Газета «Рыбак Камчатки»

Море, звезды, "Паллада"...

Сегодня быть романтиком, мечтающем о дальних странах и бескрайних морях, – не слишком модно. Потому как «бороздить океаны» не всегда прибыльно, гарантирует долгие отлучки от тихой жизни на берегу, да и сил требует немалых… Ради чего, спрашивается, напрягаться? Но, смею вас заверить, что даже в наш прагматичный век встречаются впечатляющие исключения. Например, курсанты КамчатГТУ, недавно вернувшиеся из учебного рейса, который проходил на знаменитой «Палладе». Для Александра ТАРНАВСКОГО, побывавшего в морском путешествии, жизнь под парусами – мечта и призвание. Настоящие романтики всегда знают, чего хотят…

- У нас в мореходке первая практика проходит на «Палладе». Желающих попасть на этот парусник всегда очень много, потому как фрегат – настоящее достояние России. Мы были за границей, и нигде там не видели такой красоты.

- Александр, как начался ваш 71-дневный учебный рейс?

- Выход в море состоялся 2 июля – мы загрузились на «Палладу», где нас уже ждали курсанты из Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и Сахалина. Всего на паруснике нас было 180 человек. 16 июля мы уже были в корейском порту Йосу. Пробыли там 3 дня, хотя и планировалось изначально шесть. Но на Корею стремительно надвигался тайфун, поэтому нас быстро выгнали в море.

- Значит, штормы не обошли вас стороной?

- Этот тайфун нас все-таки задел. А потом мы еще трижды попадали в штормы. Но это было незабываемо! Дует ветер, крен в 20 градусов, а ты лезешь по реям на мачту и ставишь паруса! Поначалу было даже страшновато, но потом уже привыкли. К тому же, нас готовили серьезные люди, и мы знали, что делать в такой ситуации. Это была отличная возможность показать на деле все, что мы умеем. И хотя штормы были не сильные, зато продолжительные – до суток длились. Некоторые ребята даже с верхних полок кроватей падали.

- Как вас встречали в других странах?

- В Корее приход «Паллады» – ежегодный праздник. К этому событию жители города готовятся заранее. Мы забираемся на мачты и приветствуем их, а они по-настоящему радуются. Нескольких курсантов специально обучали английскому языку, чтобы они, как настоящие гиды, проводили экскурсии по судну для корейцев. Они просили с нами сфотографироваться, задавали разные вопросы, интересовались.

Затем мы последовали в Китай и в Даляне были уже 6 августа. Город, безусловно, красивый. Но там было не так интересно, как в Корее. Китайские жители более равнодушны, с ними особо не пообщаешься. Зато нас часто отпускали в увольнительную, и мы могли гулять по городу.

А 30 августа были уже во Владивостоке. Почти до конца рейса стояли в порту, поэтому тоже можно было свободно уходить в увольнение. Здесь уже разрешалось гулять не по форме, а в гражданской одежде. Это за границей наша форма впечатляет своей красотой, а в нашей стране этим особо никого не удивишь! Так через две недели мы оправились на саммит АТЭС.

- В чем заключалось участие камчатских курсантов в саммите?

- За эти годы «Паллада» зарекомендовала себя с очень хорошей стороны, поэтому курсантам и предложили принять участие в этом празднике.

Кстати, наряду с нами в саммите участвовал и владивостокский парусник «Надежда», на котором обучают не рыболовецкому делу, как у нас, а исключительно морскому. Что еще интересно, там парней и девушек набирают в одинаковом количестве.

Мы уже заранее стали готовить для зрителей представление – нам предстояло показать парусник в лучшем виде, продемонстрировать свои морские умения. Практически весь рейс мы постоянно что-то подбивали, подкрашивали на судне. Кроме того, на «Палладе» была специальная световая техника, поэтому парусник поздним вечером светился и мерцал разноцветным огнями. Единственный минус – шел сильный ливень: нам буквально приходилось выжимать свою одежду. Тем не менее зрителей было много – никто не хотел пропустить такое зрелище, а еще салют и лазерное шоу. По окончании праздника капитан похвалил нас, отметив, что мы действительно достойно показали себя – подготовили парусник лучше, чем курсанты «Надежды».

- Какие сложности возникали во время рейса? Или все было радужно?

- Ну, без сложностей не бывает. Основная из них – непредсказуемость погоды. Было то холодно, то резко жарко. Бывало, что время до саммита ограничено, нужно вести покраску судна, а на улице сильный ветер и дождь. Поэтому народ частенько заболевал – мне и самому приходилось лежать в лазарете. Другая сложность – адаптация к новому режиму. Мы несли вахты сутки через сутки, постоянно не высыпались. Сначала даже пытались где-то проспать, не пойти на учебу. Нас за это, естественно, наказывали, ставили в наряды. И если в начале рейса курсанты нередко злились на такие, как казалось, жесткие условия, то к концу – мы были благодарны за то, что нас научили дисциплине, сделали из нас настоящих моряков. Да и к распорядку уже привыкли, знали, что и когда делать…

- А какой был распорядок дня на «Палладе»?

- Подъем в 7 часов. Через 15 минут нужно быть на палубе, где нас сначала переписывали, а потом начиналась зарядка. Она заключалась в том, что мы по очереди поднимались на мачту по одной стороне и спускались по другой. Затем мы отправлялись на завтрак, который проходил в 2 смены. Пока одна смена завтракает, другая готовится к построению – готовит форму, натирает ботинки. Затем все собираются на построение, где под гимн поднимается флаг России. Проспать это мероприятие – грубейшее нарушение распорядка дня. Однако командиры отмечали, что камчатские курсанты нарушали распорядок реже остальных.

После подъема флага – ежедневная малая уборка: мыли трапы, кабинеты. Судно было настолько чистое, что мы иногда могли просто лечь на палубу без страха испачкать форму. Далее по распорядку – учебные занятия или работы. Потом обед и небольшой отдых и опять на работу, которая на судне есть всегда. В 16 часов полдник и свободное время, в которое каждый мог делать свои дела: кто-то занимался спортом (на палубе разрешалось выставлять тренажеры), кто-то готовился к экзаменам. В 18 часов – подготовка к построению, в 19 – развод, смена вахт. Затем ужин, в 22 часа – вечерняя поверка, во время которой происходила перекличка и каждый мог высказать свое мнение о прошедшем дне. Курсанты рассказывали, что им понравилось, показалось сложным, спрашивали совета по непонятным вопросам.

- Какой совет можно назвать самым ценным и запоминающимся?

- Чтобы не гладить гюйс каждый день, его можно на ночь просто положить под матрас. И действительно, так не выгладишь даже утюгом!

- Какие нарушения среди курсантов были самыми распространенными?

- Поначалу забывали чистить ботинки, потом некоторые просыпали утренние построения. Но чаще всего после отбоя хотелось погулять по палубе, пообщаться с приятелями – в общем, за это нас тоже ругали.

- Выступая на вручении грамот курсантам КамчатГТУ, ты сказал, что камчатским ребятам не было равных. В чем именно?

- Мы отличались взаимовыручкой и командным духом. Никто не бросал товарища в беде, никто ни с кем не ругался. Курсанты других университетов даже завидовали нам, так как они не могли найти общего языка, как мы. Кроме того, мы подсказывали и помогали ребятам морского лагеря из Комсомольска-на-Амуре – все они ученики 9-х классов.

- Неужели на «Палладе», в отличие от «Надежды», был исключительно мужской коллектив?

- Нет. У нас были 2 девушки из камчатского вуза. Они заступали только на вахту на руле – с 8 до 12 часов – и могли свободно ходить в увольнение каждый день. Но это и понятно: девушки все-таки. А кроме наших, еще 2 пятикурсницы из владивостокской мореходки. Они выполняли функции помощников капитана.

- Удалось найти новых друзей?

- Практически со всеми курсантами на «Палладе» мы подружились уже через 2 дня. Они провели нас по главным достопримечательностям Владивостока. Рассказали, что однажды заходили в Петропавловск и хотят снова побывать здесь – уже самостоятельно. А так, конечно, мы обменялись друг с другом контактной информацией.

- Ну а для морской романтики находили время?

- После 18 часов, в разрешенное время, курсанты в большом количестве собирались на палубе судна. Иногда играли в волейбол, но чаще – пели морские песни под гитару. Нередко присоединялся к нашей компании и комсостав. Они, как уже опытные моряки, рассказывали нам всякие увлекательные истории. А еще в море незабываемые ночи. Кажется, что темнеет быстрее, чем на земле. И такие звезды, аж дух захватывает! Нам даже иногда разрешали подниматься по реям – с высоты судно кажется таким маленьким!

- Александр, а сам по какой специальности учишься?

- Учусь на мореходном факультете на судоводителя. Я с детства мечтал управлять судном. Кроме того, у меня и отец моряк, только подводник. На этой практике мне удалось постоять у штурвала – незабываемое ощущение. Думаю, я выбрал правильный путь.

- Чему тебя научила первая настоящая морская практика?

- В первую очередь, находить общий язык с другими людьми, помогать и поддерживать друг друга. Во-вторых, на «Палладе» нас обучали не только узко по специальности, а давали знания в общем. Мы и в машинное отделение ходили, и рефмеханики рассказывали нам о своей работе. Поэтому подготовка у нас действительно хорошая.

- Как думаешь, за какие заслуги тебе вручили благодарность от ректора университета?

- Я старался достойно выполнять все порученное. Кроме того, принимал активное участие в общественной жизни коллектива – мы устраивали концерт для курсантов и комсостава. Сначала готовили его для жителей Кореи, но из-за тайфуна показать его там так и не удалось.

- Какова твоя ближайшая цель?

- И на будущий год я очень хочу снова попасть на «Палладу», но уже матросом – нам всем недавно вручили соответствующие «корочки». Тем более что меня на этот парусник уже приглашали. А еще во Владивостоке есть большое красивое судно «Принцесса» – там бы я тоже поработать не отказался.

Дарья ЧЕРНЕНКО.