Российские порты проигрывают соседямДля увеличения поставок рыбы в российские порты нужны не директивы, а веские экономические стимулы. По мнению экспертов, развивать переработку, логистику, оптовую и розничную торговлю – задача не рыбака, а государства. |
Проблемы, с которыми сталкиваются российские рыбаки при поставках продукции в отечественные порты, и возможные способы их решения стали главной темой круглого стола, прошедшего 31 января в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Как сообщает корреспондент Fishnews, участники встречи попытались максимально охватить спектр вопросов, связанных с повышением объемов доставки уловов водных биоресурсов на территорию России, и заслушать мнения всех заинтересованных сторон.
На круглом столе было отмечено, что главная экономическая задача для внутреннего рынка – снижение цен на рыбу, только тогда возможен рост потребления рыбопродукции населением. Член экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Измайлов уточнил, что снижение цен должно распространяться на массовые породы рыб, к которым привыкли россияне: «Нужно традиционные виды сделать доступными – треску, минтай, а икру ежа у нас никто не будет потреблять». По словам члена экспертного совета, улучшать ситуацию нужно экономическими, а не административными мерами.
В свою очередь председатель Совета директоров ОАО «Южморрыбфлот» Александр Шулдык напомнил, что для рыбаков критерием выбора покупателя является только цена. «Когда перед нами стоит выбор – Россия или заграница, то мы учитываем таможенную очистку, разницу в логистике и налоги. Результат получается не в пользу России, и рыба идет на экспорт», – рассказал он.
По мнению Александра Шулдыка, настоящей причиной того, что сырье уходит в Китай, является более дешевая переработка, за счет чего китайские компании могут позволить себе покупать рыбу по более высоким, а значит, выгодным для рыбаков ценам. К тому же переработка рыбы является в основном ручным трудом, к которому китайцы приучены в большей степени, чем россияне. «В такой ситуации выгода очевидна: наша производительность в полтора раза ниже, а получаем мы в два раза больше», - указал он.
«Для начала надо четко представлять себе, чья это задача – увеличение поставок рыбопродукции на внутренний рынок и, в частности, в западную часть страны, – заявил глава медиахолдинга FishnewsЭдуард Климов. – Ответ на этот вопрос однозначен – это задача государственной власти. Это не значит, что государство должно самостоятельно заниматься перевозками, хранением и переработкой, оно должно решить задачу созданием условий, при которых бизнес выполнит государственную задачу».
«Задача рыбака – наиболее полно освоить имеющиеся лимиты, привезти рыбу на таможенную территорию РФ, пройти все контрольные и надзорные процедуры, выгодно – это особенно важно, – выгодно продать свои уловы, чтобы выполнить свое социальное предназначение – сохранить рабочие места и заплатить все налоги и сборы. Это не задача рыбака – развивать переработку, развивать логистику, судостроение, оптовую и розничную торговлю. Задача рыбака, повторю, выловить рыбу, соблюдая правила рыболовства, привезти и продать, заплатить людям зарплату и налоги государству», – подчеркнул он.
На деле выходит, что со времен реализации постановления Правительства № 184, которое обязало рыбаков все выловленные ресурсы везти на берег, государством не было сделано ничего с целью насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией. Рыбодобытчики, намереваясь сдать улов на родном берегу, по-прежнему сталкиваются с целым букетом проблем с санитарно-ветеринарным контролем, таможенным оформлением и т.д.
Есть и другие объективные причины «негостеприимности» российских портов. Заместитель генерального директора по экономике и инвестициям ФГУП «Нацрыбресурс» Павел Заец обратил внимание на неудовлетворительное техническое состояние многих гидротехнических сооружений в рыбных терминалах морских портов, усугубление проблем поддержания их в надлежащем состоянии и рисков выведения из эксплуатации в связи с переносом сроков и возможным сокращением объемов финансирования ФЦП по их реконструкции. Государству до сих пор приходится сталкиваться с препятствиями на пути модернизации морально и физически устаревших объектов портовой инфраструктуры и создания современных портовых комплексов, которые являются последствиями неэффективной приватизации или сдачи причалов в долгосрочную аренду в 1990-е – начале 2000-х гг.
«Наконец необходимо акцентировать внимание на проблеме отсутствия эффективной оптово-логистической инфраструктуры, что способствует сокращению розничного ассортимента, увеличению в структуре розничной цены доли оптовой торговли и логистики за счет снижения закупочных цен для рыбаков и переработчиков, переориентации оптовиков и посредников на менее качественную, но более коммерчески эффективную импортную продукцию», – считает представитель ФГУП «Нацрыбресурс».
Он добавил, что инициативы государства по созданию рыбохозяйственного кластера в ДФО и разработке проекта создания сети центров оптовой торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения (Роспродсеть) способны значительно улучшить ситуацию в этой сфере. Реализация этих инициатив с привлечением участников рынка и частного капитала может стать кратчайшим путем комплексного решения задачи по улучшению снабжения населения качественной рыбопродукцией.
В день проведения круглого стола на официальном сайте Россельхознадзора появилась информация о том, что в управлении РСХН по Приморскому краю и Сахалинской области инспекторы готовы выйти в море. Комментируя это заявление, Эдуард Климов отметил, что ветеринары используют любой предлог для расширения своей сферы деятельности.
«Отрадно, что в Россельхознадзоре читают Fishnews, но было бы еще лучше, если бы в этом надзорном ведомстве научились читать внимательнее. В своем интервью я рекомендовал выйти вместе с рыбаками на промысел чиновникам, ответственным за разработку и принятие государственных решений, чтобы увидеть, как их решения отражаются на ежедневной жизни конкретных рыбаков. Я понимаю желание ветеринаров стоять за спиной у каждого работающего в отрасли, но, к счастью, в положении о Россельхознадзоре, утвержденном Правительством РФ, отсутствуют полномочия по осуществлению лабораторного контроля подконтрольной продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Решение Комиссии Таможенного союза № 317 предусматривает только один вид ветеринарного контроля (надзора) – в морских пунктах пропуска. Та легкость, с которой центральный аппарат Россельхознадзора откликнулся на «инициативу» своего регионального управления показывает, что в федеральной службе не обеспечивается надлежащий контроль за соблюдением финансовой дисциплины: финансирование должностных лиц, исполняющих несвойственные им и не предусмотренные положением о ведомстве функции, является грубым нарушением бюджетного законодательства.
Но, видимо, в Россельхознадзоре на такие мелочи смотрят сквозь пальцы. Два года назад они разместили на территории иностранного государства своего специалиста, который якобы осуществлял ветеринарный контроль (надзор). Было бы интересно получить от надзорного ведомства точную информацию, какие конкретно пункты положения о Россельхознадзоре и решения Комиссии Таможенного союза будут исполнять эти сотрудники, которых с такой охотой оно готово направить в море», – резюмировал эксперт.