Названы их именами(Продолжение. Начало в №№ 14, 15.) |
В том же 1975 году на Камчатку с Черноморского судостроительного завода, что в украинском городе Николаев, пришел большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Иван Малякин». Всего с 1974 по 1978 гг. николаевские корабелы построили 83 таких судна. Траулер-завод имел длину 83,9, ширину 14, осадку 5,6 м, водоизмещение 3 800 т, скорость хода 12,2 узла. 90 членов экипажа могли обеспечить суточный выпуск 40 т мороженой продукции и 35 т рыбной муки и технического жира.
Судно получило имя, как сказали бы сейчас, «знакового человека» – Героя Социалистического Труда первого камчатского «призыва» 1957 года, легендарного шкипера Ивана Игнатьевича Малякина. Это обязывало ко многому. И моряки не подводили: так, в ноябре 1981 года на общесудовом собрании они решили поддержать почин экипажа БАТМ «Бакланово» и ознаменовать грядущий через год (22 декабря 1982 г.) 60-летний юбилей образования СССР 60-ю же неделями ударной работы. Более того, моряки включили прославленного рыбака, имя которого носило их судно, в состав экипажа. Его заработок решили перечислять в Советский фонд мира.
Иван Малякин, один из пионеров активного морского рыболовства на Камчатке. Родился в апреле 1915 г. в Царицынской губернии в крестьянской семье. 15-летним подростком пришел в кузнечный цех завода «Артель труда». В марте 1934-го по оргнабору прибыл во Владивосток. Работал на рыболовных сейнерах Дальгосрыбтреста матросом, траловым мастером, помощником капитана. В 1937 г. окончил школу рыбной промышленности с квалификацией судоводителя маломерных судов.
С апреля 1938 по ноябрь 1970 г. работал в колхозах Камчатки. За это время прошел путь от старшины маломощного деревянного мотобота до капитана РС-300 «Воросма». Одним из первых освоил лов снюрреводом. Возглавляемые отличным организатором, требовательным и чутким руководителем экипажи успешно выполняли государственные планы и социалистические обязательства. На накопленном им опыте учились многие камчатские рыбаки. В 1955 г. добился рекордного вылова на судах типа МРС-80 – 9 092 ц.
Награжден орденом Ленина, знаком «Отличник рыбной промышленности СССР», медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Вел большую общественную и государственную работу. Делегат XX съезда КПСС, с 1954 по 1962 гг. – депутат двух созывов Верховного Совета СССР. Неоднократно избирался членом Камчатского обкома, Петропавловского горкома и Елизовского райкома КПСС, депутатом областного и городского советов депутатов трудящихся. Заботился о воспитании молодежи, часто выступал в школах, на пионерских сборах с яркими рассказами о героике рыбацкого труда. Скончался 16 ноября 1974 г. во Владивостоке.
6 апреля 1984 г. введено в действие положение о дипломе имени Героя Социалистического Труда Ивана Игнатьевича Малякина. Дипломом ко Дню рыбака награждались три лучших экипажа промысловых БМРТ или БАТМ, СРТ и МРС. Их экипажи заносились в «Летопись трудовых свершений трудящихся Камчатской области».
1978
Флот ПМТП пополнился небольшим пассажирским теплоходом отечественной постройки «Василий Голубев». Судно длиной 38,4 и шириной 6,7 м, ходившее со скоростью 12,7 узла, предназначалось для перевозки людей на небольшие расстояния в пределах акватории Авачинской губы.
Теплоход пришел на смену морально и физически устаревшим морским «трамвайчикам», вроде теплохода «Аренский», работавшего на линии Петропавловск – поселок Рыбачий с середины 50-х. Новое судно назвали в честь старейшего работника порта ветерана Великой Отечественной войны Василия Игнатьевича Голубева, скончавшегося в 1977 г.
1981
8 октября рейдовому пассажирскому теплоходу, построенному Находкинским судоремонтным заводом ММФ СССР, присвоено имя «Алексей Марков» в честь скончавшегося в 1980 г. ветерана КМП, участника войны капитана Алексея Семеновича Маркова. Это судно, однотипное с «Василием Голубевым», в отличие от него имело ледовый класс. Оно было снабжено машиной мощностью 600 л. с. и брало на борт 80 пассажиров и еще 20 – в каюты туристического класса.
Алексей Марков родился 14 марта 1919 г. На Камчатке с 1937-го. В годы Великой Отечественной войны служил в Красной Армии, участвовал в Курильской десантной операции. Долгое время трудился в Усть-Камчатске.
В 1964 г. поступил на курсы судоводителей, по окончании которых стал шкипером маломерных судов. Работал в Усть-Камчатском рыбокомбинате капитаном МРС-80, являлся передовиком труда, неоднократным победителем социалистического соревнования. В 1967 г. переехал в Петропавловск, стал сменным помощником капитана плавкрана «Вилей» во вспомогательном флоте ПМТП. Скончался 27 августа 1980 г.
1984
В октябре Гороховецкий судостроительный завод сдал заказчику буксир «Анатолий Херсонский» типа «Гороховец» проекта 04983. Он принадлежал Петропавловскому судоремонтному заводу Министерства морского флота СССР. Несмотря на небольшие размеры (длина 29,3, ширина 8,3, осадка 3,4 м) и водоизмещение 364 т, буксир был снабжен 2-мя главными двигателями с внушительной общей мощностью – 1 600 «лошадей», обеспечивавших ему ход в 11 узлов. Вахту нес экипаж из 3-х человек.
Анатолий Семенович Херсонский, один из организаторов и первый начальник УКМТП. Родился 10 февраля 1913 г. в Киеве в семье столяра. Трудиться начал в 1929 г. слесарем на Киевской фабрике музыкальных инструментов. В 1935-м приехал на Камчатку, был слесарем Корфского рыбокомбината. Одновременно учился в совпартшколе в Петропавловске. После ее окончания с 1940 г. работал председателем заводского комитета Корфского рыбокомбината. С 1942 г. – инструктор Олюторского райкома ВКП(б).
В августе 1945 г. – исполняющий обязанности начальника Петропавловского порта АКО, «мобилизовал личный состав порта на досрочную погрузку судов с десантными частями, при обработке грузов порт выполнял нормы на 250–300%». С 1952 г. – директор базы технического снабжения Главкамчатрыбпрома в Усть-Камчатске. В 1955 г. назначен начальником УКМТП, созданного на основе базы, трудился до 1 апреля 1967 г., после чего вышел на пенсию.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» Неоднократно избирался членом бюро Усть-Камчатского райкома КПСС, членом исполкома районного Совета депутатов трудящихся. Скончался в октябре 1974 г.
Сергей ГАВРИЛОВ
(Продолжение следует.)