Приморских лососеводов отпугивают условия торговПо мнению специалистов ТИНРО-Центра, отсутствие у частных лососевых заводов привилегий на торгах по распределению рыбоводных участков – одна из причин низкой активности этого бизнеса в Приморье. Изменить ситуацию может развитие государственно-частного партнерства в лососеводстве. |
При всем разнообразии водных биоресурсов Приморский край имеет достаточно ограниченные запасы лососевых. Как сообщил Fishnews ведущий научный сотрудник ТИНРО-Центра Виктор Марковцев, еще в 1980 г. в крае были построены первые государственные рыбоводные заводы. «Разработанная в 1994 году специалистами института программа «Лосось Приморья» предусматривала строительство 19 ЛРЗ, в основном малых, общей мощностью 446 млн. штук молоди, – рассказал ученый. – Планировалось пастбищное выращивание кеты, симы и горбуши с возвратом 12,6 тыс. тонн. Однако программа не была реализована и никаких заводов по ней не строилось».
Тем не менее специалист отметил, что в целом в России лососеводство, в отличие от товарной аквакультуры, всегда оставалось прерогативой государства. Это позволяло ему развиваться даже в перестроечное время, когда другие направления аквакультуры были свернуты. В последние годы в лососеводство пришел бизнес и стали строиться негосударственные ЛРЗ, в основном на Сахалине. По оценкам ученых, работа 23 негосударственных и 5 арендованных заводов в настоящее время позволила увеличить вылов кеты в 3,8 раза при росте выпуска молоди только в 1,5 раза.
По мнению Виктора Марковцева, накопленный опыт позволяет говорить о возможности передачи государственных заводов в аренду бизнесу.
«По этому пути давно развивается мировая аквакультура. В частности, в Японии крупные лососевые заводы, как и центры марикультуры (сайбай центры), требующие для создания крупных материальных затрат, возводятся за счет государства. Государственная наука разрабатывает технологию для таких заводов и проводит отладку всех процессов. И только после этого материальная база с отработанными технологиями передается производственным кооперативам. Это наглядный пример государственно-частного партнерства в аквакультуре. Государство несет затраты на стадии создания производств и технологий, а в дальнейшем все расходы ложатся на производственников (бизнес). В современных условиях дефицита бюджетных средств реализация такого зарубежного опыта могла бы быть действенной мерой снятия нагрузки на бюджет», – анализирует ученый.
Основными трудностями для начинающих приморских лососеводов являются обеспечения закладки икры на инкубацию и получение рыбоводного участка. Два приморских частных завода, вступивших в строй в 2011 г., смогли выпустить молодь лишь в 2013 и 2014 гг. за счет закупа икры на стадии глазка, рассказал специалист. Разрешение на вылов производителей местные лососеводы официально получили только весной 2014 г. Однако тут встает другая проблема, связанная с возможностью для бизнесмена не получить рыбоводный участок на той реке, где он построил завод.
«В соответствии с правилами организации торгов на право заключения договоров на пользование рыбоводным участком (постановление Правительства № 450 от 15 мая 2014 г.) владелец завода имеет столь мизерные преимущества перед конкурентами, заявившимися на реку, где уже стоит завод, что риск остаться без рыбоводного участка очень велик. Иными словами реальная рыбоводная деятельность практически не учитывается, а торги может выиграть претендент, заплативший больший взнос», – прокомментировал действующую систему Виктор Марковцев.
Ученые и представители объединений аквакультуры считают, что по этой причине у бизнесменов стало меньше желания заниматься лососеводством в крае. «Заказчики новых заводов отступили, и рыбоводно-биологические обоснования, разработанные для них ТИНРО-Центром, остаются без реализации», – констатировал ведущий научный сотрудник института.