Международный конгресс рыбаков вновь собрал во Владивостоке представителей отечественного и зарубежного бизнеса, органов государственной власти, научно-исследовательских и природоохранных организаций. На пленарных заседаниях и «круглых столах» велось активное обсуждение и поиск совместных решений самых животрепещущих проблем рыбацкого сообщества.
В этом году Международный конгресс рыбаков выгодно отличали деловая атмосфера и профессионализм. Рабочий настрой участников ощущался моментально, было видно, что люди приехали сюда именно с этой целью: знакомиться, договариваться, сотрудничать. Бросался в глаза мощный «иностранный десант», оккупировавший приморский город. Причем зарубежные гости отнюдь не довольствовались ролью простых зрителей, а, напротив, проявляли активность: выступали с докладами, живо участвовали в обсуждении, сравнивали зарубежный опыт и решения с российскими реалиями.
Тема Конгресса, обозначенная как развитие международного сотрудничества в сфере эффективного использования водных биоресурсов, во многих аспектах перекликалась с выступлениями, уже звучавшими во Владивостоке год назад. Что не удивляло, ведь на такие вопросы, как правило, быстрых и единственно верных ответов не существует. Это касается и проводимой дальневосточными рыбаками сертификации промысла минтая, и эффективной охраны водных биоресурсов, и противодействия незаконному промыслу.
В последнем случае без международного сотрудничества обойтись невозможно. Бороздящие российские моря суда под флагами третьих стран: Панамы, Камбоджи, Белиза, Сьерра-Леоне, Грузии – вывозят рыбопродукцию, в частности краба, за пределы ИЭЗ России и практически неуязвимы для рыбинспекторов. Необходимо искать новые подходы для реальной борьбы с браконьерством, перегрузками уловов в море и на суше.
Примеры такого взаимодействия уже существуют. Так, Россией, Норвегией, Исландией, Фарерскими островами и ЕС – странами-участницами Комиссии по рыболовству в северо-восточной Атлантике (НЕАФК) – принята «Схема контроля и принуждения», предусматривающая государственный портовый контроль иностранных судов. Подобные схемы, по словам начальника управления науки и образования Росрыболовства Владимира БЕЛЯЕВА, имеют все шансы появиться в районах регулирования других организаций: НАФО, АНТКОМ, ИККАТ, а в последующем и на глобальном уровне. Со своей стороны Россия будет стремиться заключить двусторонние соглашения о сотрудничестве по вопросам ННН-промысла со всеми странами, использующими биоресурсы северной части Тихого океана.
В перспективе, полагают в ФАРе, возможно создание единой международной базы учета происхождения и движения рыбопродукции, которая может стать эффективным инструментом в борьбе с браконьерством. Легальность, т.е. прослеживаемость рыбопродукции, и качество становятся основными требованиями, которые рынок, особенно европейский, предъявляет поставщикам. В настоящее время Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) ООН разрабатывается единая глобальная система по контролю за добычей рыбы, ее доставкой в порты, переработкой и реализацией. Но претворение этих инициатив в жизнь невозможно без участия, причем добровольного, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний.
Превосходя ожидания
Рыбаки же, казалось, только и ждали, когда же власть предержащие заинтересуются их мнением. Ассоциации и союзы в отрасли действовали и ранее, но только за последние два-три года они набрали реальную силу и заставили считаться с собой. На Дальнем Востоке таким объединением стала Ассоциация добытчиков минтая, которая, выражая интересы своих предприятий, успешного взаимодействует как с российскими органами власти, так и с международным рыбным бизнесом.
Выступавшая одним из организаторов Конгресса, АДМ удостоилась львиной доли внимания иностранных гостей. О важности экспорта российского минтая свидетельствовал хотя бы тот факт, что половина пленарного заседания так или иначе касалась добычи белой рыбы, направлений и перспектив ее дальнейшего развития. Крайне интересовал присутствующих и вопрос сертификации промысла минтая на соответствие принципам международного Морского попечительского совета (MSC), к которому вновь и вновь возвращались в ходе пленарного заседания управляющий директор Sustainable Fisheries Partnership Джим Кэнон и консультант одного из крупнейших европейских импортеров российского минтая Frozen Fish International GmbH Йохим Боккиш.
В ответ представляющий Ассоциацию добытчиков минтая президент ООО «Управляющая компания БАМР» Петр САВЧУК сообщил, что на сегодняшний день предварительная оценка промысла завершена, в рамках АДМ созданы рабочие группы по управлению корректирующим воздействием и дан старт прохождению полной оценки. Получение сертификата, как надеются дальневосточники, позволит российским производителям минтая не потерять крупнейший европейский рынок белой рыбы, повысить свою репутацию и увеличить прибыль.
На этом фоне слегка удивляло упорное молчание китайских и корейских экспортеров: как никак большую часть нашего минтая закупают именно они. Вообще, их ежегодное присутствие на Конгрессе все более походит на дань вежливости, не более. Как бы то ни было, пока Восток слушал да помалкивал, Запад неустанно демонстрировал добрую волю и готовность к сотрудничеству. Г-н Боккиш не уставал нахваливать успехи своих партнеров и прямо-таки лучился оптимизмом.
«Подумать только! Еще 2-3 года назад все были уверены, что российские компании никогда не получат сертификат MSC. В 2006 г. стали поговаривать, что этого не произойдет в ближайшие годы. А в прошлом году мы видим, что АДМ уже проходит предварительную оценку промысла на соответствие требованиям MSC», – дивился прыти русских улыбчивый европеец.
Анализируя тенденции мирового рынка, Петр Савчук обратил внимание аудитории на избыток российского минтая безголового, поставляемого в Китай по низкой цене, в то время как в Европе наблюдается дефицит филе минтая и сурими. Более того, спрос на продукцию глубокой переработки – филе минтая – растет и внутри страны, удовлетворяясь за счет импорта низкокачественного филе второй заморозки из КНР. Цена же на филе морской заморозки стабильно высокая и будет только расти. С учетом этого наиболее перспективным использованием ресурсной базы для России, по мнению докладчика, станет выпуск сурими и филе первичной заморозки.
Часть предприятий, входящих в Ассоциацию добытчиков минтая, уже сейчас готова вкладывать средства в модернизацию и переоборудование судов. Но так как переоборудование одного судна под выпуск филе морской заморозки обходится в 2-2,5 миллиона долларов, то компании сталкиваются с вопросами долгосрочного планирования своей деятельности и привлечения инвестиций. Необходимы гарантии, например закрепление долей на 10-летний период, и другая помощь со стороны государства, в частности, введение рыночного оборота долей, переход на льготное налогообложение (ЕСХН) и т.д.
Не опоздать к разделу
Другой ключевой темой, красной нитью проходившей в выступлениях представителя ФАР Владимира Беляева, приморского губернатора Сергея Дарькина и генерального директора ТИНРО-Центра Льва Бочарова, стала обостряющаяся во всем мире борьба за долгосрочный доступ к водным биоресурсам открытых районов Мирового океана. В связи с этим для России крайне важно в кратчайшие сроки возобновить масштабный экспедиционный промысел, иначе в будущем это право может быть потеряно безвозвратно.
По мнению отраслевой науки, сырьевая база Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна позволяет довести вылов в 2009 г. и на среднесрочную перспективу до 3,5-4 млн. тонн. Но это по самым оптимистичным прогнозам. Рациональному использованию ВБР исключительной экономзоны во многом мешает несоответствие количества и структуры добывающего флота имеющимся рыбным запасам. Как результат – усиление эксплуатации одних и тех же видов и слабая экономическая эффективность промысла.
При этом потенциальные ресурсы открытых районов Тихого океана могут стать существенным вкладом, сняв часть нагрузки с ИЭЗ. По оценке Льва БОЧАРОВА, ежегодная добыча кальмаров, сайры, анчоуса и тунцов в ЗТО может достигать 500-600 тыс. тонн. Общая биомасса скумбрии и ставриды Калифорнийского течения находится на уровне от 50 до 500 тыс. тонн, морского леща центральной части Тихого океана – от 200 до 500 тыс. тонн. Велики запасы мезопелагических рыб, криля. Ставрида ЮВТО и ЮЗТО, промысел которой велся в 1980-х годах, и сегодня может обеспечить российским рыбакам уловы до 1 млн. тонн.
Почему же мы не ловим в столь перспективных водах? Камнем преткновения является отсутствие современного крупнотоннажного флота для ведения океанического рыболовства. Кроме того, организация экспедиции – дело затратное, а риски большие. Да и нерентабельное это дело, если вспомнить нынешние цены на топливо.
Возрождение масштабного океанического промысла, видимо, по плечу только будущему детищу государства – корпорации «Росрыбфлот», намерения по созданию которой вновь продекларировали в Росрыболовстве. Но когда они получат реальное воплощение, неизвестно. Между тем открытые районы стремительно обзаводятся конвенциями и комиссиями в составе тех стран, которые ловят там сейчас. И в этот узкий круг нас через какую-нибудь пару лет могут уже и не пустить…
К незамедлительной экспансии России в Мировой океан призывали и рыбаки самого западного анклава страны, рыбная промышленность которого изначально ориентировалась исключительно на привозное сырье. По словам президента Ассоциации рыбопромышленников Запада Эрнста СМЕЛОВА, калининградцев не больно-то рады видеть даже в «родной» Атлантике, откуда Российская Федерация вроде бы и не уходила. Тем более нас не ждут с распростертыми объятиями в тех районах, откуда мы в свое время так неосмотрительно ушли.
Так что вопрос, где ловить, отнюдь не праздный. Как бы ни были богаты воды Охотского, Берингова и Баренцева морей, бесконечно долго оказывать пресс на ресурсы исключительной экономической зоны – увы! – не выйдет.
В очередь за новинками
Внедрение инноваций независимо от сферы деятельности стало в нашей стране популярным лозунгом, всячески поощряемым и продвигаемым «сверху». Вот и в докладе, открывавшем пленарное заседание, Сергей ДАРЬКИН подчеркнул, что инновационная активность – один из основных рычагов выстраивания стратегии и политики мирового рыболовства. Именно она призвана дать ответы на вопросы, которые, к примеру, ставит перед рыбопромышленниками разразившийся топливный кризис.
Инновационно-технологическому обеспечению механизмов устойчивой эксплуатации ВБР было целиком посвящено заседание первого круглого стола. Его участники заслушали ряд интересных докладов об отечественных и зарубежных разработках, направленных на усовершенствование конструкций орудий лова, методов и средств регулирования промысла, оценки запасов биоресурсов, региональных, национальных или даже международных систем мониторинга и обмена информацией.
Круглый стол показал: науке есть что предложить рыбакам. Но тут свое, как всегда веское, слово говорит экономика. И рыбопромышленников-практиков больше интересовали не преимущества и выгоды, которые сулят новые решения, а экономическая целесообразность их внедрения. Кто будет платить за дорогие и сложные устройства: федеральный бюджет, местные власти или сами рыбаки в лице ассоциаций или отдельных предприятий? Ответ на этот вопрос способен охладить энтузиазм любых почитателей новшеств.
Однако инновационный подход – это не только высокие технологии. Современные реалии требуют внедрения новых экономических моделей управления, ориентированных как на извлечение по возможности максимальной прибыли, так и на достижение других целей: биологических, социальных, политических и т.д. Тогда, по мнению выступавших, возможны ситуации, когда не обязательно будет наращивать объемы вылова рыбы и полностью осваивать ОДУ. При этом доходы производителей не уменьшатся, а даже возрастут, а с ними появятся возможности совершенствовать техническую базу, повышать зарплату сотрудникам, обновлять флот и т.д.
Экономическое обоснование будущего развития рыбной отрасли представила генеральный директор ВНИЭРХ Наталья ЛЫСОВА. В своем докладе она проанализировала конкурентные преимущества и возможности рыбохозяйственного комплекса России с учетом внутреннего рынка рыбопродукции. Стратегической целью было названо достижение устойчивого и конкурентоспособного функционирования отечественного рыбного хозяйства в условиях глобальной экономики, которое бы обеспечило потребности страны в рыбных товарах и услугах, ее продовольственную независимость и стабильное развитие прибрежных регионов. В числе приоритетов, естественно, оказалось и насыщение внутреннего рынка рыбопродукцией от российских производителей, причем по доступным ценам, но экономист не скрывала: сложностей на этом пути предостаточно.
Эх, дороги…
Необъятные просторы бывшей одной шестой части суши по умолчанию делают логистику ахиллесовой пятой российских компаний, желающих продвигать свою продукцию на внутреннем рынке. Вот и получается, что огромный ассортимент дальневосточной рыбы и морепродуктов подчас остается terra incognita не только для регионов к западу от Урала, но и для ближайших соседей сибиряков. И дело даже не столько в расстояниях, сколько в общей неразвитости транспортных артерий. Автомобильным транспортом по бездорожью не навозишься, авиацией в нынешних условиях выгодно возить разве что деликатесы вроде черной икры. Вот и остается «народной рыбе» единственная «дорога жизни» – Транссиб.
«Любимую» магистраль в лице ОАО «РЖД» и ее «дочки» «Рефсервиса» за высокие тарифы не пинал только ленивый. Железнодорожники, надо отдать им должное, на конгрессе присутствовали и точку зрения свою объясняли логично и уверенно. В красочных диаграммах и таблицах перевозчики доказывали, что, во-первых, они отнюдь не монополисты, а, во-вторых, доля транспортных расходов в розничной цене той же кеты или горбуши, доставленной с Дальнего Востока на московский прилавок, не превышает 7-8% и что она не сравнима с накрутками, которые выставляют на рыбопродукцию продавцы.
Лейтмотивом звучало: «Рыбу возить нам, между прочим, тоже нерентабельно. Собственно только в путину и задействуем вагонный парк. Остальное время простаиваем себе в убыток». Как ни странно, несмотря на грустную картину, за свои позиции на столь «невыгодном» рынке и «РЖД», и «Рефсервис» держатся мертвой хваткой, и альтернативы им пока не видать. А раз договариваться с транспортниками все равно придется, надо постараться, чтобы эти контакты не свелись, как уже бывало, к выбиванию скидок и взаимным претензиям.
Проблемы с доставкой, отсутствие продуманных маркетинговых стратегий и, как следствие, правильного позиционирования продукции «съедают» все преимущества того же камчатского дикого лосося, мешая ему составить серьезную конкуренцию засилью импортных брендов на столичных прилавках. Но это – традиционная болевая точка. Новой головной болью, и на сей раз не только для рыбаков, грозит обернуться реализация правовых норм, предписывающих обязательную доставку уловов морских биоресурсов на российский берег.
На круглом столе обсуждалась также готовность береговой инфраструктуры к грядущим объемам рыбопродукции. Диагноз поставили сразу – к Новому году берег готов не будет. Да, в былые годы порты одного только Приморья брали миллионы тонн рыбных грузов. Но за 20 лет портовые мощности новее не стали, а местами и вовсе прекратили существование. Модернизация и строительство причалов, складов и холодильников, переход от системы «борт-вагон» к работе с контейнерами – все это потребует солидных вложений, которые вряд ли быстро окупятся, и времени, которого как обычно не хватает.
Большие сомнения вызывает и способность ведомств, контролирующих оформление судов в портах, в указанные сроки доделить полномочия и разработать для своих сотрудников четкие процедуры, так чтобы укладываться в отведенные законом 3 часа. Принцип «одного окна – одного подхода» все еще остается утопией.
Тут поневоле вспомнишь поговорку о том, в каком деле уместна спешка. Необходимость уже начавшихся кардинальных перемен в рыбной отрасли сомнений не вызывает, но ведь рыбаку практически не дают перевести дух: огромный пакет нормативных актов, принятый в течение последнего года, подготовка к наделению долями квот на 10-летний период, конкурсы за рыбопромысловые участки, а теперь и лозунг «всю рыбу на берег», где ее совсем не ждут… Отсрочка, по мнению большинства, поможет спасти ситуацию, предотвратив грузовой паралич и дав время на подготовку и рыбакам, и портовикам, и перерабатывающим производствам.
Посовещались и решили
Программа пленарного заседания и круглых столов оказалась предельно насыщенной. Не раз и не два обсуждение заданных тем затягивалось, не укладываясь в отведенные регламентом рамки, о чем модераторы безжалостно уведомляли увлекшихся оппонентов. Часто в разгаре дискуссий, казалось бы, уже найденное решение какой-либо проблемы тут же тянуло за собой ворох свежих вопросов. Все это обещало редакционной комиссии, готовившей проект резолюции, во главе с президентом Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергеем ТИМОШЕНКО напряженный вечер.
Так и вышло. Бизнесмены, «научники», представители ведомственных структур и органов власти разошлись не на шутку. Предложения – как устные, так и письменные – продолжали поступать на стол комиссии прямо по ходу зачитывания рабочего варианта итоговой резолюции.
Финальный документ Конгресса призывает государственные органы рыбопромышленных стран, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона, способствовать развитию сотрудничества по организации эффективного контроля деятельности промысловых судов и осуществления ими поставок рыбопродукции в порты АТР. На основе принципов добрососедства и взаимного партнерства международному бизнесу предлагается расширить информационный обмен и взаимодействие в экономической сфере и сообща принимать меры для стабилизации и оптимизации мирового рыбного рынка.
Кроме того, российские участники постановили направить обращение в органы государственной власти в лице Росрыболовства, Госдумы и Правительства РФ по вопросам, волнующим отечественных рыбаков.
3-й Международный конгресс рыбаков завершился. Но, как показывает практика, часть озвученных на нем идей и решений еще долго будет обсуждаться, уточняться, обретая все более конкретные черты на заседаниях отраслевых объединений, рабочих групп и комиссий, и, будем надеяться, со временем воплотится в соответствующих постановлениях Правительства или приказах агентства по рыболовству. В целом уровень конгресса, благодаря продуманным действиям организаторов, заметно вырос. Мероприятие все больше обретает черты того, чем оно и призвано быть – коммуникативной площадкой для обмена мнениями российских и зарубежных участников рыбного рынка, для выработки общих планов, а также путей, которыми их можно претворить в жизнь.