Краб под «пограничным» соусомНа прошлой неделе пограничники Северо-Востока подвели итоги деятельности своего управления по охране запасов краба и контролю за его промыслом. |
Эти мероприятия проходили с 5 октября по 30 ноября. Период не был лёгким для воинов в зелёных фуражках. Из-за истощения запасов краба у побережья Камчатки в этом году на 25 % по сравнению с прошлым годом были уменьшены квоты на его вылов. А камчатского краба, понёсшего наибольшие потери от человеческой деятельности, на западе Камчатки было просто запрещено ловить.
От этого пострадали законопослушные предприятия – их доходы сократились, пришлось увольнять рыбаков с краболовов, которые больше времени стали проводить «у стенки». Зато браконьеры почувствовали, что пришло их время. Ведь потребители крабовой продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона свои аппетиты не умерили. Им вынь да положи крабовую ножку на стол. А как она добыта – об этом как-то не думается, когда с удовольствием вкушаешь деликатесное мясо. Сокращение легального промысла стимулировало незаконную добычу краба, и трансграничные преступные группировки просто стали финансировать российских браконьеров, переправлявших живых крабов и продукцию из них за рубеж.
Их приходилось отлавливать на значительном морском пространстве – под контролем у пограничников Северо-Востока – примерно 950 тыс. кв. миль. Чтобы охранять каждую квадратную милю Охотского и Берингова морей, не хватит никаких сторожевиков и патрульных судов. Поэтому пограничникам пришлось искать новые формы борьбы с нелегальной добычей крабов. Конечно же, командующий СВПУ БО ФСБ РФ А.А. Лебедев во время брифинга 10 декабря не раскрыл всех нюансов служебной деятельности пограничников, чтобы не давать нелегалам шанса приспособиться и уходить от наказания. Но всё же рассказал, что в основном стоящие на страже морских богатств дальневосточных морей пограничники опирались на оперативные данные и информационно-аналитическое обеспечение охраны водных биоресурсов. Для контроля за промыслом активно использовалась авиация. Очень помогло в этом году в борьбе с браконьерством более тесное сотрудничество с органами ФСБ и МВД.
Деятельность в основном была направлена на максимальное пресечение браконьерского вылова краба и вывоза продукции промысла за пределы исключительной экономической зоны России, а также на выявление организаторов нарушений природоохранного законодательства. О том, насколько эффективно это получалось, говорят цифры. Проверено более 60 судов, использовавшихся для добычи краба и транспортировки продукции промысла (это большинство судов, занимающихся крабовым промыслом в зоне ответственности пограничного управления). Было выявлено 19 нарушений действующего законодательства, причём подавляющее большинство из них совершено капитанами судов, осуществлявших плавание под так называемыми «удобными флагами». В порт отконвоированы для разбирательства 15 судов (в их числе – 10 «иностранцев»). Не всем капитанам нравилось такое внимание к своему судну со стороны пограничников. Порой между ними возникало жёсткое противостояние как в портах, так и в районах промысла. К примеру, когда под конвоем ПСКР «Магаданец» в Петропавловск шло задержанное судно «Стар-2», его капитан получил приказание от судовладельца быть готовым к его затоплению. И только благодаря действиям пограничников браконьерский траулер не оказался на дне морском.
На задержанных судах обнаружено свыше 150 тонн крабовой продукции, более 100 тонн краба в живом виде, около 70 тонн другой морепродукции, используемой в качестве наживы. Кроме этого, всё теми же капитанами, чтобы избежать ответственности, только в октябре-ноябре было легализовано (вписано в разрешение) не менее 250 тонн крабов, которые могли быть использованы для производства скрытой от учёта продукции.
Не могли обойти вниманием на брифинге и дальнейшую судьбу отобранного у браконьеров улова. Если живого краба выпускают на волю (с начала года госморинспекцией пограничного управления в естественную среду обитания было возвращено 246 тыс. особей), то крабовую продукцию, произведенную браконьерами, положено полностью уничтожать. В этом году её было уничтожено более 24 тонн. Такие действия можно было бы понять, в отношении лососёвой икры, сделанной где-то в гараже «на коленке» – никаким санитарным нормам она, конечно, не соответствует. Но крабовая продукция в основном предназначена на экспорт, а всякую гадость туда не отправляют. Что если экспертиза, которую проводят при изъятии каждой партии крабовой продукции, подтвердит её нормальное качество? Такая продукция, по мнению А.А. Лебедева, если она отвечает всем санитарным требованиям, может быть реализована. Но этот вопрос должно решать правительство. Тем временем, по некоторым данным, решения своей судьбы – быть уничтоженными или реализованными – в холодильниках дожидаются около 400 тонн крабовой продукции. Вот и будут ломать голову государственные мужи, как в конкретном случае поступить: уничтожение тоже штука недешёвая, обойдется в миллионы, а реализация обернётся сплошным воровством, поскольку ее формы и методы отработаны и опробованы на практике: у нас за этим не заржавеет.