Названы их именами(Продолжение. Начало в №№ 14–16.) |
1986
В июне Николаевский-на-Амуре завод построил рефрижераторный сейнер-траулер проекта 420, номер 1240. Судно длиной 44,8, шириной 9,3 и осадкой 3,9 м имело водоизмещение 781 т. Его главный двигатель мощностью 588 кВт обеспечивал скорость полного хода 11,4 узла. Экипаж насчитывал 22 человека. СТР получил имя «Тимофей Ковалев» – в честь бывшего работника рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина. Он вошел в состав управления промыслового флота Камчатского межколхозного производственного объединения (КМПО) и стал в управлении уже восьмым по счету. В середине июля вновь укомплектованный экипаж, возглавляемый опытным промысловиком капитаном Ю.Д. Поморцевым, завершал подготовку судна к первому рейсу, получил кошельковый невод и снабжение. Ему ставилась задача до конца года поймать 5 тысяч тонн сельди-иваси. В начале 1990-х годов «Тимофей Ковалев» принадлежал ЗАО «Акрос», затем перешел к частному владельцу.
Тимофей Алексеевич Ковалев, Герой Советского Союза (звание присвоено 29 мая 1945 г.), майор авиации в запасе. Родился 3 января 1918 г. в деревне Никитино Смоленского района Смоленской области в крестьянской семье. Окончил школу-семилетку, Николо-Погорельский сельскохозяйственный техникум, Тамбовскую школу пилотов гражданской авиации. Назначен летчиком-инструктором в открывшуюся в 1939 г. Курганскую учебную эскадрилью летчиков гражданской авиации.
На фронте с января 1942 г. Дослужился до командира эскадрильи 15-го ночного легкобомбардировочного Витебского Краснознаменного ордена Александра Невского авиационного полка 213-й ночной бомбардировочной Витебской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии 1-й воздушной армии. Совершил в годы войны более 300 боевых вылетов, был ранен. Летал в фашистский тыл, устанавливал связь с партизанскими отрядами, доставлял им вооружение и боеприпасы, вывозил раненых, сбрасывал грузы диверсионным группам, участвовал в бомбардировках живой силы и техники противника. После войны окончил Военно-воздушную академию, служил командиром авиаполка.
В 1954 г. ушел в запас. Работал летчиком гражданской авиации на Камчатке, после выхода на пенсию – рыбным мастером на судах рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина. Отличался прямотой и принципиальностью, честностью и резкостью суждений, добросовестным отношением к делу. Награжден 2-мя орденами Ленина, 2-мя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Скончался 15 июля 1981 г. в Москве.
В августе транспортный флот КМП пополнился универсальным мелкосидящим контейнеровозом-пакетовозом с ледовым усилением «Павел Щепелев». Это специализированное судно с 4-мя палубными 8-тонными кранами отличалось необычным силуэтом: на нем не было привычных мачт. Теплоход проекта 15881 имел длину 124,4, ширину 16,4, осадку 5,5 м. Мог принять на борт почти 5 тысяч тонн груза и доставить его со скоростью 12,5 узла на 4 тысячи миль. После раздела флота бывшего КМП судно досталось фирме «Каско-трамп». Потом оно сменило нескольких владельцев и обзавелось заграничным именем «Vega». Последний хозяин, словно в насмешку над былым морским могуществом почившей Страны Советов, повесил на нем флаг великой мореходной державы Монголии и приписал к «порту» Улан-Батор. Биография судна завершилась в мае 2010 г.
Павел Владимирович Щепелев, начальник КМП в 1979 г., почетный работник Морского флота СССР. Родился в июле 1928 г. в станице Пшехская Белореченского района Краснодарского края в семье служащего. В 1946 г. после окончания средней школы поступил в Одесский институт инженеров морского флота, который окончил в декабре 1951 г. с квалификацией «инженер по эксплуатации водного транспорта». С февраля 1952-го трудился в Сахалинском морском пароходстве. В ноябре 1959 г. назначен начальником порта Мыс Лазарева, в июне 1963 г. – начальником Александровского морского торгового порта, где проработал до мая 1967 г., после чего назначен заместителем начальника Сахалинского пароходства. В феврале 1979 г. возглавил КМП. Член КПСС с 1956 г. Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Скончался в сентябре 1979 г., похоронен в Петропавловске на Халактырском кладбище.
В 1986 г. имя еще одного Героя украсило борт сейнера-траулера типа «Альпинист» проекта 503, принадлежавшего рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина. «Семен Белоусов» длиной 53,7, шириной 10,5, осадкой 4,4 м, водоизмещением 1 200 т имел главный двигатель мощностью 970 кВт, обеспечивавший ему ход до 12,6 узла. Суда такого типа строились отечественными заводами с 1971 по 1995 гг., всего их создано 290.
Семен Григорьевич Белоусов, капитан сейнера рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина. Родился 2 февраля 1913 г. в селе Мамонтово Алтайского края. Получил трехклассное образование. Трудиться начал в 1935 г. С 1937-го работал в море, начинал матросом на пароходе «Второй снабженец». На Камчатку приехал в конце 30-х. В 1941 г. вступил в рыболовецкую артель им. И.В. Сталина (с 1960 г. – объединенный городской колхоз им. В.И. Ленина). Работал помощником механика на кавасаки, осваивал переметный лов трески. В 1951 г. окончил трехмесячные курсы судоводителей. В 1960–1968 гг. возглавлял экипаж МРС № 1614. В 1960 г. награжден орденом Ленина. 13 апреля 1963 г. за выдающиеся успехи в достижении высоких показателей добычи рыбы и производства рыбной продукции присвоено звание Героя Социалистического Труда. В июне 1970 г. вышел на пенсию и уехал с Камчатки на Украину в город Лебедин Сумской области. Скончался в 1984 г.
1987
В сентябре киевский завод «Ленинская Кузница» построил средний рыболовный траулер-морозильщик проекта 502ЭМ длиной 54,8, шириной 10 м со скоростью хода 11,6 узла и чистой вместимостью 230 т. Ему присвоили имя «Николай Солодчук» в честь одного из пионеров колхозного рыбного промысла на Камчатке. В последние годы траулер принадлежал ОАО «Поллукс».
Николай Иванович Солодчук родился в 1916 г. в селе Ольховка Житомирской губернии. На Камчатку приехал в 1938 г., начал трудиться на Оссорском рыбокомбинате. В 1941 г. принят в члены рыболовецкой артели «Ударник». Здесь проявились его незаурядные организаторские способности. В этом же году стал бригадиром ставного невода. Возглавляемый им коллектив ежегодно перевыполнял планы добычи и социалистические обязательства. Лишь в 1981 г. в 65-летнем возрасте в связи с ухудшившимся здоровьем был вынужден расстаться с рыбацким трудом. В 1959 г. вступил в КПСС. Являлся членом правления колхоза «Ударник», депутатом районного Совета народных депутатов, членом райкома КПСС. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, многими медалями. 13 апреля 1963 г. за выдающиеся успехи в достижении высоких показателей добычи рыбы и производства рыбной продукции присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 5 января 1987 г.
Сергей ГАВРИЛОВ
(Продолжение следует.)