Журнал «Fishnews»

Государственный подход к осетру

Одной из главных причин стремительного сокращения популяции осетровых на Каспии в последнее десятилетие называют браконьерство, размах и масштабы которого потрясают воображение. Браконьерские группы организованны, мобильны, оснащены современной техникой, а «икорная» мафия, проникнув во властные структуры самого высокого уровня, обеспечивает надежное прикрытие и каналы поставок деликатесной продукции на рынки столицы и других регионов.

В мае прошлого года Правительством
РФ было принято постановление об обязательном уничтожении конфискованных
ценных водных биоресурсов.
Его целью было, в том числе, разорвать налаженные цепи поставок браконьерской икры в торговую сеть под видом конфиската, разрешенного к реализации. О том, как сегодня обстоят
дела в самом «осетровом» регионе России, журнал «Fishnews – Новости рыболовства» беседует с руководителем
Агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области Валерием ПАЛЬЦЕВЫМ.

– Валерий Николаевич, с момента принятия постановления об обязательном
уничтожении конфиската прошел год. Можно ли говорить о каких-
либо практических результатах его действия?

– Безусловно. Сегодня вы уже не встретите на рынках Астрахани да и других городов страны открыто продаваемую
продукцию из осетровых с документами, подтверждающими ее происхождение из конфискованного сырья. Если что-то еще и продается, то легальным источником происхождения может быть только икра или продукция из осетровых, непригодных для целей воспроизводства, но соответствующая требованиям для переработки на пищевую
продукцию. Либо это искусственно выращенная рыба. Предприятия, выпускающие
такую продукцию, можно пересчитать по пальцам, все они находятся
под пристальным вниманием правоохранительных органов. Теперь намного проще проверить и выяснить законность происхождения такой продукции.

– Кто же занимается хранением и уничтожением изъятой у браконьеров
рыбопродукции?

– Незаконно добытые (выловленные)
водные биоресурсы и продукты их переработки образуются в результате нарушения законодательства, то есть при совершении административного правонарушения или преступления. Чаще всего они изымаются сотрудниками
уполномоченных органов: милиции, территориального управления Росрыболовства,
Федеральной пограничной службы и другими представителями власти. Практически по всем фактам правонарушений, связанным с изъятием
так называемого «конфиската», возбуждаются уголовные дела.
В соответствии с упомянутыми вами нормативными актами изъятые осетровые
виды рыб в жизнеспособном состоянии
подлежат возвращению в среду обитания; они же, если их «физическое состояние» (так в Законе) не позволяет возвратить в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Остальное может быть реализовано или также уничтожено.

Но здесь есть некоторые сложности. До принятия решения об уничтожении с изъятыми биоресурсами необходимо провести ряд процессуальных и следственных
действий, направленных на раскрытие преступления: осмотр с участием специалиста, экспертизу для установления орудия, способа, времени, места добычи водных биоресурсов,
организовать денежную оценку изъятого, проверку качества и безопасности
рыбы и рыбопродукции. Также практически невозможно произвести незамедлительное уничтожение водных
биоресурсов и продуктов их переработки,
в том числе икры, на месте изъятия с соблюдением обязательных требований законодательства в области
охраны окружающей среды.

Поэтому на время проведения вышеназванных
мероприятий приходится некоторый период хранить изъятое. На сегодняшний день этим приходится заниматься: уполномоченному органу, который произвел изъятие; Российскому
фонду федерального имущества или юридическому или физическому лицу, имеющему для этого условия и возможности на основании договора с вышеуказанными ведомствами. Но в последующем продукцию из осетровых им все равно придется уничтожить.

Ни уполномоченные органы, ни Фонд в настоящее время не имеют специально
приспособленных помещений для хранения (холодильников), более того, денежных средств на финансирование
затрат по хранению из бюджета не выделяется. Как показывает практика,
заключение уполномоченными органами
договоров с различными хранителями
не обеспечивает (по различным причинам) надлежащего контроля за состоянием изъятого, не соблюдаются надлежащие условия хранения.

В связи со сложившейся обстановкой
мы выходим с предложением определить единого хранителя, который
бы заключал договоры на хранение со сторонними организациями. А правоохранительные
органы будут заключать с этим хранителем соглашения и возмещать
ему затраты на хранение и реализацию.
Это позволит одновременно снизить эти затраты и обеспечить прозрачность
их оборота, а также контролировать
законность совершаемых сделок
с этим имуществом. Окончательное решение этого вопроса возможно только
на федеральном уровне.

– Каким образом осуществляется контроль над оборотом рыбопродукции,
в частности осетровых, в оптовой и розничной торговле?

– До выхода федерального закона об обороте осетровых как-то выделять контроль этих видов в оптовой и розничной
торговле не приходится. Но это не означает, что его нет или он недостаточен.

Напротив, правоохранительные и контролирующие органы, зная об отсутствии промышленного лова осетровых
в России, уделяют этому виду рыб и продукции из него пристальное внимание.

Несколько лет назад международной
организацией CITES было принято решение: для усиления и облегчения контроля над оборотом такой продукции
ввести защитные марки, которые наносятся на каждую баночку с икрой при экспорте в другие страны. Европа ввела аналогичные правила и на внутреннем
рынке. В России также планируется
осуществлять такую маркировку. Кодификация и специальные знаки на ней позволяют проследить путь этой продукции вплоть до точного времени и места происхождения и даже вылова рыбы. По ним можно узнать, выловлена
эта рыба из реки, выращена искусственным
путем и т.д.

– Какие меры, направленные на борьбу с незаконным промыслом водных биоресурсов, предпринимаются
в области? Приносят ли ощутимый эффект спецоперации правоохранительных, надзорных и контролирующих ведомств?

- Как и в прошлые годы, в 2008 году по поручению губернатора Астраханской
области Александра Жилкина в период массового хода рыбы (весенняя путина) проводятся комплексные мероприятия
по охране водотоков, по которым
происходит нерестовая миграция рыб, нерестилищ, полойных водоемов с целью обеспечения оптимальных условий
для сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Для координации деятельности правоохранительных и силовых органов
региона разработана и реализуется
программа мероприятий операции «Путина-2008». Штаб операции возглавил
вице-губернатор – председатель Правительства Астраханской области Константин Маркелов. В функции штаба
входят: организация и координация всего комплекса мер по сохранению водных биоресурсов, внесение корректив
в схему использования сил и средств ведомств, задействованных в операции, выработка управленческих решений, анализ поступающих данных, подведение промежуточных итогов. В 2008 году активное участие в охране водных биоресурсов принимают муниципальные
образования Астраханской области. В районах области создали территориальные межведомственные рабочие группы.

Помимо плановых мероприятий по охране в рамках программы операции, правоохранительным и надзорным органам не раз приходилось реагировать
на обращения граждан некоторых районов области о повышенной браконьерской
активности. В течение дня силовыми ведомствами туда направлялись,
что называется, «ударные силы». Все это дало определенные результаты.

Уже за первые месяцы проведения операции по промежуточным итогам всеми «силами» зарегистрировано около двух тысяч преступлений, изъято порядка 100 тонн рыбы, в том числе около 20 тонн осетровых видов.
Однако наличие нерешенных вопросов
по передаче функций рыбоохраны
от структур Россельхознадзора территориальным органам Госкомрыболовства
России привело к тому, что с 16 ноября прошлого года по настоящее время последние из-за кадровых, материальных
и финансовых проблем так и не начали эффективно работать в этом направлении.

– Помимо силовых методов борьбы
с браконьерством, задействуют ли местные власти какие-либо экономические
и другие рычаги?

– Безусловно, проблема браконьерства
требует комплексного решения.
Это и силовые методы, в том числе предлагаемое нами ужесточение наказания,
и строгое выполнение своих обязанностей правоохранительными и надзорными органами на всех этапах оборота сырья и продукции водного происхождения: добыча, транспортировка,
реализация.
Это и экономические методы, основой
которых должна стать невыгодность такой противоправной деятельности.

Это и участие населения в борьбе с браконьерством, во всех формах его проявления. Мы регулярно призываем граждан отказаться от приобретения незаконно добытой продукции, через средства массовой информации информируем
население области о требованиях
законодательства и правилах любительского и спортивного рыболовства
на территории Астраханской области.
На въездах в муниципальные образования
установлены предупреждающие
аншлаги с информацией о правилах любительского и спортивного рыболовства и ответственности за их нарушения. В целях предотвращения легализации незаконно добытой рыбы прекращена практика выдачи муниципальными
образованьями справок на закупку рыбы-сырца у населения.
При проведении рыбоохранных работ
привлекаются силы добровольных дружин. Межведомственными территориальными
рабочими группами, о которых я говорил ранее, собирается информация о наличии в муниципальных
образованиях (селах) «подпольных цехов» по переработке водных биоресурсов,
фактов скупки рыбы-сырца, а также о недобросовестных гражданах, нарушающих правила рыболовства. Такая информация оперативно передается
в правоохранительные органы для немедленного реагирования.

– Активная разработка углеводородов
на шельфе Каспийского моря вызывает немалую тревогу экологов.
Кто контролирует и оценивает влияние деятельности нефтедобывающих
компаний на биоразнообразие
морских акваторий, состояние популяций важнейших промысловых
объектов?

– Наряду с неповторимостью Каспия как природного объекта, в нем обитает значительное количество реликтовых и эндемичных видов планктона и бентоса,
рыб и ракообразных, которые на планете нигде больше не встречаются. Каспийское море является миграционным
путем, местом гнездования и зимовки многих ценных птиц. Таким образом, каспийская экосистема является
достоянием всего человечества и требует бережного к ней отношения. Именно с этой целью здесь созданы несколько заповедных зон, в том числе в низовьях реки Волги и на Северном Каспии Астраханский заповедник. Поэтому
вызывает большую тревогу и озабоченность предстоящее в ближайшем
будущем освоение нефтяными компаниями углеводородного сырья в наиболее продуктивной и в то же время наиболее уязвимой мелководной части Каспия.
В постсоветский период Правительством
России были внесены частичные изменения правового режима заповедной
зоны северной части Каспийского моря (российский сектор), допускающие
разведку и промышленное освоение
углеводородного сырья. В настоящее время вся акватория российского сектора Северного Каспия, кроме акватории
водно-болотных угодий «Дельты Волги», оказалась поделенной между нефтяными компаниями на отдельные участки, в которые входят все наиболее рыбопродуктивные зоны, а также места нереста и нагула ценных промысловых видов рыб.
Существующая система выделения лицензионных участков на разведку и добычу нефти и газа не всегда учитывает
требования по сохранению биологических
ресурсов и не соответствует российскому природоохранному законодательству.

Система государственного
контроля и государственного мониторинга
за выполнением разведочных и, в скором времени, эксплутационных работ не налажена. Тот «контроль», который сейчас осуществляют органы Росприроднадзора, да и других структур,
посещая буровые на транспорте нефтяных компаний, вряд ли можно считать полноценным. Мониторинг, в частности состояния животного мира, как и любой другой, ведется на средства
нефтяных компаний, которые сами определяют его составляющие, периодичность
и объемы. В результате нет ни действенного государственного контроля,
ни государственного мониторинга за состоянием природных комплексов.

– Какие еще существуют проблемы
с охраной рыбных запасов?

– На сегодняшний день контролем, надзором и охраной морских и речных ресурсов, природной среды в области заняты до 15 государственных структур,
основные из них: Волго-Каспийское
территориальное управление Госкомрыболовства
России, пограничное управление ФСБ РФ по Республике Калмыкия и Астраханской области, Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере охраны водных биоресурсов УВД Астраханской области (УМБПСОВБ УВД АО) и другие структуры. Например, надзор осуществляют
4 структуры: Прокуратура Астраханской
области, природоохранная прокуратура по Астраханской области, военная прокуратура и транспортная прокуратура. Анализ показывает, что при отсутствии планов совместных действий в работе этих структур отсутствует
четкое взаимодействие и координация деятельности. Ссылаясь друг на друга, рыбоохранные структуры и правоохранительные органы создают хаос в рыбоохранной работе.

Руководством Астраханской области
неоднократно вносились предложения
в Правительство РФ о создании
единого государственного органа, наделенного функциями по охране рыбных запасов, который также имел бы функции организации работ по воспроизводству
рыбы, регулированию ее промысла и т.д. Обеспечить эту организацию
соответствующей техникой и связью, создать учебную базу по подготовке
личного состава и прочее. Все остальные правоохранительные структуры
должны иметь статус силовой поддержки на водоемах области.
В связи с неопределенностью статуса
Каспия в Астраханской области остается спорным вопрос раздела территории осуществления полномочий
пограничным управлением ФСБ РФ по Республике Калмыкия и Госкомрыболовством.

Так, первое ведомство осуществляет контроль за промыслом водных биоресурсов и их охрану в реках,
находящихся в пограничной зоне, дублируя обязанности по госконтролю Волго-Каспийского территориального управления Госкомрыболовства, что противоречит указу Президента, возлагающему
обязанности по охране морских
биоресурсов на пограничников.

– А как обстоят дела с рыборазведением?
Какими мощностями располагает
Астраханская область?

– Воспроизводством рыбных запасов
на территории Астраханской области
сейчас занимаются как государственные,
так и частные предприятия, но основной организацией по воспроизводству
молоди ценных видов рыб является
ФГУ «Севкаспрыбвод». В системе
этого предприятия действуют 6 осетровых
рыбоводных заводов и 3 группы нерестово-выростных хозяйств. Общая площадь выростных прудов осетровых рыбоводных заводов составляет около 1000 га, суммарная мощность порядка 60 млн. штук молоди осетровых и 7 млн. штук молоди белорыбицы. Общая площадь выростных прудов нерестово-выростных хозяйств составляет 12 тыс. га, суммарная мощность почти 3 млрд. штук молоди частиковых видов рыб и 9 млн. штук молоди белорыбицы.

Предприятиями Севкаспрыбвода ежегодно выпускается порядка 45 млн. штук молоди осетровых, 1,5 млн. штук – белорыбицы и 2,5 млрд. штук частиковых. По данным научных исследований,
в популяции каспийских осетровых доля особей белуги заводского
происхождения в уловах достигла 98%, осетра и севрюги 56 и 36 % соответственно,
что говорит о неоценимой роли этой деятельности в регионе.
Ввиду острой нехватки производителей
в уловах, на рыбоводных заводах в последнее время стали применять сохраняющие технологии, в том числе формирование маточных стад осетровых
и белорыбицы, прижизненное получение
половых продуктов. В идеале это позволяет получать потомство от одних и тех же особей несколько раз.
Технология выращивания молоди выглядит так. Созревшую икру осетровых
осеменяют и помещают на инкубацию
в специальные аппараты. Продолжительность
эмбрионального развития в зависимости от температуры воды составляет у белуги 6-11 суток, осетра – 4-12 суток, севрюги – 3-8. В период инкубации икры ведется постоянный контроль за качеством развивающейся икры, температурой воды и растворенным
в воде кислородом. Выклюнувшихся
личинок вынимают из инкубационных
аппаратов и размещают на выращивание,
которое можно осуществлять прудовым, бассейновым и комбинированным
способами. Через 7-15 суток после выклева личинки переходят на смешанное питание, которое продолжается
3-5 суток. Затем с переходом на активное питание личинок необходимо подкармливать. Выращивание молоди осетровых продолжается 1,5-2 месяца до достижения веса: белуги -3 г, осетра – 2,5-3 г, севрюги – 1,5-2 г, период подращивания
длится не менее полугода, поэтому возможно в течение одного рыбоводного
сезона проводить 2-3 цикла выращивания молоди осетровых рыб, что позволяет значительно увеличить выход продукции с единицы площади.

Перспективным является выращивание
осетровых до стадии сеголетков, т.е. до большей навески – выпуск рыб в естественные водоемы на этой стадии значительно увеличивает величину промыслового возврата. В прошлом году, во время визита в Астраханскую область Президента Российской Федерации
Владимира Путина, в порядке эксперимента в Волгу была выпущена партия такой молоди.
Исследованиями установлено, что при скате мальков в Каспий к местам нагула естественным путем к середине
осени выживает 7-12 % от общего
числа выращенной молоди, а вывоз выращенной молоди в места нагула, в Северный Каспий, при помощи живорыбных
судов увеличивает ее выживаемость
на первом году жизни в 3-4 раза.

– Существуют ли в области примеры
частных или частно-государственных
предприятий подобного профиля? Насколько они рентабельны?
Достаточно ли финансируется
это направление из областного и федерального бюджета?

- На территории региона имеется ряд хозяйств индустриального типа выращивания
рыбы: ФГУП НПЦ «БИОС», ООО НВПП «Экоресурсы», ООО РК «Акватрейд», ОАО «Дельта», ОАО «Астраханский рыбный центр», ООО «Ника-Аст» и другие, с общей площадью
садков около 30 тыс. кв. м, занимающихся
выращиванием товарных осетровых и имеющих собственные маточные стада, используемые для получения как пищевой, так и оплодотворенной
икры. Последняя, в свою очередь, частично закупается государственными
предприятиями для целей воспроизводства в рамках госзаказов. Таким образом, совмещение товарного рыбоводства и выполнения государственных
заказов создают благоприятную
экономическую основу для функционирования
этих хозяйств. Данное направление аквакультуры в последние годы интенсивно развивается, о чем свидетельствует увеличение объема производства товарных осетровых.

– Сотрудничают ли рыборазводные
предприятия с отраслевой и фундаментальной наукой?

– Научное обеспечение работ по аквакультуре, таких, как разработка рыбоводно-биологических обоснований,
мониторинг уловов и состояния запасов ценных видов рыб, научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
работы по созданию и совершенствованию
биотехнологии выращивания
рыбопосадочного материала и товарной продукции, формирование генетического банка ценных видов рыб, работ по добыче, переработке и реализации,
на территории Астраханской области осуществляют ФГУП «КаспНИРХ
», Астраханский государственный технический университет, ФГУП НПЦ «БИОС», ООО НВПП «Экоресурсы», являющиеся головными организациями не только в стране, но и мире в вопросах
осетроводства и аквакультуры, а также применительно и к другим видам рыб Волго-Каспийского бассейна, таким как белорыбица и частиковые.

– С какими основными проблемами
сталкиваются астраханские рыбоводы? Какие меры, способствующие
развитию аквакультуры, необходимо предпринять на местном
и федеральном уровне?

– Основным фактором, сдерживающим
развитие аквакультуры в Астраханском регионе, является дефицит инвестиционных ресурсов из-за низкой инвестиционной привлекательности этого вида деятельности. Привлечение заемных кредитных средств сдерживается
отсутствием залоговой базы. Это влечет за собой: недостаток качественных
производителей ценных видов рыб, низкое техническое состояние водоемов, используемых для выращивания
товарной рыбы, и недостаточный объем выполнения противоэпизоотических
мероприятий; физический и моральный износ имеющейся техники, сооружений.

Испытывают рыбоводы сложности и с реализацией выращенной товарной рыбы, так как имеет место конкуренция с рыбой, добываемой в дельте Волги. В условиях нашего региона необходимо
строить и налаживать механизмы круглогодичной оптовой торговли рыбоводной
продукцией. Прежде всего – это строительство живорыбных баз и формирование логистических структур, занятых реализацией продукции товарного
рыбоводства и речного промысла преимущественно в живом и охлажденном
виде в столичных регионах и областях
европейской части России.

Отсутствие развитого и стабильного
законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования
этой отрасли, также сдерживает развитие этого направления.
На ускоренную реализацию имеющихся
возможностей направлено действие
приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в структуру которого с 2007 года включена аквакультура.
Теперь предприятия имеют возможность получать субсидированные
кредиты на закупку основных средств, рыбопосадочного материала, строительство и реконструкцию прудовых
хозяйств. Правда, до конца этот механизм еще не отточен.
Для интенсивного развития предприятий
аквакультуры необходимо предусмотреть дополнительные меры господдержки. Для начала нужно обеспечить
предприятия гарантированным залоговым фондом для возможности их кредитования. Повышение качества рыбопосадочного материала возможно при дополнительных дотациях рыбопитомников
государством.

– Ощущаете ли вы поддержку законодательных инициатив со стороны
депутатов Госдумы, Совета Федерации? Ведь принимать соответствующие
законы будут именно они.

– Все мы знаем, что основные фундаментальные поправки в закон о рыболовстве были инициированы и претворены в этом акте депутатами Госдумы и некоторыми членами Совета
Федерации. Не случайно наиболее активно работают сенаторы от Астраханского
региона. В своей работе они максимально учитывают предложения и интересы нашего края. Но, к сожалению,
не все вопросы находят однозначное
понимание и поддержку у других представителей депутатского корпуса. Ведь специфика рыбной отрасли в каждом регионе своя и отточить проект закона сразу для всех, наверное, невозможно.

В результате мы получили не совсем применимый для Астраханской области закон, требующий, кроме того, издания не одного десятка подзаконных
нормативных правовых актов.
Некоторые поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина
реализованы в нем не полностью, в частности – по передаче регионам полномочий регулирования промыслом.
Издаваемые подзаконные акты, в свою очередь, не могут изменить ситуацию,
уже закрепленную федеральными законами. И здесь предстоит еще большая
работа.

Что касается проблемы сохранения осетровых, то сегодня она одна из самых активно обсуждаемых в СМИ. Основной идеей должен звучать призыв

– отказаться от употребления незаконно
добытой рыбы и продукции из нее. К сожалению, сознание граждан, покупающих браконьерскую продукцию,
от незнания или безразличия, трудно поддается изменению. А пока будет спрос, будет и предложение. Сегодня мы стараемся максимально освещать передовой инновационный опыт наших рыбоводных хозяйств, выращивающих осетровых в искусственных
условиях, которые потом совершенно законным путем попадают на прилавки магазинов. Цена такой продукции, как правило, значительно выше браконьерской, но взамен приобретающий
получает, помимо экологически
чистого продукта с гарантией пищевой безопасности, еще и чувство гордости за вклад, внесенный им в сохранение
реликтовых рыб для своих потомков.

– Как вы относитесь к предложению
главы Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего о госмонополии на оборот продукции осетровых и введении 5-летнего моратория на их добычу на Каспии? Каких результатов можно ждать от этих мер?

– С таким предложением впервые выходил губернатор Астраханской области
Анатолий Гужвин в конце 90-х годов.
К сожалению, в начале этого века Россией было принято одностороннее решение о запрете промышленного лова и сохранении промысла только для воспроизводства и науки, но другие страны нас не поддержали. Предлагая мораторий, следует вводить его одновременно
для всех стран бассейна, конечно при условии сохранения вылова
только для целей воспроизводства. Ведь сегодня популяция осетровых более чем наполовину состоит из искусственно
выращенной рыбы, а белуги – практически полностью.
При этом сохранение осетровых и других ценных видов рыб на Каспии должно быть обязанностью всех стран, причем обеспечиваться не только их государственными, но и негосударственными
структурами и организациями.
Ведь одним мораторием на вылов осетровых браконьерство не искоренить.

Должны быть созданы механизмы межгосударственного взаимодействия правоохранительных и надзорных органов.
Эти решения должны быть подкреплены
через систему международной торговли такой продукцией. А это прерогатива
международных организаций (таких, как СИТЕС, Всемирная продовольственная
организация (ФАО). Следовательно, решение такого рода вопросов должно происходить на уровне не только пяти прикаспийских государств, но и международных организаций.
В целом же наиболее острые проблемы
для рыбной отрасли нашего региона еще не решены, несмотря на наличие прямых конкретных поручений
Президента Российской Федерации
Владимира Путина, данных им по итогам заседания Президиума Госсовета
России, состоявшегося 31 августа прошлого года у нас, в Астрахани. Эти проблемы связаны с сокращением запасов
основных видов рыб в бассейне и отсутствием пока действенной поддержки
государства в этом вопросе. Об охране я уже много говорил. Кроме того, не обеспечены весенние попуски воды в Нижнюю Волгу в интересах рыбного хозяйства. Отсутствует финансирование
из федерального бюджета
работ по капитальному ремонту нерестилищ и каналов-рыбоходов в дельте Волги.

К этому добавляется законодательство,
не учитывающее особенности рыболовства в регионе, и попытки решить все вопросы отрасли из федерального
центра, зачастую без всякого совета со специалистами на местах. А ведь мы тоже государственные люди и прямо заинтересованы в возрождении рыбного хозяйства в интересах всего населения нашей страны.

Анна ЛИМ