, главное, развивающихся отраслей экономики.

В результате реализации решений, принятых на астраханском Госсовете, рыболовство совершило резкий рывок вверх, показав в прошлом году лучший результат за последние 7 лет. Так, решение об обязательной доставке всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию, позволило сделать работу отрасли прозрачнее, получить внятную статистку и, можно сказать, отделить зерна от плевел. То есть понять, где же у нас рыбаки, а где – браконьеры. Этому же способствовало выполнение поручения по созданию отраслевой системы мониторинга, результатами которой успешно пользуется не только Росрыболовство, но и ФСБ, что помогло существенно сократить нелегальную добычу биоресурсов. При этом введен запрет на использование судов, не находящихся в собственности российских пользователей. К сожалению, данная мера на Госсовете обсуждалась только для исключительной экономической зоны России, а в итоге была введена для всего Мирового океана. Росрыболовством подготовлены соответствующие изменения в законодательство, которые были поддержаны Правительством, но пока они не прошли рассмотрения в Государственной Думе.

Успешно выполняется поставленная Госсоветом задача по заключению соглашений со странами-импортерами российских морепродуктов в рамках борьбы с ННН-промыслом. На Северной Атлантике у нас действует жесткий порт-контроль в рамках НЕАФК.

Недавно норвежский министр рыболовства и береговой администрации Лизбет Берг-Хансен поблагодарила Россию за сотрудничество в области рыболовства. Согласованные усилия российских и норвежских властей позволили прекратить незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел трески в Баренцевом море. По ее словам, в 2009 году незаконного промысла трески в бассейне Баренцева моря вообще не обнаружено. Сейчас, к слову сказать, запас этой породы в Баренцевом море самый устойчивый и здоровый в мире. Он обеспечивает хорошую прибыль для российских и норвежских рыбаков. Мы уверены, причины увеличения численности рыбы в том, что в последние годы прекращен промысел мелкой трески и ограничена добыча мойвы, которая является для трески основной кормовой базой.

В прошлом году подписано прорывное соглашение по предотвращению ННН-промысла с Республикой Корея. С 15 июля 2010 года это соглашение начало работать. Кроме того, Россией подписано соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла, принятого ФАО. Разработано и проходит согласование соглашение с Канадой. В 2009 г. подписан Российско-Японский межправительственный меморандум о готовности к разработке Соглашения по борьбе с ННН-промыслом. Аналогичный меморандум находится на рассмотрении с Китайской Народной Республикой, и мы планируем его скорейшее подписание.

Кардинальные изменения в рамках поручений произошли в работе отраслевой науки. В соответствии с изменениями в Закон о рыболовстве рыбохозяйственная наука была переведена на бюджетное финансирование. При этом было в сотни раз по отдельным бассейнам сокращено ресурсное обеспечение исследований, а высвобожденные объемы были переданы в промышленность. В то же время из первоначально запланированных на финансирование науки 6,8 млрд. руб. в 2009 году было выделено 4,4 млрд. руб., которые из-за кризиса в результате секвестра превратились в 3,2 млрд. руб. Однако необходимо отметить, что, невзирая на явное недофинансирование, наши институты все равно остаются лидерами в изучении биоресурсов и не только в России, но и за рубежом.

Снижение различных административных барьеров, налаживание работы Росрыболовства, законодательно принятый принцип долгосрочного закрепления долей и рыбопромысловых участков позволили отрасли выбраться из затяжного кризиса и начать уверенный рост.

Суммарный вылов в 2009 г. превысил 3,8 млн. тонн. Как и в предыдущие годы после распада СССР, когда отечественный флот резко снизил свое присутствие в конвенционных районах и в зонах иностранных государств, большая часть нагрузки пришлась на исключительную экономическую зону и внутренние воды Российской Федерации. Основной вклад в суммарную добычу в морских водах традиционно внес Дальневосточный бассейн. Вылов рыбаками этого региона в 2009 г. превысил 2,2 млн. т. Ощутимый рост показали также предприятия Северного и Западного бассейнов, увеличился вылов рыбы во внутренних водоемах страны. В то же время произошло снижение российской добычи за пределами ИЭЗ России, в том числе и предприятиями дальневосточного региона. Но и в этом направлении в текущем году наметился положительный тренд.

Одним из важнейших решений Госсовета было внесение изменений в законодательство, направленные на снижение числа видов регулируемых через ОДУ, а также переход к оперативному регулированию добычи лососей. Эти поручения были полностью выполнены, и результат не замедлил сказаться.

В Дальневосточном бассейне в 2009 году вылов не квотируемых объектов (без лососей) составил 146,2 тыс. тонн, что в 1,6 раза превысило их освоение в 2008 г., когда эти виды квотировались. Наиболее показательны в этом отношении следующие цифры: рост вылова скатов составил по сравнению с предыдущим годом в 2-5 раз, добыча камбал в отдельных подзонах увеличилась в 1,5-2 раза. В Южно-Курильской зоне в 2009 году вылов лемонемы составил 891 тонну при полном отсутствии ее промысла в 2008 году.

Были в прошлом году поставлены и настоящие рекорды. Так, по итогам прошлого года вылов тихоокеанских лососей составил 538 тыс. тонн, что стало максимальным значением за всю историю отечественного лососевого промысла. Кроме крайне благоприятного сочетания биологических условий, в результате чего были колоссальные подходы лососей в реки, ключом к такому успеху стала организация промысла на совершенно новой основе, а также тесное взаимодействие всех заинтересованных органов исполнительной власти.

В текущем году рыбаки взяли еще больший разгон. Конечно, говорить о каких-то итогах еще рано. Но на начало второго полугодия опережение по вылову составляло порядка 200 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Четный, «негорбушевый» год внес, конечно, свои коррективы. Однако Росрыболовство и не рассчитывало на большие подходы лосося, поэтому ставка была сделана на совершенствование организации других видов промысла. В первую очередь это было сделано за счет своевременного выхода приказов, регламентирующих вылов. В результате проведенной работы впервые за последние годы рыбаки получили возможность осуществлять промысел практически во всех районах уже с 1 января 2010 года. В последующем мы намерены неукоснительно обеспечивать своевременный выход российских судов на промысел. Таким образом, внеся изменения в нормативную правовую базу, наладив систему организации внутренней работы в управлениях для своевременного выхода приказов и введя механизм оперативного регулирования промысла неквотируемых видов, Росрыболовство обеспечило прирост вылова в соответствии с базовыми показателями Федеральной целевой программы.

Надо сказать, что не все поручения Госсовета были полностью реализованы. Часть из них была впоследствии изменена, а по некоторым мы даже получили совершенно иные установки. Например, Росрыболовству было поручено проработать вопрос регулирования вылова за счет сбалансированности ресурсной базы и добывающих мощностей. Принятый принцип долгосрочного закрепления долей вместе с выведением почти 60% всех объектов из перечня квотируемых позволил на настоящий момент создать систему соответствия флота и ресурсов в российских водах. Однако полученное нами в этом году поручение по введению «квот под киль» для обеспечения загрузки российских верфей перечеркивает основу Закона о рыболовстве и может привести к чрезмерной нагрузке на основные промысловые популяции и к дисбалансу флота и ресурсной базы.

Говоря о будущем, Правительство поставило перед нами довольно сложные задачи по обеспечению роста вылова и внутреннего потребления. В 2010 году, в соответствии с ФЦП, российский вылов должен составить 3,8 млн. тонн. Данный показатель будет достигнут и, скорее всего, даже превышен. Вылов в 2011 году в соответствии с индикаторами ФЦП должен составить 4 млн. тонн, в 2012 году – 4,3 млн. тонн, в 2013 году – 4,7 млн. тонн. Встает вопрос: за счет чего могут быть выполнены указанные показатели. Новых ликвидных ресурсов для обеспечения такого роста в наших водах не появится, работа флота во многих районах Мирового океана становится все более затруднительной. Революционных изменений в действующем законодательстве в ближайшее время также не предвидится. Во всяком случае Росрыболовство выступает за то, чтобы в ближайшие годы Закон о рыболовстве претерпевал бы минимальную трансформацию. Данное решение обусловлено желанием установить для рыбаков стабильные условия работы и дать им возможность строить долговременные планы развития бизнеса. Однако нами подготовлен ряд поправок, которые, не меняя в принципе закон, исправляют выявленные за последние годы недоработки. Данный законопроект в начале февраля был направлен Правительством в Государственную думу, но не был рассмотрен в весеннюю сессию. Необходимо отметить, что принятие этих поправок позволит урегулировать такие важные вопросы, как многоцелевое использование рыбопромысловых участков, вопросы оперативного регулирования рыболовства, государственного контроля и надзора и усиление административной и уголовной ответственности за нарушения.

При этом работу в этой области мы сворачивать полностью не собираемся. Совместно с ассоциациями рыбаков Росрыболовство постоянно прорабатывает меры по стимулированию процессов обновления российского флота. Причем наша позиция тут строится не на административных воздействиях, которые могут привести к сворачиванию положительных тенденций, наблюдаемых в отрасли, а на проработке мер экономического характера. И тут одним из основных стимулов может стать внедрение механизма вторичного оборота долей, в том числе использование их в качестве залога при строительстве флота.

Подводя итог, хочу отметить, что рост российского вылова и производства продукции возможен в будущем, в первую очередь, за счет перехода от экстенсивного и инерционного развития к инновационному. При этом, наращивая вылов, мы должны обеспечить в обязательном порядке следующие условия:

- безусловный приоритет стратегии долгосрочного неистощительного использования ресурсов на основе научно обоснованных рекомендаций;

- максимально жесткое противодействие ННН-промыслу и легализации незаконно добытых водных биоресурсов и продукции из них;

- обеспечение качества безопасности рыбной продукции, поставляемой на российский рынок.

С учетом этих базовых требований, развитие рыбохозяйственного комплекса России должно происходить за счет модернизации и обновления рыбодобывающего флота путем экономического стимулирования этого процесса. Это позволит рентабельно осваивать не только высоко ликвидные виды, которые и сейчас выбираются практически полностью, но и использовать значительный, уже разведанный резерв водных биоресурсов в наших водах, а также вернуться в районы Мирового океана, оставленные после развала СССР.

Другая точка роста, на наш взгляд, – аквакультура. В настоящее время функции в области регулирования аквакультуры переданы Росрыболовству. На финальной стадии находится и подготовка Закона об аквакультуре. Понятно, что климатические условия нашей страны, на первый взгляд, не способствуют этому виду деятельности. На фоне правового вакуума в отечественной аквакультуре преобладают технологии экстенсивного и полуинтенсивного выращивания пресноводных объектов (карп и растительноядные рыбы), что не позволяет удовлетворять существующие потребности. Важно учитывать, что хотя Россия не может соревноваться с мировыми лидерами в производстве семги, креветок или моллюсков, но в нашей стране имеются хорошие условия для выращивания, например, сиговых видов рыб, форели, а достижения отечественной марикультуры по выращиванию трепанга вообще уникальны. Следует отметить, однако, что аквакультура невозможна без современных технологий и разработок, а, соответственно, без финансирования. Однако передав нам полномочия по этому направлению, нам не передали выделяемые для этих целей бюджетные ассигнования.

В целом же хочу отметить, что бизнес уже отреагировал на изменения правового поля и работы ведомства. Долгосрочное закрепление долей и рыбопромысловых участков дало толчок строительству новых перерабатывающих заводов на Камчатке, на Сахалине, компании стали вкладываться в модернизацию судов, устанавливая на них оборудование для глубокой переработки уловов. Процесс пошел, и тут надо не только помочь рыбакам соответствующими изменениями в нормативной базе, но важно также не задушить начавшийся рост плохо проработанными решениями.

РИА Fishnews.ru

Август 2010 г.

Андрей КРАЙНИЙ , другие интервью.

09 октября 2008 года
Андрей КРАЙНИЙ

«Россия сосредотачивается» на рыбной отрасли

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Росрыболовства

Назначение Андрея Анатольевича Крайнего на должность руководителя Федерального агентства по рыболовству в среде рыбопромышленников было принято с воодушевлением. Разумеется, когда системный кризис доверяют «разруливать» профессионалу в данной отрасли, все ждут от него и профессиональных управленческих решений. С этой темы и начал разговор главный редактор журнала «Fishnews – Новости рыболовства» с новым руководителем Росрыболовства.

17 октября 2008 года
Андрей КРАЙНИЙ

У России и Японии в области рыболовства большое будущее

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Государственного комитета РФ по рыболовству

Интервью руководителя Государственного комитета РФ по рыболовству Андрея Крайнего информационному агентству «Киодо Цусин».

20 октября 2008 года
Андрей КРАЙНИЙ

В продаже стало значительно меньше браконьерской икры

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Госкомрыболовства

По мнению руководителя Государственного комитета по рыболовству Андрея Крайнего, нелегальный рынок осетровых в России, включая и «черный» рынок черной икры исчисляется астрономической цифрой в 25-26 миллиардов рублей. Колоссальные прибыли браконьеров поставили под угрозу исчезновения и ценный вид рыбы, и брэнд «Русская икра».

13 ноября 2008 года
Андрей  КРАЙНИЙ

Кто лишал нас возможности ставить перед собой амбициозные задачи?

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Федерального агентства по рыболовству

В период подготовки интервью с руководителем Федерального агентства по рыболовству Правительством Российской Федерации были приняты Постановления, определяющие порядок распределения квот. Документы касаются правил распределения квот добычи водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в районах действия международных договоров, проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи водных биологических ресурсов. По мнению Андрея Крайнего, это целый комплекс документов, позволяющих констатировать, что в нашем секторе появляются чёткие и долгосрочные правила работы. Главное, - подчеркнул он, - для рыбного бизнеса в России открывается новый горизонт и масштаб планирования. Тем не менее «Fishnews – новости рыболовства» задали главе Росрыболовства еще несколько вопросов.

21 ноября 2008 года
Андрей  КРАЙНИЙ

Рыбные запасы – гарант продовольственной безопасности России

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Федерального агентства по рыболовству

С будущего года все морепродукты, добытые в исключительной экономической зоне России, будут проходить российское таможенное оформление. Сейчас в Федеральном агентстве по рыболовству завершается работа по распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на десятилетний период. Ранее состоялось конкурсное распределение рыбопромысловых участков на 20 лет. Промышленное рыболовство страны наконец-то получает продолжительный горизонт планирования, инвестиционно привлекательные правила. Целый комплекс долгосрочной нормативно-правовой базы для эффективной работы инновационного закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» заработает в полном объеме с 1 января следующего года. Оценку текущей ситуации в отрасли для РИА Fishnews.ru дал руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.

27 декабря 2009 года
Андрей КРАЙНИЙ, руководитель Росрыболовства

Отчего растет рыба?

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Росрыболовства

В 2009 году рыболовная отрасль оказалась одной из немногих, в которых зафиксирован рост. В ряду развивающихся секторов российской экономики оказались, с одной стороны, сельское хозяйство, получившее беспрецедентно большую государственную поддержку, а, с другой стороны, телекоммуникации – массово растущее направление человеческой деятельности. Рыбохозяйственный комплекс не может похвастаться ни огромными вливаниями бюджетных средств, ни, к сожалению, особой инновационностью. И тем не менее оказался «в плюсе». О причинах этой тенденции и перспективах журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.

16 марта 2011 года
Руководитель Федерального агентства по рыболовству  Андрей КРАЙНИЙ

Отрасль растет

Андрей КРАЙНИЙ , Руководитель Федерального агентства по рыболовству

Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2010 году и задачи на 2011 год. Доклад руководителя Росрыболовства на заседании Коллегии Росрыболовства 16 марта 2011 года.

25 ноября 2011 года
Андрей КРАЙНИЙ

Рыбохозяйственный комплекс страны на подъеме

Андрей КРАЙНИЙ, Руководитель Федерального агентства по рыболовству

Рыбная отрасль за последние три года демонстрирует устойчивый рост. Событий в ней каждый год происходит немало. Однако самыми шумными стали последние шесть месяцев, в течение которых идет активная работа над правительственным проектом Федерального закона «О любительском рыболовстве». Росрыболовство стало одним из наиболее упоминаемых госорганов в стране. Документ даже был выставлен на общественное обсуждение. О новом законопроекте и об общей ситуации в отрасли рассказал глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.